IT-страна: обсуждаем концепцию
Продолжаем обсуждение проекта Национальной программы "IТ-страна". Новостью последнего времени стало включение "IТ-страны" в специальную госпрограмму развития информтехнологий. С другой стороны, заметные в Беларуси ИКТ-фигуры продолжают обсуждать и критиковать отдельные положения концепции "IT-страны".
Некоторое время назад мы уже писали о том, что Совет Министров Беларуси рассматривает и готовит к принятию проект постановления "Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы". Задача этой Национальной программы - реализовать принятую не так давно Стратегию развития информационного общества до 2015 года.
В рамках Нацпрограммы ее авторы постарались объединить три ключевых документа: концепцию Государственной программы на период 2010-2015 годы "Информационное общество" (это детище Минсвязи), проект Национальной программы "IТ-страна" (предложенный ЗАО "БелХард Групп") и среднесрочную программу ускоренного развития услуг в области информационных технологий в РБ на 2010-2014 годы (предложена ПВТ).
В числе авторов "объединительного" документа - представители Минсвязи, ОАЦ, Министерства образования, Министерства труда и соцзащиты, МИДа, НАН РБ, ГУ "Администрация парка высоких технологий", ассоциации "Инфопарк", Центра информационных технологий БГУ, общественной организации "Информационное общество".
Новую Национальную программу предполагается реализовывать в три этапа. Первый этап - 2011-2012 годы; второй - 2013-2014 годы; третий - 2015 год. Заказчиком-координатором Национальной программы в проекте определено Министерство связи и информатизации в лице его Департамента информатизации.
О том, как создавалась Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы, а также о перспективах связанной с ней программы "IT-страна", нам рассказал заместитель директора Администрации ПВТ Александр Мартинкевич:
- На самом деле Программа по ускоренному развитию IТ-услуг - это просто переформулированная часть Стратегии развития информационного общества. В нее просто добавили один пункт, точнее, одну подпрограмму. Сама стратегия состоит из ряда подпрограмм. Одна подпрограмма идет от Министерства культуры, другая - от ОАЦ и так далее, то есть каждое ведомство ведет там свою подпрограмму. И одна из этих подпрограмм - это была подпрограмма по ускоренному развитию IT-услуг.
Когда была создана рабочая группа, в ее состав вошла Администрация ПВТ, Академия Наук, Минсвязи, ОАЦ, "БелХард". И на этапе, когда мы обсуждали все это, существовали две точки зрения - были представлены проект национальной программы "IT-страна" и видение Администрации ПВТ о том, что необходимо сделать, чтобы обеспечить ускоренное развитие IT-отрасли в нашей стране. Сами подходы были практически одинаковые. То есть все мы понимаем, что в долгосрочной перспективе, с учетом того, что нас сейчас ожидает демографическая яма, при сохранении нынешних темпов развития отрасли и даже говоря об ускоренном развитии, основным источником кадров для IT станет система повышения квалификации.
Понятно, что пять лет назад никто не планировал, что будет ПВТ. Соответственно, вузы набирали абитуриентов на IT-специальности исходя из своих планов. Да, сегодня в сфере высшего образования происходят изменения, но они не закроют потребности и не обеспечат ускоренный рост в IT-сфере. Поэтому основным источником IT-кадров станет создание в стране массовой системы, которая могла бы обеспечить переподготовку людей с базовым техническим образованием в IT-специалистов.
И это не бухгалтеры, потому что опыт показывает: это не очень реально. Когда мы обсуждали этот вопрос, у нас возник спор по показателям: сколько реально сегодня можно переобучить людей? "IT-страна" отталкивалась, как мы понимаем, от того, что в стране 4 млн человек с базовым техническим образованием, которых можно переучить.
Мы были более пессимистичны, опираясь на практические цифры. И решили, что в плане переподготовки кадров в ближайшие 5-6 лет основной костяк, которые пойдут переобучаться, - это будут люди от 25 до 35 лет. Вряд ли мы сегодня можем взять сорокапятилетнего человека и сказать: "Давай, иди на восьмимесячный курс, и через восемь месяцев ты будешь получать не $500, а $800 или $1000". Во-первых, после 45 лет падает обучаемость человека. Во-вторых, после 45 лет, когда у человека уже есть дача, семья и все прочее, маловероятно, что за $200 он пойдет изучать что-то новое. Поэтому в своих цифрах мы исходили из того, что 30% людей 25-35 лет может изъявить желание пойти на переобучение. Из этих 30% еще только 30% пройдут тесты и будут способны пройти это самое переобучение. А потом мы в период восьмимесячной подготовки еще потеряем сколько-то процентов. И это никак не 300 тыс. специалистов.
В результате оказалось, что у нас в ближайшее время, если будут созданы определенные условия, на выходе получится: при оптимистическом сценарии - 16,8 тыс. переобученных специалистов; при реалистическом сценарии - 3,5 тыс. переобученных специалистов. Хотя, я думаю, все же стоит взять "оптимистичную" цифру.
Комментарий Игоря Мамоненко, генерального директора компании "БелХард"
В рабочей группе были жаркие диспуты по поводу наименования и содержания различных пунктов программы, хотя по сути мы единомышленники. Но спор по потенциальному количеству будущих ИТ-специалистов, а, следовательно, и по объему возможной экспортной выручки был одним из ключевых моментов. Если взять даже оптимистичный сценарий Александра Михайловича, то это 0.7% от общего числа работающих в Беларуси с третичным образованием. Согласитесь, что это более чем скромный оптимизм.
В свое время, когда стране понадобились бухгалтеры, то за десять лет (1991-2001) сотни тысяч бывших инженеров, научных работников, экономистов, военных и др. без всяких льгот освоили одну из самых сложных и по сей день профессий - бухгалтера. Причем попутно освоили и компьютерную грамотность.
По данным Всемирного банка (www.doingbusiness.org/Data/ExploreEconomies/belarus#paying-taxes), мы тратим 900 человеко-часов на расчет бухгалтерии среднего предприятия. Если мы выполним хотя бы его рекомендации о пятикратном сокращении затрат времени на такие расчеты, то уже высвободим порядка 80% из числа работающих сейчас бухгалтерами, а это 320 тыс. Повсеместное внедрение в жизнь современных компьютерных систем управления высвободит, по нашим расчетам, еще порядка 200 тыс. Высвободившиеся полмиллиона человек окажут давление на существующий рынок труда. Начнутся глубокие процессы перераспределения трудовых ресурсов.
При этом ИТ-страна говорит, что за пять лет создаст 300 тыс. новых рабочих мест и новую сверхдинамичную систему подготовки и переподготовки кадров под эти места. 300 тыс. из 2.3 млн - это всего лишь 1 из 8 человек. И это абсолютно реально.
Наши прогнозы:
- из 300 тыс. примерно 150 тыс. попадут в команды, занимающиеся разработкой ПО, а другая половина - в команды, занимающиеся аутсорсингом бизнес-процессов (ВРО);
- бывшие бухгалтеры распределятся между первой и второй группами в количестве 50 тыс. и 100 тыс. соответственно;
- оставшиеся 150 тыс. это будут те, кто ранее никогда бухгалтерами не работали. Они перейдут в ИТ страну из других профессий, ведомые, прежде всего, перспективами интересной работы, возможностями сделать карьеру и, конечно, из-за более высоких зарплат. Их прежние рабочие места займут бывшие бухгалтеры и человеческий баланс замкнется;
- еще порядка 200 тыс. человек из 500 тыс. поглотит сфера услуг, расширяемая из-за повышения покупательской способности работников ИТ-индустрии.
Существующий сейчас ошибочный стереотип разработчика представляет его в виде некого вундеркинда, способного одновременно и с заказчиком на английском общаться, и программировать одной левой, а правой девушку обнимать. Плюс пиво, сигареты, ненормированный рабочий день и особый жаргон.
В реальности, на серьезных фирмах вы таких уже не встретите - слишком большие субъективные риски. Нынче там главенствуют процессы. Будущие ИТ-специалисты должны понимать то, что разработка программного обеспечения - это, прежде всего, командный труд. Чем сложнее проект, тем выше степень разделения труда. Качественно освоить два-три десятка операций на "технологическом конвейере" по разработке ПО сможет практически любой бывший инженер или бухгалтер. Для наиболее сложных технологических операций в любом дееспособном коллективе есть небольшое количество высокооплачиваемых экспертов. Как, впрочем, и на любом производстве.
По поводу 8-месячного обучения. Большинство зарубежных учебных программ предполагает по количеству часов 2-3-недельное обучение. Затем практика и снова в бой - в среднем, один месяц в году уходит на обучение. Для новичков программа ИТ-страна предусматривает также нечто вроде "учебных батальонов", где курсанты будут шлифовать свои знания на реальных проектах сразу после курсов. Такая практика может длиться два-три месяца и тоже будет платной. Она позволит получить более реальную картину о способностях кандидатов и их соответствии требованиям рабочих вакансий. В целом, такая система позволит сгладить острые углы процесса трансформации человеческого потенциала.
Виктор ДЕМИДОВ