Без барьеров, но по ухабам
Бобруйский санаторий имени Ленина встречает всяк сюда входящего настоящей проходной и металлическими воротами.
Распахнулись они как-то и перед инвалидом-колясочником Григорием Михолапом. Поинтересовавшись у вахтера, где находится администрация, покатил он под щебет птиц по ровной дорожке парка к одноэтажному зданию. И здесь буквально уперся колесами в ступени крыльца. Однако недолго размышлял Григорий Васильевич о превратностях судьбы. Приветливая девушка легкокрылой бабочкой выпорхнула и повезла его по мощенным аккуратной плиткой аллеям к главному корпусу здравницы.
Воспрял духом человек в коляске, увидев, что к парадному подъезду ведет пандус с нержавеющими сияющими поручнями и всего с одним поворотом. Правда, уклон, который предстояло преодолеть, заставил широко раскинуть руки, чтобы ухватиться за перила. Будто аппарель крепостного вала, преодолевал путь к цели потенциальный отдыхающий с весьма ограниченными физическими возможностями. И был вознагражден доступом к автоматически открывшейся двери, как где-нибудь в гипермаркете или аэропорту. Оформление поступившего на оздоровление не заняло много времени, и он, поднявшись в коляске по более короткому, но такой же крутизны пандусу, отправился занимать номер, который сегодня палатой, как прежде, и не назовешь.
Все хорошо и красиво, на первый взгляд, в номере, специально предназначенном для колясочников: дверные пороги отсутствуют, сами проемы позволяют въезжать в комнату и санузел. Однако со второго взгляда заметил наш постоялец, что не очень-то удобно в ватерклозете без поручней, что в угоду арочному дизайну не открывается на полную ширину дверь в комнату. Приуныл Григорий Васильевич и после попыток посетить зал лечебной физкультуры, питьевой бювет, отделение банка, имеющиеся в санатории, где пока не подумали об обеспечении действительно безбарьерных условий для сограждан, в них нуждающихся.
Возможно, причиной рытвин и ухабов на пути создания среды беспроблемного пребывания инвалидов в такой известной не только в нашей стране здравнице стала ее широкомасштабная реконструкция. Что называется, на марше приходится думать руководству санатория о добывании средств, поиске добросовестных подрядчиков и сроках выполнения работ — летний сезон ведь в разгаре. Стремление поскорее избавиться от этих проблем, очевидно, и увело от реального восприятия мира. Сначала санаторий отчитался о создании надлежащей безбарьерной инфраструктуры, затем, ничтоже сумняшеся, стал приглашать на оздоровление людей с ограниченными физическими возможностями, наконец, потерял контроль над качеством проектных решений и строительных работ.
Об этом довелось услышать и от российских гостей из подмосковного Подольска, за полгода (!) согласовавших прибытие на лечение с ребенком в инвалидном кресле. Все им здесь понравилось: питание, процедуры, но вот в лечебный корпус, водолечебницу заехать с коляской было совсем непросто.
— Мы полагаем, что для инвалидов-колясочников существуют специализированные лечебные учреждения. У нас-то всего три номера для них… — этой фразой начальник отдела маркетинга санатория Татьяна Карпова, похоже, дает нам понять, что претензии к ним и предъявлять-то не за что.
Тем обиднее слышать такие слова нашему спутнику Григорию Михолапу — якобы отдыхающему санатория имени Ленина, выполнившему эту роль по просьбе руководства Могилевской областной организации Белорусского общества инвалидов. Ее комиссия еще до начала летнего сезона отметила недостатки в обустройстве безбарьерной среды в бобруйской здравнице. И вот теперь решила проверить, как они устранены.
— Прямо скажем, в таком прекрасном санатории уровень безбарьерной среды, к сожалению, не соответствует принятым нормам. Обиженным судьбой людям невозможно без посторонней помощи посещать столовую, лечебный корпус, питьевой бювет. Трудно справляться колясочникам с неудобствами из-за отсутствия поручней, высокого расположения умывальников в санузлах, — делает неутешительный вывод председатель правления областной организации инвалидов Сергей Кузьмин. — Не блещет вниманием к инвалидам обстановка в других санаториях области. В Бобруйске делается многое, и я уверен, что для нормального пребывания их в здравнице будет сделано все.
Фото: Александр КАЗАК