Как родители делают детей "мнимыми больными"

Источник материала:  
22.03.2011 10:03 — Новости Здоровья

Как родители делают детей "мнимыми больными"


Проблемой современной медицины являются расстройства, при которых есть физические симптомы недомогания, а самой болезни нет. Медики призывают не закрывать глаза на такое состояние, а поскорее обращаться к психиатрам и психотерапевтам.

"Мнимые больные" требуют внимания

Такие больные требуют медицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Как рассказала на республиканской научно-практической конференции "Современный взгляд на понимание взаимосвязей физического и психического здоровья человека" заведующая психотерапевтическим отделением Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Елена Навицкая, особую настороженность вызывают мнимые (соматоформные) болезни у детей. Их состояние напоминает соматические заболевания, которые никак не подтверждаются клинически.

При этом детям действительно нужна помощь. Только не педиатра, а психиатра. И как можно раньше. Исследования показывают, что до 40% детей, которые наблюдаются педиатрами, не имеют установленных заболеваний, хотя предъявляют множество различных жалоб на свое состояние здоровья. 18-30% (в зависимости от того, какие диагностические критерии использовались) детей, обращающихся в поликлинические учреждения, страдают соматоформными расстройствами.

При этом количество больных, которые попадают к нужному врачу, невелико. В психоневрологическом диспансере на учете всех видов в 2010 году находилось 8 627 детей. Пациенты с соматоформными расстройствами составляли незначительный процент – 156 человек. Елена Навицкая отметила, что большинство расстройств связано с неврозом сердца, неврозом желудка. На последнем месте -- невроз желудочно-кишечного тракта, который выражается в так называемой психогенной диарее.

Диагностировать такие заболевания непросто.

– Ребенок должен пройти ряд обследований, прежде чем он получит направление к психиатру или психотерапевту. Это чрезвычайно важно, чтобы исключить органическую природу заболевания или системные инфекции, -- поясняет Елене Навицкая. – В Беларуси, к тому же, широко распространен диагноз "вегетососудистая дистония", за которым скрывает ряд нарушений в организме. Ребенок с таким диагнозом проходит много бесполезных и ненужных исследований, лечится, а это затягивает постановку правильного диагноза.

Проблема усугубляется еще тем, что на практике у одного и того же пациента может быть как соматическое расстройство, так и психогенное, и соматоформное, и паническое.

Родители приводят детей не к тем врачам

Заведующая психотерапевтическим отделением в качестве примера привела случай, когда девочка 12 лет поступила в Детский хирургический центр с рвотой и синдромом острого живота. При обследовании в ее желудке обнаружили комок волос, происхождение которого родители не могли объяснить. Ребенку помогли. Извлекли комок волос, залечили контактную язву. Девочка, тем не менее, худела, жаловалась на боли в желудке. Она была больна неизвестной болезнью. Как выяснилось, ее соматоформное расстройство было спровоцировано стрессом: семья часто переезжала с места на место, ребенок трудно приспосабливался к новому окружению и языковой среде.

-- Ей было назначено медикаментозное лечение и психотерапия. Девочка выздоровела через полгода. Уже снята с учета, -- рассказала Елена Навицкая.

Есть примеры и с менее благополучным финалом болезни. Другой подросток после перелома руки попал в стационар, где начались боли непонятного происхождения. Девочка принимала обезболивающее лечение в течение полугода. Когда она попала в диспансер на консультацию, у нее были хроническое болевое соматоформное расстройство и лекарственная зависимость. Навицкая высказала мнение, что если бы девочка раньше попала на консультацию к психиатру, то ее состояние теперь было бы лучше.

Для успеха лечения имеет огромное значение семейное окружение и особенности внутрисемейных отношений. Многие врачи направляют детей на консультацию к психотерапевту, но не всегда удается убедить родителей придти к психиатру. В соответствии с белорусским законодательством психиатрическая помощь детям оказывается только с согласия родителей, а с 14 лет - и с согласия самого ребенка за исключением отдельных случаев.

Кому выгоден больной ребенок?

-- Часто родители продолжают обследование ребенка, которому нужна психиатрическая помощь у врачей другого профиля, -- отмечает Елена Навицкая.

Многие исследователи говорят об особенности семей, где есть дети с соматоформным расстройством. Так, например, в 20% семьях мамы также страдают этим расстройством. Отцы чаще всего подвержены алкоголизму и наркомании. В таких семьях отмечается манипулятивный тип взаимодействия между супругами, детьми и родителями. К ребенку часто предъявляются требования, которые он не может выполнить.

Последствия могут быть весьма тяжелыми. Родители убеждают себя, что ребенок не может справиться с той или иной задачей, потому что болен, а не потому, что она ему не по силам. В таком случае они, скорее, мирятся с болезнью, чем корригируют свои ожидания.

-- У меня на приеме было несколько семей, где есть подросток и ребенок-инвалид. Как правило, усилия родителей сосредоточены на ребенке-инвалиде, а рано повзрослевшая девочка–подросток решает все вопросы сама, к тому же должна помогать маме ухаживать за инвалидом. В результате она начинает страдать расстройствами, которые при всей очевидности их психогенной природы очень трудно поддаются лечению, -- отметила Елена Навицкая.

А когда ребенку удается помочь, родители порой искренне не удовлетворены теми изменениями, которые происходят после выздоровления.

-- Они говорят, что ребенок становится непослушным, импульсивным и не контролируемым семьей. Признают, что семья лучше функционировала, когда ребенок был болен. Так и говорят: ребенок выздоровел, но он стал плохой, а раньше был послушным, -- подчеркивает Елена Навицкая.

Весной родители чаще замечают различные психологические расстройства у детей. Это связано с тем, что ученики выпускных классов стремятся получить освобождение от экзаменов (это расстройство в числе других невротических является основанием для освобождения). Дети с соматоформными расстройствами в течение учебного года имеют очень много пропусков по непонятным болезням. Несмотря на то, что доля детей с соматоформными расстройствами составляет среди наблюдаемых в диспансере менее 2%, среди освобожденных от экзаменов их около 30%.

В Беларуси нужно развивать семейную терапию

В Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере применяются самые разные методы лечения. Популярен метод символ-драмы, используются различные виды арт-терапии, гипноз, а также медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. При этом семейная терапия, которая в данном случае очень уместна, почти не используется.

Это вид терапии упоминается в приказе Минздрава в протоколе лечения. Однако в том документе, который определяет перечень психотерапевтических методов его, нет. Официально применять семейную терапию в государственных учреждениях невозможно, поскольку она не может быть отражена в ведомости. Важным является включение семейной психотерапии в расчетную норму обслуживания для врачей-психотерапевтов.

Декан педиатрического факультета Медицинской Академии последипломного образования (БелМАПО) Ольга Родцевич отметила, что семейная терапия также имеет существенное значение для лечения детей с псевдоэпилептическими расстройствами, имеющими в основе психогенный или истерический генез. Частота встречаемости этих приступов от 2 до 33 случаев на 100 тысяч населения. В специализированных неврологических стационарах 10% детей страдают от таких приступов.

-- Мы рассматриваем причины возникновения таких приступов в контексте скрытых проблем в семье и школе. Основными факторами, которые доминируют в причинах возникновения приступов, является неправильная интерпретация родителями поведения ребенка, нераспознанные трудности в обучении внешне нормального, но имеющего некоторую задержку в развитии ребенка или какие-то специфические проблемы с его интеллектом. Не надо также сбрасывать со счетов синдром Мюнхгаузена, когда родители, а чаще всего мать, отмечают приступы, которые на самом деле не существуют или даже фабрикуют их.

Таким образом, как ни крути, во многом за психическое здоровье детей отвечают родители. Во всяком случае за то, будет ли вовремя ребенку оказана психиатрическая помощь, подчеркивают медики.
 
←Гадзіна працы беларускіх медыкаў "каштуе" менш за два долары

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика