Исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. По уровню здоровья в Несвиж-ском районе детей с 1-й группой здоровья — 26,6%, 2-й — 60,1%, 3-й — 11,6%, 4-й — 1,7%.
Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных адаптироваться к нагрузкам. Как следствие этого: снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
На что нужно обратить внимание родителям, чтобы сохранить здоровье ребенка?
- Смена деятельности. Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11 — 14 лет — около 4 часов; в 15 — 17 лет — 3-4 часа. В день необходимо посвятить не менее 30 мин. умеренной мышечной нагрузке.
- Сон. Существенное значение в любом возрасте имеет продолжительность сна, которая зависит от индивидуальных особенностей человека. И хотя строгой нормы нет, продолжительность ночного сна учащихся 14 — 18 лет должна в среднем составлять 9-10 часов в сутки.
- Умственное переутомление. Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница.
- Зрение. В школьном возрасте часто наблюдается ухудшение зрения у школьников. Это связано с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач и работой на компьютере. Без вреда для нервной системы и зрения школьники могут смотреть телевизионные передачи не более 2-3 раз в неделю с продолжительностью до 60 минут. Старшие школьники — до 1,5 часа с обязательными перерывами.
- Культура питания. Культура питания складывается из регулярности приемов пищи, их распределения в течение дня, поведения за столом, пищевых предпочтений… Школьники часто не успевают во-время или не спеша поесть.
Проблема здоровья учащихся в настоящее время обрела социальное значение. Задача родителей и учителей — способствовать сохранению и укреплению здоровья школьника, формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Марина Новик, райпедиатр.