Как привлечь медицинских туристов с помощью Чемпионата мира по хоккею
05.12.2012 10:07
—
Новости Здоровья
Как привлечь медицинских туристов с помощью чемпионата мира по хоккею
Белорусская медицина вполне конкурентоспособна на региональных рынках. Но привлекать медицинских туристов стране мешают неэффективная система управления, визовые и языковые барьеры. О том, когда, как и сколько можно заработать на лечении иностранцев — аналитик Михаил Недвецкий, один из авторов исследования "Импорт лучших зарубежных практик в сфере медицинского туризма: опыт Германии, Израиля и Литвы для Беларуси".
— У Беларуси большой потенциал для масштабного развития въездного медицинского туризма — что стоит за этим громким выводом авторов исследования?
— Мы убедились: можно развивать бренд Беларуси как страны с высоким качеством медуслуг. У нас достаточно сильная медицинская школа, создана сеть медицинских научно-практических центров, проводятся высокотехнологичные операции.
Кстати, по рейтингу ВОЗ, который формируется по пяти параметрам, включая показатели "продолжительности жизни", "доступность медицинской помощи и равенство в этой сфере", "обеспеченность медперсоналом и больничными койками", "доля расходов на здравоохранение от ВВП", Беларусь находится на 72-м месте. Польша занимает 50-е место, Украина — 79-е, а Россия аж 130-е!
Однако потенциал въездного медицинского туризма в Беларуси остается нераскрытым.
За январь-октябрь 2011 года, по данным Национального статистического комитета, экспорт услуг по организациям, подчиненным Министерству здравоохранению, составил всего 18,5 млн долл. США. И основная сумма приходилась на медицинское образование, а доля экспорта собственно медицинских услуг — лишь 18,37%. Если учесть, что согласно белорусскому законодательству, к медицинским услугам причисляются и услуги по санаторному лечению, то "чистый" объем экспорта медицинских услуг составил менее 3,4 млн долларов.
Объем экспорта медицинских услуг частных медицинских учреждений за десять месяцев 2011 года не превысил 500 тысяч долларов.
— Что же мешает Беларуси зарабатывать на лечении иностранцев?
— Проблема в том, что Министерство здравоохранения и Министерство спорта и туризма не учитывают конъюнктуру рынка. Власти не считают медицинское направление приоритетным в сфере туризма. На сайтах Министерства спорта и туризма и Национального агентства по туризму оно лишь кратко упоминается среди предложений по классическому туризму, экскурсий в Беловежскую пущу и Хатынь.
Почти все страны-соседи в Восточной и Центральной Европе делают акцент именно на медицинский туризм, а в Беларуси при этом ни один медицинский центр не имеет международной сертификации.
Но главный барьер — плановая экономика. Учреждения, подчиненные Минздраву, не могут самостоятельно определять приоритеты в оказании медицинских услуг. Их возможности полностью зависят от выполнения доведенных сверху планов, они не могут самостоятельно использовать заработанные средства — лишь около 20% выручки остаются у организации, остальное — уходит в государственный бюджет.
— Тем не менее с каждым годом поток медицинских туристов в учреждениях, подчиненных Минздраву, растет. В 2008 году медицинскими услугами воспользовались 60 тысяч иностранцев, в 2010-м — 100 тысяч, а в 2011-м — 115 тысяч…
— Однако экспорт белорусских медицинских услуг не диверсифицирован: мы работает на восточном рынке, в основном с россиянами (около 70-75%). Привлекать туристов из Западной Европы мешает не только визовый, но и коммуникативный барьер. Сегодня граждане лишь 19 государств имеют возможность посещать Беларусь без визы, а найти взаимопонимание с клиентом на английском языке могут далеко не в каждой белорусской клинике.
— Что сейчас ищут медицинские туристы в Беларуси?
— Самые популярные услуги — стоматологические. В Литве они в зависимости от вида оказываемой помощи дороже в 3-4 раз. Разница в ценах с Москвой по некоторым параметрам составляет пять раз. В регионе Восточной и Центральной Европы белорусские медуслуги самые дешевые.
Директор первого в Беларуси частного оператора медицинского туризма ООО "Ви энд Ви Медикал" Владислав Андросов, который тоже принимал участие в нашем исследовании, называет и такие реальные запросы иностранцев, как офтальмологические операции, операции на тазобедренном и коленном суставах, кардиологическое лечение, кардиохирургия, трансплантология.
— Почему в ходе исследования вы ориентировались именно на медицинскую практику Германии, Израиля, Литвы?
— Германия и Израиль являются классическими примерами государств с успешным развитием медицинского туризма. Институциональный опыт Германии в регулировании медицинского туризма является образцовым. Его наработки использовались некоторыми странами Центральной и Восточной Европы.
Литва бралась с учетом того, что по многим показателям литовская система здравоохранения имеет схожие проблемы с белорусской. Да и согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения, Беларусь и Литва занимают соседние позиции: мы 72-е место, литовцы — 73-е. Но белорусы на лечении иностранцев зарабатывают меньше, чем литовцы.
По прогнозу развития рынка медицинского туризма на 2022 год литовского филиала аудиторской компании Ernst&Young, поток медицинских туристов в Германии к этому времени составит почти 384 тысячи человек, России — 391 тысячу человек, Украины — почти 214 тысяч человек, а Беларуси — всего 54,5 тысячи человек. Такой прогноз не радует. Тем более что сегодня Россия и Украина, в отличие от Беларуси, вообще не позиционируются как страны с качественным медицинским обслуживанием.
— Какие изменения вы предлагаете провести правительству, чтобы прогноз не оправдался?
— Минимальным необходимым условием для развития въездного медицинского туризма является введение "медицинской визы" для туристов из США, Канады и Евросоюза. Здесь есть два пути: либо вообще освободить от визового сбора медицинских туристов и лиц, их сопровождающих (например, членов семьи), либо максимально упросить порядок получения такой визы и сократить сроки ее оформления.
В идеале такая виза должна выдаваться в пунктах пересечения границы Беларуси (хотя бы в Национальном аэропорту Минск). Основанием для такого подхода в выдаче визы могло бы стать приглашение медцентра или чек об оплате медицинских услуг.
Государство могло бы также способствовать созданию кластера медицинского туризма. Как показывает опыт Германии, где в Медицинской долине работает более 250 медучреждений среднего уровня, это позволяет предложить клиенту как можно более комплексный пакет медицинских услуг за конкурентоспособную цену.
Еще один совет — отказаться от государственной монополии на услуги медицинского страхования иностранных граждан. Только свободная конкуренция на этом рынке может обеспечить наличие гибких и удобных для потребителей страховых инструментов. Демонополизация этого сегмента страховых услуг создаст дополнительные возможности, в том числе и для самих лечебных учреждений и операторов медицинского туризма, которые смогут учреждать собственные страховые фонды, отвечающие всем потребностям их бизнеса.
Но самое важное — следует избавить медицину от такого советского рудимента, как командно-административная система управления. Как показывает практика изученных стран (в особенности Израиля), конкретное лечебное учреждение и конкретный оператор в сфере медицинского туризма находят наиболее оптимальные решения под свои конкретные пакеты услуг и под интересующие их рынки при условии минимального участия в их деятельности со стороны государства.
Масштабное развитие медицинского туризма в Беларуси не только улучшит материальное положение медиков, но и позволит модернизировать лечебную инфраструктуру в целом. Заодно вырастет и спрос на сопутствующие туристические услуги: общественное питание, гостиничные и экскурсионные услуги.
Чемпионат мира по хоккею 2014 года в Беларуси, когда в стране ожидается наплыв туристов, мог бы стать первым этапом создания бренда Беларуси как страны медицинского туризма.
— Если правительство прислушается к вашим рекомендациям, то сколько Беларусь сможет заработать на лечении иностранцев?
— В два раза больше — это точно. Пока медицинский туризм в Беларуси ограничен российским рынком, а следовало бы работать в западном направлении. Потенциал у нас больше, чем, например, у литовцев. Справившись с имеющимися проблемами, мы можем догнать и перегнать соседей, учитывая наш потенциал в проведении высокотехнологичных операций, дешевизну услуг по медицинскому обследованию и реабилитации
Многое будет зависеть и от того, как дальше будет развиваться мировая экономика. Возможно, именно кризис поспособствует увеличению потока медицинских туристов в Беларусь, которые поедут за качественным и дешевым лечением.
Мнение: Люди должны задуматься, зачем они идут в поликлинику >>>
— У Беларуси большой потенциал для масштабного развития въездного медицинского туризма — что стоит за этим громким выводом авторов исследования?
— Мы убедились: можно развивать бренд Беларуси как страны с высоким качеством медуслуг. У нас достаточно сильная медицинская школа, создана сеть медицинских научно-практических центров, проводятся высокотехнологичные операции.
Кстати, по рейтингу ВОЗ, который формируется по пяти параметрам, включая показатели "продолжительности жизни", "доступность медицинской помощи и равенство в этой сфере", "обеспеченность медперсоналом и больничными койками", "доля расходов на здравоохранение от ВВП", Беларусь находится на 72-м месте. Польша занимает 50-е место, Украина — 79-е, а Россия аж 130-е!
Однако потенциал въездного медицинского туризма в Беларуси остается нераскрытым.
За январь-октябрь 2011 года, по данным Национального статистического комитета, экспорт услуг по организациям, подчиненным Министерству здравоохранению, составил всего 18,5 млн долл. США. И основная сумма приходилась на медицинское образование, а доля экспорта собственно медицинских услуг — лишь 18,37%. Если учесть, что согласно белорусскому законодательству, к медицинским услугам причисляются и услуги по санаторному лечению, то "чистый" объем экспорта медицинских услуг составил менее 3,4 млн долларов.
Объем экспорта медицинских услуг частных медицинских учреждений за десять месяцев 2011 года не превысил 500 тысяч долларов.
— Что же мешает Беларуси зарабатывать на лечении иностранцев?
— Проблема в том, что Министерство здравоохранения и Министерство спорта и туризма не учитывают конъюнктуру рынка. Власти не считают медицинское направление приоритетным в сфере туризма. На сайтах Министерства спорта и туризма и Национального агентства по туризму оно лишь кратко упоминается среди предложений по классическому туризму, экскурсий в Беловежскую пущу и Хатынь.
Почти все страны-соседи в Восточной и Центральной Европе делают акцент именно на медицинский туризм, а в Беларуси при этом ни один медицинский центр не имеет международной сертификации.
Но главный барьер — плановая экономика. Учреждения, подчиненные Минздраву, не могут самостоятельно определять приоритеты в оказании медицинских услуг. Их возможности полностью зависят от выполнения доведенных сверху планов, они не могут самостоятельно использовать заработанные средства — лишь около 20% выручки остаются у организации, остальное — уходит в государственный бюджет.
— Тем не менее с каждым годом поток медицинских туристов в учреждениях, подчиненных Минздраву, растет. В 2008 году медицинскими услугами воспользовались 60 тысяч иностранцев, в 2010-м — 100 тысяч, а в 2011-м — 115 тысяч…
— Однако экспорт белорусских медицинских услуг не диверсифицирован: мы работает на восточном рынке, в основном с россиянами (около 70-75%). Привлекать туристов из Западной Европы мешает не только визовый, но и коммуникативный барьер. Сегодня граждане лишь 19 государств имеют возможность посещать Беларусь без визы, а найти взаимопонимание с клиентом на английском языке могут далеко не в каждой белорусской клинике.
— Что сейчас ищут медицинские туристы в Беларуси?
— Самые популярные услуги — стоматологические. В Литве они в зависимости от вида оказываемой помощи дороже в 3-4 раз. Разница в ценах с Москвой по некоторым параметрам составляет пять раз. В регионе Восточной и Центральной Европы белорусские медуслуги самые дешевые.
Директор первого в Беларуси частного оператора медицинского туризма ООО "Ви энд Ви Медикал" Владислав Андросов, который тоже принимал участие в нашем исследовании, называет и такие реальные запросы иностранцев, как офтальмологические операции, операции на тазобедренном и коленном суставах, кардиологическое лечение, кардиохирургия, трансплантология.
— Почему в ходе исследования вы ориентировались именно на медицинскую практику Германии, Израиля, Литвы?
— Германия и Израиль являются классическими примерами государств с успешным развитием медицинского туризма. Институциональный опыт Германии в регулировании медицинского туризма является образцовым. Его наработки использовались некоторыми странами Центральной и Восточной Европы.
Литва бралась с учетом того, что по многим показателям литовская система здравоохранения имеет схожие проблемы с белорусской. Да и согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения, Беларусь и Литва занимают соседние позиции: мы 72-е место, литовцы — 73-е. Но белорусы на лечении иностранцев зарабатывают меньше, чем литовцы.
По прогнозу развития рынка медицинского туризма на 2022 год литовского филиала аудиторской компании Ernst&Young, поток медицинских туристов в Германии к этому времени составит почти 384 тысячи человек, России — 391 тысячу человек, Украины — почти 214 тысяч человек, а Беларуси — всего 54,5 тысячи человек. Такой прогноз не радует. Тем более что сегодня Россия и Украина, в отличие от Беларуси, вообще не позиционируются как страны с качественным медицинским обслуживанием.
— Какие изменения вы предлагаете провести правительству, чтобы прогноз не оправдался?
— Минимальным необходимым условием для развития въездного медицинского туризма является введение "медицинской визы" для туристов из США, Канады и Евросоюза. Здесь есть два пути: либо вообще освободить от визового сбора медицинских туристов и лиц, их сопровождающих (например, членов семьи), либо максимально упросить порядок получения такой визы и сократить сроки ее оформления.
В идеале такая виза должна выдаваться в пунктах пересечения границы Беларуси (хотя бы в Национальном аэропорту Минск). Основанием для такого подхода в выдаче визы могло бы стать приглашение медцентра или чек об оплате медицинских услуг.
Государство могло бы также способствовать созданию кластера медицинского туризма. Как показывает опыт Германии, где в Медицинской долине работает более 250 медучреждений среднего уровня, это позволяет предложить клиенту как можно более комплексный пакет медицинских услуг за конкурентоспособную цену.
Еще один совет — отказаться от государственной монополии на услуги медицинского страхования иностранных граждан. Только свободная конкуренция на этом рынке может обеспечить наличие гибких и удобных для потребителей страховых инструментов. Демонополизация этого сегмента страховых услуг создаст дополнительные возможности, в том числе и для самих лечебных учреждений и операторов медицинского туризма, которые смогут учреждать собственные страховые фонды, отвечающие всем потребностям их бизнеса.
Но самое важное — следует избавить медицину от такого советского рудимента, как командно-административная система управления. Как показывает практика изученных стран (в особенности Израиля), конкретное лечебное учреждение и конкретный оператор в сфере медицинского туризма находят наиболее оптимальные решения под свои конкретные пакеты услуг и под интересующие их рынки при условии минимального участия в их деятельности со стороны государства.
Масштабное развитие медицинского туризма в Беларуси не только улучшит материальное положение медиков, но и позволит модернизировать лечебную инфраструктуру в целом. Заодно вырастет и спрос на сопутствующие туристические услуги: общественное питание, гостиничные и экскурсионные услуги.
Чемпионат мира по хоккею 2014 года в Беларуси, когда в стране ожидается наплыв туристов, мог бы стать первым этапом создания бренда Беларуси как страны медицинского туризма.
— Если правительство прислушается к вашим рекомендациям, то сколько Беларусь сможет заработать на лечении иностранцев?
— В два раза больше — это точно. Пока медицинский туризм в Беларуси ограничен российским рынком, а следовало бы работать в западном направлении. Потенциал у нас больше, чем, например, у литовцев. Справившись с имеющимися проблемами, мы можем догнать и перегнать соседей, учитывая наш потенциал в проведении высокотехнологичных операций, дешевизну услуг по медицинскому обследованию и реабилитации
Многое будет зависеть и от того, как дальше будет развиваться мировая экономика. Возможно, именно кризис поспособствует увеличению потока медицинских туристов в Беларусь, которые поедут за качественным и дешевым лечением.
Читайте также:Справка "Завтра твоей страны"
Исследование медицинского туризма проводилось при поддержке Белорусского фонда публичной политики www.bppf.eu и является пилотным проектом в данной области.
Мнение: Люди должны задуматься, зачем они идут в поликлинику >>>