Большая распродажа баз отдыха — сигнал бедствия или новые возможности?
Ответ на этот и другие вопросы искали специалисты на заседании «круглого стола», который прошел на базе отдыха «Галактика». Организатором и модератором круглого стола выступил Дмитрий Куликовский, координатор группы BIM&IPD.
База предложений Realt.by не прибавляет оптимизма
Как рассказала заместитель директора по маркетингу портала Realt.by Елена Потапович, на сегодняшний день в базе компании находится 56 туристических объектов, выставленных собственниками на продажу. Из общего количества 32 объекта — это действующие бизнесы, 24 — незавершенные строительством или законсервированные объекты. Срок их экспонирования на портале разный: с 2010 года продается 1 объект, с 2017 года — 11, а с 2018 года — 40 объектов.
География баз отдыха обширная. Самая большая база объектов — 25 — собрана в Минской области. В Витебской области на продажу выставлено 8 объектов, Гомельской — 4, Гродненской — 9, Могилевской — 3 и Брестской области — 7 объектов.
Статистика показывает, что к базам отдыха проявляется достаточно стабильный интерес. В среднем по каждому объекту насчитывается до 15-20 просмотров в неделю.
— Это хороший статистический показатель, особенно если учесть, что данный сегмент рынка достаточно узкий, — дополняет Елена Потапович.
Надо учитывать и цены на объекты. Они колеблются от 20 тысяч долларов США до 4,5 миллиона долларов США (этнокультурный комплекс «Наносы-Новоселье»).
В то же время, заместитель директора портала Realt.by акцентирует внимание на том, что из 56 объектов сейчас особо выделяются только 7, которые имеют «свое лицо», изюминку и специализируются на предоставлении одной или комплекса услуг (лечение, охота, рыбалка, активный отдых и др.).
В качестве положительного примера ведения бизнеса она назвала агроусадьбу «Отдых на поляне» на Чигиринском водохранилище, которая известна ежегодно проводимыми большими бард-рыбалками.
Среди всех предложений выделяется и фермерский комплекс «Петровский родник», специализирующийся на разведении диких животных. Это желанное место для любителей охоты.
Но, к сожалению, есть ряд объектов, не имеющих своего «лица». Например, в 25 километрах от Минска в живописном месте за 260 тысяч долларов продается 3,5 га земли для бизнеса. Однако объект представлен таким образом, что понять, в чем прелесть этого земельного участка, сложно.
Основная часть продающихся действующих объектов — это небольшие туристические комплексы с участками от 30 соток до 50 соток. В свою очередь незавершенные строительством или законсервированные объекты имеют достаточно большую площадь. Всего с 2005 года на Realt.by в разделе «Базы отдыха» предлагались на продажу более 500 объектов.
— Я не могу сказать, что на рынке сложилась сложная ситуация, говорящая о сигнале бедствия. Кто-то начинал свой бизнес в 90-х годах прошлого столетия, кто-то в начале двухтысячных. За это время одни собственники потеряли интерес к своему делу, наследники не хотят заниматься этим бизнесом, у вторых совершенно своя ситуация, поэтому и продают, — уточняет Елена Потапович.
Во всем виноваты чиновники?
Заместитель директора портала Realt.byсчитает, что введение безвизового 30-дневного режима для пребывания в нашей стране в какой-то степени поможет привлечь иностранных туристов. Но, по ее мнению, основная проблема кроется в том, что среди общего количества объектов не так много интересных и необычных. Большинство владельцев агроусадеб и баз отдыха предлагают стандартный набор услуг: природа, чистый воздух, лес, ягоды и грибы, баня, релакс, охота, рыбалка, корпоративные праздники.
— Но этого мало. Сегодня природой никого не увидишь. Такая же природа есть в Польше, Латвии, Литве, Эстонии, России, Украине, — говорит Елена Потапович. — У соседей и посмотреть есть что, и сервис получше. Поэтому нам надо развиваться в ином направлении, искать свое «лицо». И голова о том, как привлечь в страну туристов, должна болеть не только у собственников белорусского бизнеса в сфере туризма. Эта проблема должна решаться на уровне государства. Пока же она держится на инициативе отдельных людей.
В качестве положительного примера она приводит пример Польши, где на уровне государства в разных странах мира к концу 2018 будет создано 70 агентств, работа которых будет направлена на развитие внешней торговли Польши, экспорта и интернационализации польских предприятий, в том числе развития туристических услуг и привлечения в страну туристов. И это несмотря на то, что в Польше очень развито местное самоуправление. Например, в 16 километрах от польского города Закопане находится SPA-комплекс Терма Буковина Татшаньска (термальный комплекс для всей семьи). Собственники мини-отелей имеют хороший доход от бизнеса. Однако решили, что одного горного туризма мало. Для увеличения потока отдыхающих они сложились и за свои деньги построили аквапарк.
— Мне также очень импонирует опыт Грузии, которая активно продвигает себя в разных странах мира. Один только фестиваль «Тбилисоба» в Минске собрал более 80 тысяч человек. Грузины по-настоящему гордятся своим вином, историей, неповторимой архитектурой, национальной кухней и гостеприимством. Это их уникальный национальный продукт, который является основным источником дохода. Беларуси тоже надо находить свою изюминку, чтобы иностранцу захотелось приехать в страну хотя бы один раз. Но если ему понравится у нас, то следующими гостями могут быть его родственники и друзья, — высказывает свою точку зрения Елена Потапович.
В свою очередь координатор проекта Slow Food в Беларуси Игорь Данилов говорит о том, что Республика Беларусь входит в число стран приграничного сотрудничества. Опыт показывает, что иностранцы хотят видеть Беларусь безопасной для пребывания, желают посещать страну и отдыхать здесь. Но для этого государству надо повернуться лицом к бизнесу.
— Сегодня реалии таковы, что денежные средства в Беларусь можно привлечь только под гарантии государства, и оно не считает нужным тратить их на развитие частных инициатив. Если бы государство повернулись лицом к своим бизнесменам, крестьянам, поддержало бы их бизнес, то в нашу страну «потекли» бы деньги, — уточняет Игорь Данилов.
Директор ООО «ПБ7» Андрей Ковалев также считает, что государство должно уделять больше внимание развитию мелкого бизнеса. Один «частник» не может поехать за границу и предложить там свои услуги. Это должно делаться на государственном уровне.
На чиновников не уповаем, а рассчитываем на себя
Несколько иной точки зрения придерживается архитектор, член правления ОО «Белорусский союз архитекторов» Антон Гарустович. Он считает, что каждый собственник туристического объекта должен нести личную ответственность за свой бизнес.
— Власти очень часто стараются пойти навстречу владельцам бизнеса. Но не надо всю ответственность возлагать на плечи чиновников, надо их понимать и знать, за что и какую ответственность они несут. Представители властей на местах ограничены в своих действиях, — уточняет Антон Гарустович.
Директор ООО «Аверса-групп», архитектор Антон Гарустович говорит о том, что туристические объекты у нас приобретались или строились в разные годы, зачастую хаотично, без концепции и сценария. Поэтому, по его мнению, этот бизнес находится еще в зачаточном состоянии, и его суть не всегда коррелирует с названием.
Агротуристический бизнес подразумевает ведение крестьянского хозяйства на земле (сельский туризм). Его нельзя подменять или совмещать с функциями загородного клуба или мини-отеля, что часто у нас бывает.
— Прежде чем покупать или строить объект, надо понимать, в какой сфере будут оказываться услуги. Если это агротуризм, то гостями усадьбы будут люди, которые хотят изучить, как, к примеру, 100 лет назад жили белорусские крестьяне. У нас нет такого понимания, поэтому и получается, что все объекты одинаковые, нет уникального предложения. Будущее — за специализированными объектами, — дополняет Антон Гарустович.
Как получить уникальный объект
По роду своей деятельности директору ООО «Аверса-групп» не раз приходилось вместе с собственниками реализовывать проекты туристических объектов. Прежде чем приступать к построению концепции, велись долгие переговоры с владельцами, в ходе которых выяснялись преимущества месторасположения объекта, интересы и возможности заказчика.
По мнению Антона Гарустовича, весьма интересным получился проект агроусадьбы «Моя рудня» в Столбцовском районе, который реализовывался в несколько этапов и имел четкую стратегию. Сначала был построен коттедж, баня и конференц-зал, а затем еще несколько коттеджей и СПА-комплекс. Основной инвестор решал ключевую задачу по строительству коттеджей. Директор агроусадьбы вел бизнес, великолепно понимая целевую аудиторию. Совместные их действия и усилия привели к желаемому результату. Гостями усадьбы являются корпоративные клиенты, которые проводят в конференц-зале презентации, конференции, семинары и одновременно имеют возможность приятно провести время и отдохнуть.
Держим в уме
Прежде чем приступить к реализации проекта, надо просчитать финансы. Лучше поделить проект на несколько небольших очередей. Это поможет избежать долговой ямы.
— В случае нехватки денег возникает долгострой, и тогда надо срочно от него избавляться, — уточняет Антон Гарустович.
При реализации проекта надо также иметь в виду, что реконструкция объекта чаще всего обходится собственнику дороже, нежели новое строительство.
Не стоит приобретать большие объекты. Перед покупкой надо тщательно проверить документы на участок, чтобы в дальнейшем избежать подводных камней. Ведь запросто может оказаться так, что половина территории находится в охранной зоне либо по ней проложены сети, на перенос которых не хватит денег. Не лишним будет уточнить назначение участка.
Антон Гарустович советует, что лучше иметь плохую концепцию проекта, чем вообще никакой. Владельцу желательно найти партнера-архитектора, с которым он будет мыслить одинаково и масштабно, и надежных подрядчиков, которые станут реализовывать проект.
Приступая к созданию концепции, не следует забывать, что во многих странах мира уже созданы уникальные туристические объекты, в основе которых лежат национальные традиции. Например, агротуристический бизнес очень развит в Италии. Люди приезжают в деревни, живут там, изучать виноделие. В США предоставляется возможность пожить на ранчо и стать настоящим ковбоем.
В чем белорусам находить уникальность
Директор ГУ «Минская областная спортивно-оздоровительная база «Галактика» Ольга Коледа говорит, что она ищет уникальность своего объекта уже более 10-11 лет и ничего, кроме советского прошлого, не может в нем найти.
— На создание уникальных объектов нужны большие деньги. У нас нет национальной идеи, и мы с вами сегодня ее не создадим, — уточняет Ольга Коледа.
Со своей стороны Елена Потапович говорит, что за долгие годы в Беларуси фактически уничтожена самобытная сельская культура, и крестьян с традициями практически нет.
— 30% населения Беларуси живет на селе и имеет приусадебные участки максимум 25 соток. Тем более, что у нас на селе живут и не крестьяне вовсе, а фактически наемные сельскохозяйственные рабочие. Откуда там возьмутся традиции? – задает вопрос заместитель директора портала Realt.by. — Строить, например, агроусадьбы приходят люди с деньгами, но это в основном жители городов. Они не знают традиций сельского быта, и, самое главное, спросить им особо не у кого.
Антон Гарустович смотрит на этот вопрос более оптимистичного. Он говорит, что есть ряд технологий, которые позволяют создавать уникальные объекты. Например, мозговой штурм. Собственно, именно так и рождаются стартапы.
Ищем энтузиастов
Директор ООО «ПБ7» Андрей Ковалев считает, что к созданию интересных и уникальных объектов надо привлекать энтузиастов.
— Из тысячи энтузиастов найдется один инициативный, с деньгами и возможностями, который будет оказывать услуги и помогать развивать бизнес. Мы — не единственная компания, которая проявляет такую инициативу, — дополняет Андрей Ковалев.
Компания «ПБ7» специализируется на создании тактических видов игр и помогает создавать условия для активно отдыха туристов. Например, на базе отдыха «Галактика» ей создан тактический лазертаг, веревочный парк и скалодром.
— Сегодня парком активного отдыха уже никого не удивишь. В основу концепции агроусадьбы должен быть положен местный колорит, природа, — говорит Андрей Ковалев. — Есть люди, которые живут в странах с морями, горами. Но у них нет таких, как в Беларуси, лесов и болот. Для них провести время среди такой природы так же интересно, как белорусам пожить в пустыне.
Он считает, что в Беларуси еще не до конца не изучена тема исконных народных ремесел. Не раскрыта тема Великой Отечественной войны, партизанского движения.
— Пока еще никто не предложил туристам пожить в партизанской землянке и окунуться в эпоху уже тех далеких военных лет, — уточняет директор компании. — Если людям предложить интересный отдых на наших туркомплексах, то Беларусь станет конкурировать с Италией, Францией и другими странами.
Разнообразить отдых на туристических объектах помогают и культурно-массовые мероприятия. Специалист по организации различных праздников и фестивалей Ника Харитонова советует планировать подобные мероприятия заранее и рекламировать их через социальные сети.
Тематика праздников может быть разная, начиная от дат красного календаря и заканчивая историей, культурой, гастрономией.
Главное – подготовить площадку к приему гостей, а затем привлечь энтузиастов, которые организуют праздник. Специалист советует, что тематика должна быть узконаправленной. Особое внимание надо уделить ландшафту, организации парковки и сервиса.
Для того чтобы привлечь внимание к своему объекту, услуга должна постоянно рекламироваться, высказывает свою точку зрения эксперт по международным системам менеджмента Татьяна Свирко. Положительный эффект дают совместные с предприятиями рекламные акции.
Надо находить энтузиастов и предлагать им за небольшие деньги делать холодные звонки и создавать клиентскую базу. Стоит активно вести поиск клиентов и через интернет.
Кроме того, собственникам бизнеса необходимо учиться работать с любой, маленькой и большой, аудиторией.
— Люди по своей натуре ленивы. Но как только они узнают, что им не придется думать, как добраться до места отдыха туда и обратно, есть намного больше шансов, что они станут вашими гостями, — дополняет Татьяна Свирко.
Привлекаем туристов здоровой едой
Игорь Данилов рассказывает, что для привлечения туристов в Беларуси создана эко-гастрономическая экспедиция «По Беларуси – со вкусом». Первые ее энтузиасты уехали изучать фермерский бизнес в итальянский Турин. С течением времени будут формироваться новые белорусские группы, чтобы, изучив зарубежный опыт, распространить его в Беларуси с учетом национальной специфики и разработать специальные фермерские маршруты.
В идеале – получить и сертифицировать землю, посадить на ней органические семена, вырастить культуры, накормить ими животных, произвести из них продукты и накормить людей экологически чистой продукцией. «Но это очень тяжелый и дорогой путь. Только сертификация земли занимает до 5 лет. Однако эту работу нужно начинать делать», — уточняет Игорь Данилов.
— Иностранцу нужен комфорт в дороге и место ночлега, безопасность, привычная еда и напитки, но самое главное — хорошая экскурсионно-развлекательная программа. Каждый фермер своей агроусадьбы должен быть гидом. Но белорусы не любят и не умеют оказывать сервис. Этому нам предстоит учиться, — дополняет координатор проекта Slow Food в Беларуси.
Фото: Павел Садовский
Также читайте у нас:
Большая распродажа. Почему владельцы 5 популярных гостиничных комплексов избавляются от бизнеса