Юрий Зиссер: Мы еще в прошлом году почувствовали, что уперлись в потолок – на рынке больше нет рекламных денег
02.12.2011 11:22
—
Новости Hi-Tech
В 2000 году Юрий Зиссер инвестировал в свое главное детище – портал TUT.BY – $10 тысяч. Сегодня инвесторы предлагают за него $20 млн.
Если бы кто-нибудь составил рейтинг самых успешных и одновременно открытых для прессы бизнесменов нашей страны, Юрий Зиссер наверняка занял бы в нём одно из первых мест.
Владелец самого крупного портала Байнета не покупает яхты, не строит загородные особняки, хотя мог бы, и передвигается не на новом BMW, а на подержанном "Ситроене". Мы беседуем с ним на девятом этаже самого обычного многоквартирного дома (разве что настоящий орган увидишь не в каждой минской квартире!), и я пытаюсь понять, зачем человеку, которому "не надо никому ничего демонстрировать" и для которого главное, "чтобы денег хватало на быт и путешествия", – собственный бизнес? Ведь сегодня достаточно быть наемным программистом, чтобы заработать и на то, и на другое!
Юрий Зиссер, и сегодня очень похожий на советского инженера-программиста, пожимает плечами: "Да, достаточно... Не то чтобы я когда-то ставил перед собой такую цель – заняться собственным бизнесом. Так получилось". И ведь точно получилось!
В далеком Лангепасе…
"В 1990-1991 годах я работал в кооперативе "Факел" в построенном белорусами городе Лангепас. Хозяин кооператива продавал местным нефтяникам компьютеры. И вот коммерческому банку "Лангепас" понадобилась программа, позволяющая самостоятельно выплачивать зарплату и при этом не отчислять 2-процентную комиссию Сбербанку. Минский кооператив поручил мне ее разработать и внедрить".
Такого программного обеспечения в то время не было даже в Сбербанке, который, единственный в Союзе, работал с физическими лицами. А были огромные шкафы на вертикальной оси, заполненные карточками. Программа Юрия Зиссера позволила "Лангепасу" отказаться и от карточек, и от посредничества Сбербанка.
Это был успех. И Зиссер с другими программистами предложил директору кооператива: "Валера, давай тиражировать наши разработки". Ответ был: "Вам надо – вы и тиражируйте". Тогда заниматься софтом было неинтересно: программы стоили максимум 10% от стоимости "железа".
Спустя некоторое время Юрий Зиссер начал предлагать свои программы в Минске.
"Пошел в Беларусбанк. Там мою программу внедрили. Потом заинтересовались Белпромстройбанк и Белагропромбанк... Когда я продал 30 копий, пришлось задуматься. У банков постоянно возникали вопросы: как выплачивать мне, физическому лицу, вознаграждение? Использовались всякие обходные схемы: например, деньги зачислялись во вклад на мое имя. Или мне платили через разные коммерческие структуры. Они удерживали свой процент и выдавали наличные. Все эти обходные схемы надоели. Да и в банках меня поставили в известность, что с физическими лицами больше работать не будут. Я был вынужден создать фирму, чтобы сопровождать эти тридцать внедренных программ".
В марте 1992 года появилось УП "Надежные программы". Открытие своего дела стоило чуть больше тысячи советских рублей: госпошлина – 240, печать, заказанная в Подмосковье, – 700. И еще в 100 рублей обошелся логотип – компьютерная дискета в центре печати.
Белорусский Yahoo!
В конце 1990-х дискеты в Беларуси еще широко использовались, а за рубежом их уже начали вытеснять более емкие CD и флеш-накопители. Юрий Зиссер в это время как раз летал на стажировки в США.
"Я видел, что там уже все завязано на интернет. Страшной популярностью пользовался портал Yahoo!. И у меня зачесались руки сделать здесь такой же, потому что я заскучал. "Надежные программы" в то время стабильно работали на рынке банковских продуктов. А сопровождение программ само по себе не очень интересно. Можно было еще попробовать теснить конкурентов. Но работа локтями меня никогда не привлекала".
В 2000 году, когда создавался TUT.BY, в Байнете было около 500 сайтов. Уже работали Open.by, Shop.by, All.by. Были интернет-страницы, которые называли себя порталами, но в сегодняшнем понимании это были обычные блоги.
"И вот я читаю на форуме "Компьютерных вестей" журналиста Сергея Дмитриева, – вспоминает Зиссер. – О том, что у него есть идея, которую он готов предложить любому, кто возьмется ее реализовать. Встретились. Оказалось, он хочет создать в Беларуси бесплатную почту по аналогии с Mail.ru. Я прикинул: в Америке полно этих почт, но это все в основном "мусорки". И поэтому предложил Дмитриеву: давай открывать портал, будешь руководителем проекта".
Сергей Дмитриев быть менеджером отказался. Но зато привел в проект журналиста Андрея Кононовича, студента 3-го курса иняза. Тот за четыре месяца и решил все оргвопросы: написал техническое задание, нашел студию, заказал дизайн... А Юрий Зиссер курировал создание портала по интернету из США.
"Потом я предложил Андрею долю в проекте или деньги. Он выбрал второе и на четырехмесячную зарплату хорошего взрослого менеджера купил "Жигули". А потом этот талантливый парень, к сожалению, уехал за океан".
Некоторые пункты бизнес-плана, написанного Юрием Зиссером и Андреем Кононовичем весной 2000-го, были реализованы только через пять лет. Например, FINANCE.TUT.BY, SHOP.TUT.BY.
В запуск портала было инвестировано всего $10 тыс.
Зарплаты, почтовые программы, серверы, дизайн... В конце 2006-го все инвестиции в создание и развитие проекта уже окупились. А в 2008 году накануне мирового кризиса к Зиссеру выстроилась очередь инвесторов, готовых заплатить за TUT.BY до $20 млн. Но деньги сами по себе его не очень интересуют. Ему нужен вызов и новые идеи. А этого создателю TUT.BY пока ни один инвестор не предложил.
В поисках "прибежища"
– Часто пишут, что TUT.BY монополизировал, подмял под себя весь Байнет. Как вам это удалось?
– Мы никогда не ставили цель кого-то подмять. Просто работаем – и все. Можете считать, что это шаманство, но люди полюбили нас больше, чем других. Хотя мы, конечно, очень старались и стараемся. Тщательно отбираем кадры, у нас сильная маркетинговая политика и грамотный пиар.
– А когда вы почувствовали, что это реально работает?
– А у меня изначально не было сомнений, что TUT.BY заработает. Потому что клонирование Yahoo! в Беларуси не могло не быть успешным.
Конечно, за 11 лет работы TUT.BY далеко не всегда был самым популярным белорусским ресурсом в почте, поисковиках, соцсетях...
"Мы понимали, что не можем быть сильнее "Гугла" или "Яндекса" в почте и поиске. Наши возможности – несопоставимы. Теоретически можно было набрать инвестиционных денег и построить мощный поисковик. Но в масштабах маленькой страны это не окупится! У нас ведь крохотный рекламный рынок. Что такое $80-90 млн в год? И $7 млн на интернет-рекламу. Это же ничего! В Польше объём рекламы на душу населения в 20-30 раз больше, в России – в 10".
На помощь, шутит Юрий Зиссер, пришел афоризм доктора Самуэля Джонсона: "Патриотизм – последнее прибежище негодяя". "Негодяи", – смеется он, – это в данном случае – мы". Команда ТUT.BY осознала: чтобы выжить на рынке, нужно заниматься тем, что не смогут повторить глобальные игроки. А это – местный контент. Прежде всего – новости, ориентированные на здешнюю публику, сделанные местными журналистами.
"Сегодня мы более популярны, чем СМИ, хотя называемся порталом. У нас в редакции только штатных сотрудников 25 человек. И когда на улице я встречаю пользователей, то мне редко говорят: "Я всю жизнь пользуюсь вашей почтой". Обычно я слышу: "Каждое утро я начинаю с чтения новостей на TUT.BY". В этом наше нынешнее предназначение. И это никакие "Гугл" с "Яндексом" не убьют. Они никогда не сделают такие новости. Никогда автоматизированные сервисы не создадут контент, его должен создать или подобрать вручную человек. И так, чтобы в этом чувствовалась страна, чтобы это было "тепло" и патриотично".
Что дальше?
Этот вопрос для Юрия Зиссера сегодня также актуален, как и в конце 90-х:
"Да, мы зарабатываем прибыль за счет хостинга, регистрации доменных имен в зоне by. Нам также удалось удержать уровень рекламы на портале, хотя ТВ и "наружка" в этом году здорово "просели". То есть дела, несмотря на кризис, вроде бы идут неплохо. Но мы еще в прошлом году почувствовали, что уперлись в потолок. Что ни делай – больше зарабатывать не будешь, потому что на рынке больше нет рекламных денег".
Спрашиваю: может, на американский манер настало время продать раскрученный бизнес и заняться чем-то новым?
Юрий Зиссер, поразмыслив, отвечает: "А я не цепляюсь за TUT.BY. Если бы мне пришла в голову какая-то супер-идея, и понадобилось много денег, я бы его продал. Или в благотворительность вложу, если ничего не придумаю. Если портал работает – какая разница, кому он принадлежит! Не думаю, что Билла Гейтса убыло оттого, что он продает свои акции в "Майкрософт" и инвестирует в биотехнологичные фирмы, которые ищут лекарство от рака".
В свои 50 с небольшим Юрий Зиссер – неутомимый исследователь. Он продолжает настойчиво искать новый challenge. В переводе с английского это означает вызов, сложную проблему. Одним словом, что-то такое, от чего бы снова "зачесались руки". Идею, которая будет вдохновлять очередной десяток лет.
Советы от Юрия Зиссера
1. Не надо ничего бояться. Всегда делай то, что считаешь хорошим и правильным. Чтобы ни делал, неудача рано или поздно настигнет. Это нормально. Через ошибки нужно пройти самому.
2. Особенно осторожным надо быть, приступая ко второму проекту. Когда первый раз человек делает что-то удачно, и у него получается, он начинает безумно верить в себя и считать, что все, что он делает, – правильно. И чаще всего потом проваливается! В такой момент надо иметь рядом более опытного, трезвого партнера, который прошел хотя бы три проекта.
3. Я беру на работу только тех, кто способен работать самостоятельно, кому интересно работать. И никогда не беру людей, которые что-то знают, а работать не хотят.
4. Следует также помнить, что одни и те же характеристики личности подходят к одним должностям, но не подходят к другим. Например, я наделал много ошибок, пока не понял, что для программиста, как и для менеджера, главное – ориентация на результат. А для системного администратора – на процесс.
5. Ниши в Байнете еще есть и сегодня: товарные каталоги, товарная реклама и др. Здесь вполне можно открыть новые проекты. Некоторые участки нашего интернет-пространства еще не совсем вспаханы. Либо вспаханы, но не так, как положено. Поэтому надо смотреть, как развивается интернет на Западе, и реализовывать здесь те проекты, с которыми западные ребята не могут сюда войти. Либо могут, но это обойдется им слишком дорого.
Если бы кто-нибудь составил рейтинг самых успешных и одновременно открытых для прессы бизнесменов нашей страны, Юрий Зиссер наверняка занял бы в нём одно из первых мест.
Владелец самого крупного портала Байнета не покупает яхты, не строит загородные особняки, хотя мог бы, и передвигается не на новом BMW, а на подержанном "Ситроене". Мы беседуем с ним на девятом этаже самого обычного многоквартирного дома (разве что настоящий орган увидишь не в каждой минской квартире!), и я пытаюсь понять, зачем человеку, которому "не надо никому ничего демонстрировать" и для которого главное, "чтобы денег хватало на быт и путешествия", – собственный бизнес? Ведь сегодня достаточно быть наемным программистом, чтобы заработать и на то, и на другое!
Юрий Зиссер, и сегодня очень похожий на советского инженера-программиста, пожимает плечами: "Да, достаточно... Не то чтобы я когда-то ставил перед собой такую цель – заняться собственным бизнесом. Так получилось". И ведь точно получилось!
В далеком Лангепасе…
"В 1990-1991 годах я работал в кооперативе "Факел" в построенном белорусами городе Лангепас. Хозяин кооператива продавал местным нефтяникам компьютеры. И вот коммерческому банку "Лангепас" понадобилась программа, позволяющая самостоятельно выплачивать зарплату и при этом не отчислять 2-процентную комиссию Сбербанку. Минский кооператив поручил мне ее разработать и внедрить".
Такого программного обеспечения в то время не было даже в Сбербанке, который, единственный в Союзе, работал с физическими лицами. А были огромные шкафы на вертикальной оси, заполненные карточками. Программа Юрия Зиссера позволила "Лангепасу" отказаться и от карточек, и от посредничества Сбербанка.
Это был успех. И Зиссер с другими программистами предложил директору кооператива: "Валера, давай тиражировать наши разработки". Ответ был: "Вам надо – вы и тиражируйте". Тогда заниматься софтом было неинтересно: программы стоили максимум 10% от стоимости "железа".
Спустя некоторое время Юрий Зиссер начал предлагать свои программы в Минске.
"Пошел в Беларусбанк. Там мою программу внедрили. Потом заинтересовались Белпромстройбанк и Белагропромбанк... Когда я продал 30 копий, пришлось задуматься. У банков постоянно возникали вопросы: как выплачивать мне, физическому лицу, вознаграждение? Использовались всякие обходные схемы: например, деньги зачислялись во вклад на мое имя. Или мне платили через разные коммерческие структуры. Они удерживали свой процент и выдавали наличные. Все эти обходные схемы надоели. Да и в банках меня поставили в известность, что с физическими лицами больше работать не будут. Я был вынужден создать фирму, чтобы сопровождать эти тридцать внедренных программ".
В марте 1992 года появилось УП "Надежные программы". Открытие своего дела стоило чуть больше тысячи советских рублей: госпошлина – 240, печать, заказанная в Подмосковье, – 700. И еще в 100 рублей обошелся логотип – компьютерная дискета в центре печати.
Белорусский Yahoo!
В конце 1990-х дискеты в Беларуси еще широко использовались, а за рубежом их уже начали вытеснять более емкие CD и флеш-накопители. Юрий Зиссер в это время как раз летал на стажировки в США.
"Я видел, что там уже все завязано на интернет. Страшной популярностью пользовался портал Yahoo!. И у меня зачесались руки сделать здесь такой же, потому что я заскучал. "Надежные программы" в то время стабильно работали на рынке банковских продуктов. А сопровождение программ само по себе не очень интересно. Можно было еще попробовать теснить конкурентов. Но работа локтями меня никогда не привлекала".
В 2000 году, когда создавался TUT.BY, в Байнете было около 500 сайтов. Уже работали Open.by, Shop.by, All.by. Были интернет-страницы, которые называли себя порталами, но в сегодняшнем понимании это были обычные блоги.
"И вот я читаю на форуме "Компьютерных вестей" журналиста Сергея Дмитриева, – вспоминает Зиссер. – О том, что у него есть идея, которую он готов предложить любому, кто возьмется ее реализовать. Встретились. Оказалось, он хочет создать в Беларуси бесплатную почту по аналогии с Mail.ru. Я прикинул: в Америке полно этих почт, но это все в основном "мусорки". И поэтому предложил Дмитриеву: давай открывать портал, будешь руководителем проекта".
Сергей Дмитриев быть менеджером отказался. Но зато привел в проект журналиста Андрея Кононовича, студента 3-го курса иняза. Тот за четыре месяца и решил все оргвопросы: написал техническое задание, нашел студию, заказал дизайн... А Юрий Зиссер курировал создание портала по интернету из США.
"Потом я предложил Андрею долю в проекте или деньги. Он выбрал второе и на четырехмесячную зарплату хорошего взрослого менеджера купил "Жигули". А потом этот талантливый парень, к сожалению, уехал за океан".
Некоторые пункты бизнес-плана, написанного Юрием Зиссером и Андреем Кононовичем весной 2000-го, были реализованы только через пять лет. Например, FINANCE.TUT.BY, SHOP.TUT.BY.
В запуск портала было инвестировано всего $10 тыс.
Зарплаты, почтовые программы, серверы, дизайн... В конце 2006-го все инвестиции в создание и развитие проекта уже окупились. А в 2008 году накануне мирового кризиса к Зиссеру выстроилась очередь инвесторов, готовых заплатить за TUT.BY до $20 млн. Но деньги сами по себе его не очень интересуют. Ему нужен вызов и новые идеи. А этого создателю TUT.BY пока ни один инвестор не предложил.
В поисках "прибежища"
– Часто пишут, что TUT.BY монополизировал, подмял под себя весь Байнет. Как вам это удалось?
– Мы никогда не ставили цель кого-то подмять. Просто работаем – и все. Можете считать, что это шаманство, но люди полюбили нас больше, чем других. Хотя мы, конечно, очень старались и стараемся. Тщательно отбираем кадры, у нас сильная маркетинговая политика и грамотный пиар.
– А когда вы почувствовали, что это реально работает?
– А у меня изначально не было сомнений, что TUT.BY заработает. Потому что клонирование Yahoo! в Беларуси не могло не быть успешным.
Конечно, за 11 лет работы TUT.BY далеко не всегда был самым популярным белорусским ресурсом в почте, поисковиках, соцсетях...
"Мы понимали, что не можем быть сильнее "Гугла" или "Яндекса" в почте и поиске. Наши возможности – несопоставимы. Теоретически можно было набрать инвестиционных денег и построить мощный поисковик. Но в масштабах маленькой страны это не окупится! У нас ведь крохотный рекламный рынок. Что такое $80-90 млн в год? И $7 млн на интернет-рекламу. Это же ничего! В Польше объём рекламы на душу населения в 20-30 раз больше, в России – в 10".
На помощь, шутит Юрий Зиссер, пришел афоризм доктора Самуэля Джонсона: "Патриотизм – последнее прибежище негодяя". "Негодяи", – смеется он, – это в данном случае – мы". Команда ТUT.BY осознала: чтобы выжить на рынке, нужно заниматься тем, что не смогут повторить глобальные игроки. А это – местный контент. Прежде всего – новости, ориентированные на здешнюю публику, сделанные местными журналистами.
"Сегодня мы более популярны, чем СМИ, хотя называемся порталом. У нас в редакции только штатных сотрудников 25 человек. И когда на улице я встречаю пользователей, то мне редко говорят: "Я всю жизнь пользуюсь вашей почтой". Обычно я слышу: "Каждое утро я начинаю с чтения новостей на TUT.BY". В этом наше нынешнее предназначение. И это никакие "Гугл" с "Яндексом" не убьют. Они никогда не сделают такие новости. Никогда автоматизированные сервисы не создадут контент, его должен создать или подобрать вручную человек. И так, чтобы в этом чувствовалась страна, чтобы это было "тепло" и патриотично".
Что дальше?
Этот вопрос для Юрия Зиссера сегодня также актуален, как и в конце 90-х:
"Да, мы зарабатываем прибыль за счет хостинга, регистрации доменных имен в зоне by. Нам также удалось удержать уровень рекламы на портале, хотя ТВ и "наружка" в этом году здорово "просели". То есть дела, несмотря на кризис, вроде бы идут неплохо. Но мы еще в прошлом году почувствовали, что уперлись в потолок. Что ни делай – больше зарабатывать не будешь, потому что на рынке больше нет рекламных денег".
Спрашиваю: может, на американский манер настало время продать раскрученный бизнес и заняться чем-то новым?
Юрий Зиссер, поразмыслив, отвечает: "А я не цепляюсь за TUT.BY. Если бы мне пришла в голову какая-то супер-идея, и понадобилось много денег, я бы его продал. Или в благотворительность вложу, если ничего не придумаю. Если портал работает – какая разница, кому он принадлежит! Не думаю, что Билла Гейтса убыло оттого, что он продает свои акции в "Майкрософт" и инвестирует в биотехнологичные фирмы, которые ищут лекарство от рака".
В свои 50 с небольшим Юрий Зиссер – неутомимый исследователь. Он продолжает настойчиво искать новый challenge. В переводе с английского это означает вызов, сложную проблему. Одним словом, что-то такое, от чего бы снова "зачесались руки". Идею, которая будет вдохновлять очередной десяток лет.
Советы от Юрия Зиссера
1. Не надо ничего бояться. Всегда делай то, что считаешь хорошим и правильным. Чтобы ни делал, неудача рано или поздно настигнет. Это нормально. Через ошибки нужно пройти самому.
2. Особенно осторожным надо быть, приступая ко второму проекту. Когда первый раз человек делает что-то удачно, и у него получается, он начинает безумно верить в себя и считать, что все, что он делает, – правильно. И чаще всего потом проваливается! В такой момент надо иметь рядом более опытного, трезвого партнера, который прошел хотя бы три проекта.
3. Я беру на работу только тех, кто способен работать самостоятельно, кому интересно работать. И никогда не беру людей, которые что-то знают, а работать не хотят.
4. Следует также помнить, что одни и те же характеристики личности подходят к одним должностям, но не подходят к другим. Например, я наделал много ошибок, пока не понял, что для программиста, как и для менеджера, главное – ориентация на результат. А для системного администратора – на процесс.
5. Ниши в Байнете еще есть и сегодня: товарные каталоги, товарная реклама и др. Здесь вполне можно открыть новые проекты. Некоторые участки нашего интернет-пространства еще не совсем вспаханы. Либо вспаханы, но не так, как положено. Поэтому надо смотреть, как развивается интернет на Западе, и реализовывать здесь те проекты, с которыми западные ребята не могут сюда войти. Либо могут, но это обойдется им слишком дорого.