Вредным привычкам — ноту протеста
Хотя наше время упрекают в патологической жажде удовольствий, со злейшими его искусственными источниками — алкоголем, наркотиками и табаком — сегодня мир воюет как никогда. Нещадно карая, штрафуя, запрещая и ограничивая. В ответ они демонстрируют поразительную живучесть вирусов — мимикрируя, видоизменяясь, находя лазейки. В результате имеем то, что имеем. Ящики со спиртным у касс, скрытую рекламу сигарет на билете в музей и разгул «маково–бубочной» наркомании, практически невиданной в Европе.
На днях принято два принципиальных решения, способных изменить ситуацию. С «маковой» наркоманией — в ближайшее время и в корне, с курением — в обозримой перспективе и весьма чувствительно для табачного лобби. До 20 мая должен быть представлен окончательный вариант Декрета о вопросах государственного регулирования оборота семян мака, а в течение следующего года — появиться законопроект о защите здоровья населения от курения как такового. Межведомственный совет по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Правительстве постановил разрубить те гордиевы узлы, которые на глазах затягиваются все туже.
О пресловутых маковых «бубках» «СБ» писала совсем недавно, и, кстати говоря, именно статья Елены Анискиной «Горе маковое» (номер за 24 апреля) во время обсуждения звучала как один из весомых аргументов. Напомню, с 2005 года МВД отмечает развитие дурной моды на изготовление опия из засоренных семян мака. Поначалу ими торговали открыто на крупных рынках, сейчас лавочка вроде бы прикрыта, зато около 150 человек, считайте, живут с продажи этого сырья для наркотика, который убивает за год–два, да еще истошно вопят, когда их хватают с поличным, об «ущемлении прав при ведении бизнеса». Управы в УК на них нет, штраф не страшен, ведь с каждого вложенного доллара они получают 25 у.е. прибыли. Да это сумасшедшая «рентабельность» даже по меркам преступного мира! Остальные цифры, которыми оперирует МВД, тоже ввергают в ступор. Из 1.000 тонн импортируемых в страну семян мака предположительно 800 тонн уходят к наркопотребителям. Цена за 1 кг сырья выросла в 50 (!) раз. «Столица наркомании» из Светлогорска переместилась в Солигорск, где 90 процентов зависимых сидят именно на «бубках». Боролись, конечно, всячески: запретили торговать семенами мака на вес, ввели новый государственный стандарт, обязательную экспертизу на соответствие ГОСТу... Однако открытые границы Таможенного союза сыграли «честным» торговцам «грязным» маком только на руку. Что было делать? Приравнять его к прекурсорам? А на каком основании? Ввести государственную монополию на торговлю такого рода? Это противоречит нашим обязательствам в ТС. Решили здраво: не гоняться по следам каждого распространителя, а экономически перекрыть им кислород. Декрет запретит продажу семян физическими лицами — это позволено только уполномоченным оптовым организациям, которые куда легче держать под контролем. За нарушение требований крупные санкции — до 800 базовых величин...
Если здесь двух мнений быть не может и на уступки никто не пойдет, то проект закона по табаку — совсем другое дело. Исходные позиции тоже аховые: курит треть белорусов (почти каждый второй мужчина и каждая шестая женщина). К 9–му классу баловался сигареткой каждый пятый школьник. Более половины из нас так или иначе оказываются в положении курильщиков пассивных. Да, есть законы, статьи КоАП, но в действии и сильные тормоза в виде, скажем, цен на сигареты, крайне низких на фоне ЕС. Контроль за выполнением законодательства — вообще тоскливая тема. Как часто, скажем, штрафуют за курение в неположенных местах? Около 3.000 человек в год? Смешно. А по итогу — очень и очень грустно.
И вот некоторые главные предложения медиков. Объявить зонами, свободными от табака, поголовно все кафе и рестораны. Запретить спонсорство табачных компаний, в том числе любой вклад в какие бы то ни было акции. Наложить вето на выкладку и демонстрацию табака в торговом зале (а значит, прощайте зазывные витрины над кассами!), на продажу его развозным–разносным–дистанционным путем и через автоматы. Ничего вроде бы революционного, по такому пути идет весь мир. Однако уже раздаются протесты. Дескать, табачная фабрика дает 20 процентов бюджета области. Закрутим ей гайки — рынок займут другие, а то и контрабандисты. А порадеть человечеству табачники почему не могут? И зачем медики покушаются на права бедного курильщика, зашедшего пообедать? На это председатель Межведомственного совета, вице–премьер Анатолий Тозик резонно замечает: а кто тогда защитит некурящих? Где их права? В общем, тут еще предстоит отчаянная борьба, пункт за пунктом. Кстати, мы можем внести в нее свою лепту. Проект закона планируют вывесить в интернете, чтобы высказаться мог каждый. Как вместе решим — такой и будет наша коллективная защита.
Советская Белоруссия №80 (24217). Вторник, 30 апреля 2013 года.
Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА