Ищите себе место под солнцем
Вот как, скажите, разобраться? Одна статья пугает: спрячетесь от солнца, отказавшись от загара, — лишитесь витамина D. И тут все шансы превратиться в хрупкого «стеклянного человечка», однажды упасть — не встать... из–за перелома. А кроме этого — скачки давления, риск диабета, частые простуды. Но открываем другую статью. Эта похожа на каталог–перечень всех «ужасов последствий загара». Солнечный дерматит и фотостарение. Вероятность получить самый тяжелый онкологический процесс — меланому. В большинстве случаев такой диагноз становится уделом светлоглазых и светловолосых — самых уязвимых перед ударом солнечных лучей. Так есть ли ответ на вопрос: как получать полезный витамин D, при этом не став пациентом онколога?
Под слоем крема
Конечно, жесткий ультрафиолет требует защиты кожи. Как этого добиться? Косметическими средствами — кремами с UVA и UVB–фильтрами. В условиях наших широт достаточно использовать косметику с SPF 15 — 20, пропускающую около 7 процентов ультрафиолета. А этого вполне достаточно для синтеза витамина D и вместе с тем для барьера перед патологическим перерождением клеток кожи. Кстати, за 10 — 20 минут солнечных ванн даже у «совершенно бледнолицых» под защитой подобных средств вырабатывается достаточное количество нужного витамина.
Есть атопический дерматит или склонность к аллергии? Ваши помощники — средства с SPF 30 с минеральными фильтрами. А вот подросткам с акне более подойдет «солнечная» косметика с альфа–гидрокислотами, которая решит проблемы пористой жирной кожи.
В отношении крема с защитой SPF 30 — 50 некоторые специалисты уверены — он полностью блокирует поступление ультрафиолета, другие говорят, что солнечные лучи все же проникают в кожу. Но в одном те и другие согласны: используете такое средство — восполняйте возможную нехватку витамина D пищей. Это разумно и просто. Ежедневная норма этого вещества — 1000 МЕ.
Кстати
Содержание витамина D в продуктах питания (в международных единицах):
печень трески (консервы) — 4000 МЕ;
сельдь атлантическая — 1200;
шпроты в масле — 820;
нототения — 700;
куриный желток — 380;
масло сливочное — 60;
кета — 652;
сыр чеддер — 40.
ФАКТ
В прошлом году в период проведения акции «Меланоме нет» в Минске — своего рода дня открытых дверей в онко– и кожвендиспансерах, когда врачи обследовали всех желающих, — за один день выявили 75 больных раком кожи и 340 предраковых состояний.
Смотрины для родинки
Травмы в течение жизни получает каждый десятый человек. У 15 процентов из них перелом шейки бедра, и в течение года четверть погибнет от различных осложнений. Страховка — «слежка» за уровнем витамина D, который поддерживает усвоение кальция и в целом влияет на крепость костной системы. Где его взять?
Первейший помощник — солнце. Искусственное в солярии и натуральное — пляжное. Но как быть с риском меланомы? Ведь каждый год от «злейшего из самых злых» рака погибает до 37 тысяч человек в мире. «У нас количество таких больных за последние 10 лет выросло в два раза. В прошлом году зарегистрировано 634 случая меланомы, — комментирует ситуацию доцент кафедры дерматовенерологии БелМАПО Николай Папий. — При этом 47 процентов пациентов имеют уже запущенную стадию. Их шансы на жизнь? От 4 месяцев до максимум 2 лет». И если при раке желудка, кишечника, молочной железы можно как–то прогнозировать, куда пойдут метастазы, чтобы провести операцию, то при меланоме «взбесившиеся клетки» поражают все системы и органы. Какое–то вмешательство уже теряет смысл...
Вместе с тем эта патология самая простая в плане выявления. Ведь на коже все видно, главное — вовремя увидеть–рассмотреть. Отсюда вывод: начинайте наблюдать за поведением характерных маленьких пятнышек на теле. По словам Николая Афанасьевича, в Европе и Америке информация о критериях–признаках опасности, которые могут нести родинки, в зоне доступа каждого. Там любой ребенок знает, как отличить «плохую» от «хорошей»!
Справка «СБ»
Вот, что должно вызвать беспокойство:
потемнение родинки;
ее воспаление;
увеличение;
исчезновение;
изменение цвета;
нарушение симметрии;
неровные, рваные края.
Заметили неладное — бегом к врачу. Какому? Косметологу, дерматологу или онкологу. Но только последний определит: оставить невус в покое или срочно удалить как источник чужеродных клеток. Нередко бывает так. Темнеет родинка, растет — страх и ужас. Уменьшается и бледнеет, почти исчезая, — человек облегченно вздыхает. Дескать, и слава богу. Но это и становится роковой ошибкой. Такая ситуация намного опаснее, нежели когда пятнышко увеличивается и «набирает цвет». Якобы исчезновение — явный признак: меланома погрузилась внутрь. Это значит, через 4 — 6 месяцев организм поразит множество метастаз. Если меланома «упала» вглубь на 3 мм, при этом заметно увеличились лимфоузлы, прогноз медиков, увы, неоптимистичный.
Многие не знают и не понимают, что меланому они заработали в молодом, порой даже юном возрасте. Ведь организм никогда не забудет массированные солнечные ожоги, когда кожа безжалостно сгорала. Результаты? Они появляются не сразу — спустя 20 — 25 лет, у кого–то и раньше. Вот так тяжелейший рак может стать расплатой за красоту и сексуальность под видом шоколадного загара.
Витамин, ты где?
Человек ведет здоровый образ жизни, нормально питается, физически активен? В таком случае ажиотаж вокруг дефицита в организме витамина D, мягко говоря, надуман. Часто забывают, что есть не один, а два пути его получения: первый — влияние ультрафиолета, второй — правильная еда.
Да, когда кожу питают солнечные лучи, начинается активный синтез витамина D. Он накапливается в тканях организма и выводится только через 19 — 62 дня. В некоторых случаях сохраняется до 6 месяцев. В дни, когда солнца нет, запасы начинают поступать в кровь. Поэтому не стоит преувеличивать, утверждая, будто без солярия или естественного загара мы напрочь лишимся полезного витамина, уверен Николай Папий.
Стоит быть в курсе: только в США годовой оборот студий загара составляет около 5 миллиардов долларов. Такой бюджет, по признанию самих специалистов, напрямую зависит от лоббирования своих интересов представителями этого сегмента индустрии красоты.
Немолодое дело
Отдельное внимание — пожилым людям. У них кожа заметно истончена. А так как витамин D образуется в шиповатом слое эпидермиса, который в солидном возрасте совсем слабый из–за атрофических процессов, печься на солнце не имеет смысла в принципе. Жизненно важный витамин посредством ультрафиолета просто не будет вырабатываться. Восполнять его запас можно только посредством продуктов питания.
Будьте осторожны! Ведь после 67 лет вероятность иммунологической защиты от рака снижается в 127 (!) раз. Поэтому, как только пробились первые яркие лучи, обязательно используйте защитный крем.
Цифра «СБ»
Пятилетняя выживаемость при меланоме в Украине — всего 5 процентов, в США — 95 процентов, в Беларуси — около 37.
Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ