Эксперт: Беларусь может стать первой страной Восточной Европы, где удастся повернуть эпидемию ВИЧ-инфекции вспять

Источник материала:  
Эксперт: Беларусь может стать первой страной Восточной Европы, где удастся повернуть эпидемию ВИЧ-инфекции вспятьНо лишь в том случае, если сможет направлять из бюджета на борьбу с ВИЧ-инфекцией, не менее 19 млн долларов в год -- через пять лет Беларусь должна перейти от использования международной поддержки к стопроцентному собственному финансированию противодействия эпидемии.
С какими сложностями это сопряжено и где взять деньги, «Завтра твоей страны» рассказал региональный директор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу по странам Европы и Средней Азии Денис БРУН.

Четыре предыдущих дня Денис Брун встречался в Беларуси со специалистами Министерства здравоохранения и общественных организаций, чтобы оценить результаты борьбы со СПИДом в стране.

-- В большинстве регионов планеты рост эпидемии ВИЧ/СПИД приостановлен. Исключением является регион Восточной Европы и Средней Азии. Хотя количество новых случаев ВИЧ-инфекции в Беларуси все еще остается высоким, в Восточной Европе она является одной из наиболее успешных стран в деле борьбы с эпидемией, -- говорит Денис Брун. – Положительную роль в этом процессе сыграла прагматичная позиция должностных лиц Беларуси, которые при выборе ответных мер руководствовались объективными фактами, а не предрассудками. Это: обучение жизненным навыкам, включая половое воспитание в средних школах, а также внедрение для потребителей наркотиков заместительной метадон-терапии.

В деле борьбы с ВИЧ/СПИДом эксперт отмечает большую значимость финансовой поддержки со стороны Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. С начала финансирования количество инфицированных лиц, получающих лечение возросло со 160 до 1800 человек.

-- Я надеюсь, что нашими общими усилиями Беларусь станет первой страной, которой удастся повернуть эпидемию вспять, -- подчеркивает Денис Брун.

Среди вызовов в достижении этой цели он называет необходимость перехода в течение последующих пяти лет от использования средств международной поддержки к бюджетному финансированию противодействия ВИЧ-инфекции.

-- На данный момент доля участия государства в финансировании лечения ВИЧ-инфицированных составляет около 5% . Это огромный скачок – за пять лет с 5% до 100%. Какие меры следует предпринимать уже сейчас, чтобы его совершить?

-- Так или иначе, перед всеми странами, где присутствует эпидемия ВИЧ, сегодня стоит такой вызов: эффективное лечение всегда стоит дорого. Единственный способ для государства позволить себе финансировать стоимость лечения в будущем – это профилактика, профилактика и еще раз профилактика сегодня.

Наиболее эффективными являются меры профилактики в группах, где распространение ВИЧ-инфекции идет более быстрыми темпами. Они-то и определяют ход эпидемии. Состав этих групп со временем изменяется. Например, в США сначала динамику эпидемии определяли потребители наркотиков, но сейчас группа изменилась – это мужчины, имеющие сексуальные контакты с мужчинами. В Восточной Европе -- это еще и гетеросексуальные контакты мигрантов из регионов с высоким уровнем распространенности инфекции. Если мы знаем, что в Беларуси инъекционные потребители наркотиков играют большую роль в распространении ВИЧ-инфекции, то значительная доля профилактических мероприятий должна быть направлена именно на эту группу. Профилактика включает различные формы работы по снижению вреда: предоставление психо-социальной поддержки, заместительная терапия препаратами перорального потребления, обмен игл и шприцев. Это все те меры, которые доказали свою эффективность в отношении борьбы с распространением ВИЧ в Западной Европе. И они все чаще применяются в Беларуси.

Кстати, в странах Западной Европы, уровень распространенности инфекции среди инъекционных потребителей наркотиков сейчас ниже 1%. В Беларуси этот уровень составляет чуть более 10%.

-- Где бы вы посоветовали белорусским чиновникам искать деньги на борьбу с ВИЧ-инфекцией?

-- Самый важный момент для Беларуси – это обеспечение высокой эффективности тех расходов и тех мероприятий, которые реализуются, -- то есть достижение максимально возможного эффекта на каждую единицу затрат. Беларусь уже приобретает лекарства по более низким ценам, чем многие другие страны региона. Но, возможно, здесь также есть резерв для сокращения расходов за счет усиления конкурентных механизмов среди поставщиков лекарственных препаратов.

Задача действительно стоит сложная. Если сейчас количество ВИЧ-инфицированных, получающих лечение в Беларуси, составляет примерно 2 тысячи, то, по прогнозам, через пять лет в нем будет нуждаться уже более 5 тысяч человек. Как на это ни посмотри – это будет означать увеличение расходов.

-- Стоимость антиретровирусной терапии составляет сейчас в Беларуси от 500 до 5 тысяч долларов в год на одного ВИЧ-инфицированного пациента. Не окажется ли, что после прекращения поддержки международных доноров половина из них не сможет получать лечение или вынуждена будет искать для этого собственные средства?

-- Я бы не смотрел на ситуацию столь пессимистично. Во-первых, в Беларуси имеет место экономический рост, а значит, возрастают и общественное богатство, и тот объем средств, который будет выделяться в виде бюджетных расходов.

Следует также иметь в виду, что препараты для лечения ВИЧ становятся более дешевыми. Они значительно подешевели за последние 2-3 года. Я не думаю, что Беларусь будет ощущать недостаток средств для того, чтобы профинансировать лечение.

Что действительно представляет сложность, так это переход от финансирования мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИД в значительной мере из международных средств к финансированию за счет собственных средств. Здесь предстоит большая работа и для Министерства здравоохранения, и для органов управления, разрабатывающих бюджет и организующих его выполнение.

Но я не думаю, что Беларусь не будет иметь достаточно ресурсов, чтобы осуществить этот переход. В мире есть множество других более бедных стран, как например, страны Средней Азии, валовый внутренний продукт которых в шесть раз меньше, чем ВВП Беларуси. Вот эти страны действительно могут столкнуться с трудностями.

-- Есть ли в нашем регионе страна, которая за счет собственных средств уже покрывает все расходы на профилактику и лечение ВИЧ?

-- Например, страны Прибалтики, которые осуществляют финансирование лечения из собственных средств. Еще одним пример -- Молдова, где также значительная часть мероприятий по лечению осуществляется за счет средств национального медицинского страхования. Есть пример России, где принято решение о том, чтобы начинать со следующего года полностью финансировать расходы по лечению ВИЧ-инфекции. Таким образом, в странах региона есть примеры прогресса в этом направлении. Не все так безнадежно.

-- А есть страна в мире, которая быстрее движется к цели по повороту эпидемии ВИЧ/СПИД вспять, нежели Беларусь?

-- Китай, Индия, Таиланд, Камбоджа, Ботсвана… Эти страны начали интенсивные меры борьбы с эпидемией намного раньше, чем Беларусь. И я надеюсь, что Беларусь может следовать их путем гораздо быстрее, чем сейчас.

Кто сейчас оплачивает расходы на борьбу с ВИЧ в Беларуси

По официальной методике ЮНЭЙДС – Оценке национальных расходов в связи со СПИДом -- сейчас все страны оценивают, сколько они потратили на борьбу с заболеванием из государственных, донорских и частных средств. По расчетам за 2008 год, в Беларуси эта сумма составляет более 19 млн. долларов.

-- Получается следующее разделение расходов – около 68% составляет государственное финансирование, 22% -- это средства доноров (доминирующая роль принадлежит финансированию из средств Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией), 10% -- частные средства, -- говорит координатор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Республике Беларусь Элеонора Гвоздева.

Оценка национальных расходов в связи со СПИДом – это методика в рамках национальных счетов в области здравоохранения, которая в дальнейшем поможет странам планировать расходы на уровне государственного бюджета.

-- В течение последующих пяти лет необходимо предусматривать постепенный переход на государственное финансирование. А те примерно 50 млн долларов, которые страна получила на 2010-2016 годы на лечение, профилактику и социальную поддержку в рамках Глобального фонда – и есть как раз «буферная зона» для того, чтобы дать возможность рассчитать необходимые денежные средства, выработать необходимые механизмы.

←Инструктор: Пилатес помогает справиться с депрессией и стрессом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика