Просканировав мозг, ученые смогли предсказать поведение человека лучше, чем он сам
23.06.2010
—
Новости Здоровья
Сканирование мозга может предсказать ваше поведение лучше, чем вы сами, и предложить мощный инструмент для рекламщиков или органов здравоохранения, чтобы мотивировать потребителей, считают американские ученые.Проведя эксперимент, они определили, будут ли люди, просматривающие сообщение об использовании солнцезащитного крема, использовать его в течение ближайшей недели. И томограммы мозга лучше соответствуют действительности, чем устные утверждения этих людей. Исследования проводила группа сотрудников Университета Калифорнии, о ее работе составлен отчет в научном издании Journal of Neuroscience.
"Мы пытаемся выяснить, содержит ли мозг скрытую мудрость", - заявила поредставительница группы Эмили Фальк по телефону в интервью агентству Reuters.
"Многие люди сначала принимают решения, но потом не исполняют их", - добавил возглавлявший исследование профессор психологии Мэтью Либерман. Но при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии Фальк и ее коллеги смогли определить не только явные намерения, но и истинные желания испытуемых.
Томография с помощью магнитного поля измеряет параметры кровотока в мозгу, позволяя выяснить, какие доли мозга более и менее активны по отношению к другим. Очень важно внимательно отнестись к полученным данным, правильно истолковав их.
В исследовании приняли участие 20 молодых мужчин и женщин. Находясь под воздействием томографа, они читали и прослушивали сообщения о безопасном использовании солнцезащитного крема, смешанные с другими сообщениями, так что они не могли догадаться, в чем была суть эксперимента.
"В день эксперимента перед началом сканирования каждый участник должен был сообщить, пользовался ли он солнцезащитным кремом на протяжении предшествующей недели, собирается ли использовать его на следующей неделе, а также изложить свое отношение к солнцезащитному крему в целом", - пишут исследователи. После сканирования и приема адресованных им сообщений подопытные отвечали на вопросы о своих намерениях, а затем получали сумку с подарками, среди которых был и солнцезащитный крем.
"Через неделю мы неожиданно выходили на связь с испытуемыми, чтобы выяснить, воспользовались ли они солнцезащитным кремом", - сказала Фальк. Около половины волонтеров поступили в соответствии со сделанными заявлениями. Исследователи же нашли участок коры головного мозга, активность которого выказывала истинные намерения подопытного.
"По этому участку мозга мы можем предсказать поведение около трех четвертей людей - станут ли они использовать солнцезащитный крем активнее, чем на словах намеревались", - пояснил Либерман.
"Этот участок коры головного мозга у людей гораздо крупнее, чем у других приматов. Он отвечает за самоанализ и, похоже, критически важен для способности мыслить о себе, о своих предпочтениях и ценностях", - добавил профессор.
Теперь, заявила Фальк, ученые ищут другие участки головного мозга, которые помогли бы сделать исследование еще более точным. Их открытие может приобрести большую важность для рекламистов, желающих мотивировать потребителей информации. Но в равной степени оно поможет и экспертам в области здоровья, пытающимся убедить публику в важности здорового образа жизни, убеждена исследовательница.
Сейчас группа ученых готовит доклад об экспериментах, в ходе которых предстоит спрогнозировать, сколько людей бросит курить, ознакомившись с агитационными материалами на эту тему.
"Мы пытаемся выяснить, содержит ли мозг скрытую мудрость", - заявила поредставительница группы Эмили Фальк по телефону в интервью агентству Reuters.
"Многие люди сначала принимают решения, но потом не исполняют их", - добавил возглавлявший исследование профессор психологии Мэтью Либерман. Но при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии Фальк и ее коллеги смогли определить не только явные намерения, но и истинные желания испытуемых.
Томография с помощью магнитного поля измеряет параметры кровотока в мозгу, позволяя выяснить, какие доли мозга более и менее активны по отношению к другим. Очень важно внимательно отнестись к полученным данным, правильно истолковав их.
В исследовании приняли участие 20 молодых мужчин и женщин. Находясь под воздействием томографа, они читали и прослушивали сообщения о безопасном использовании солнцезащитного крема, смешанные с другими сообщениями, так что они не могли догадаться, в чем была суть эксперимента.
"В день эксперимента перед началом сканирования каждый участник должен был сообщить, пользовался ли он солнцезащитным кремом на протяжении предшествующей недели, собирается ли использовать его на следующей неделе, а также изложить свое отношение к солнцезащитному крему в целом", - пишут исследователи. После сканирования и приема адресованных им сообщений подопытные отвечали на вопросы о своих намерениях, а затем получали сумку с подарками, среди которых был и солнцезащитный крем.
"Через неделю мы неожиданно выходили на связь с испытуемыми, чтобы выяснить, воспользовались ли они солнцезащитным кремом", - сказала Фальк. Около половины волонтеров поступили в соответствии со сделанными заявлениями. Исследователи же нашли участок коры головного мозга, активность которого выказывала истинные намерения подопытного.
"По этому участку мозга мы можем предсказать поведение около трех четвертей людей - станут ли они использовать солнцезащитный крем активнее, чем на словах намеревались", - пояснил Либерман.
"Этот участок коры головного мозга у людей гораздо крупнее, чем у других приматов. Он отвечает за самоанализ и, похоже, критически важен для способности мыслить о себе, о своих предпочтениях и ценностях", - добавил профессор.
Теперь, заявила Фальк, ученые ищут другие участки головного мозга, которые помогли бы сделать исследование еще более точным. Их открытие может приобрести большую важность для рекламистов, желающих мотивировать потребителей информации. Но в равной степени оно поможет и экспертам в области здоровья, пытающимся убедить публику в важности здорового образа жизни, убеждена исследовательница.
Сейчас группа ученых готовит доклад об экспериментах, в ходе которых предстоит спрогнозировать, сколько людей бросит курить, ознакомившись с агитационными материалами на эту тему.