Протоиерей Сергей Лепин: не было бы БНР, была бы еще пара-тройка областей западнее Смоленска
История не знает сослагательного наклонения, но, не было бы БНР, — была бы еще пара-тройка областей западнее Смоленска, не было бы БССР. Такое мнение в большом интервью krynica.info высказал председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин.
Представитель БПЦ считает, что церковь вне политики невозможна, поскольку молчание, отсутствие, неучастие и бездействие какой-либо общественной группы или отдельных граждан — это тоже политический капитал, в котором заинтересованы одни и не заинтересованы другие участники политического процесса.
«Тот, кто изучал политологию, знает, что быть полностью вне политики невозможно. Прежде всего, де-факто, принцип „вне политики“ подразумевает отказ от оппозиционной деятельности. Но сущностно, „вне политики“ — значит „вне политических процессов“, под которым понимается борьба за власть — эксклюзивное право принимать политические решения. Церковь оставляет за собой право „вязать и решать“ — духовную власть, наделенная ей Христом лично, что опосредованно и в отдельных случаях может означать готовность бороться за свои религиозные права и свободу совести. Такая удаленность от политической борьбы вовсе не значит, что политика — „это плохо“, что священники должны быть полностью равнодушными ко всему космополитами. Это предполагает особую специфическую раскладку приоритетов в пастырской деятельности. Для блага проповеди нужно что-то отнести на второй план, а от чего-то и вовсе отказаться. Использовать статус духовного лица в борьбе за власть — это нечестно, поскольку положение священника в обществе особенное. Ну, это как если бы админ игрового сервера подыгрывал одной из команд, или еще что. В своей речи я, кстати, призвал молиться за власти, и никакого неприятия этого призыва в собравшихся, я не почувствовал», — отметил Лепин.
Представитель церкви также подчеркнул, что никакой официальной позиции БПЦ по поводу 3-й Уставной грамоты Рады БНР нет и быть не может.
«Поскольку здесь мы имеем проблему, не связанную с верой и моралью Православной Церкви — иначе говоря, отраслью ее компетентных и авторитетных мнений, — объяснил Лепин. — Мы не догматизируем историю. В самом начале своей проповеди я сказал, что историки еще долго будут спорить о реальном результаты этого события. И пусть спорят! Как мы видим, даже светские власти еще до конца не выработали свою позицию по этой теме. Да и должно ли здесь быть какая-то единственно правильная позиция?», — сказал протоиерей.
Свое личное отношение к БНР Лепин также высказал. По его мнению, провозглашение БНР было больше декларативным, не вызванным фактическими возможностями заявлением, принималось в условиях отсутствия реальной власти, экономических ресурсов и достаточного политического опыта у главных действующих лиц с одной стороны, и полного безразличия к теме в других государств.
«Но тем не менее, это — попытка, это зарождение идеи национального государства! Если говорить об истории вопроса независимости Беларуси, то БНР — это определенная веха, ну пусть утопическая, короткая и политически не результативная, но тем не менее. Изучение истории любой темы должно начинаться с рассмотрения „первых упоминаний“ о ней. И мы знаем, что в следующем некоторые деятели Рады БНР были репрессированы — т.е. прямо или косвенно их смерть была связана с их политической деятельностью в прошлом, соответственно, — и с темой независимости Беларуси», — рассказал предстаивтель БПЦ.
О преемственности власти между БНР и БССР, по словам Лепина, говорить нельзя, поскольку Рада БНР не обладала никакой значительной властью, и она просто не могла выработать механизмы демократической ее передачи. Большевики властью обладали, но не потому, что они ее переняли, а потому выработали механизмы ее захвата.
«О какой преемственности власти можно говорить во время революции? Но определенная идейная, скажем так, преемственность была. История — это наука, которая должна определять не только факты, но и закономерности. Давайте обратим внимание: советские национальные республики в составе СССР возникли там, где после революции были объявлены национальные государства был сильный дух к независимости: страны Прибалтики, Грузия, Армения, Украина, Азербайджан. История не знает сослагательного наклонения, но, как мне кажется, не было бы БНР, — была бы еще пара-тройка областей западнее Смоленска, но не было бы БССР», — считает протоиерей.
По мнению Лепина, телеграмма кайзеру, — это попытка основателей БНР настроить внешнюю политику и наладить какие-то взаимоотношения с другими странами в соответствии со своими интересами, как это делали все государства и сами большевики. И обычно эти отношения налаживаются с помощью того, что называется дипломатией.
«Решения могут быть компромиссными, вынужденными, тактическими и ситуационными, а могут быть окончательными и стратегическими. Разумеется, в политике нужно быть разборчивыми при выборе партнеров. А иногда и выбирать особо не приходится. Но если и не так что-то было с попыткой завязать дипломатические отношения с немцами и поляками со стороны БНР, — допустим! — так большевики сами вступали в эти взаимоотношения с перечисленными государствами, — отметил Лепин. — Но, к сожалению, немцы дали понять, что создание независимого белорусского государства не предусмотрено Брестском миром, подписанным с большевиками и, для предотвращения искушений, изъяли у Совета кассу. Но в декабре большевики денонсирует Брестский мир и занимают Минск. Правительство БНР на всякий пожарный решила отправиться в эмиграцию, и, знаете, я их очень понимаю».
«Можно любить Россию и при этом стоят на позициях белорусской независимости»
Сергей Лепин еще раз подчеркнул, что независимость Беларуси — огромная ценность. И о том, что БНР — это часть Русского мира, говорить нельзя.
«Нет, это не Русский мир. Русский мир — это не политико-административное понятие. Это духовное, культурное наследие Русской Православной Церкви, что исторически восходит к чуду Днепровской Купели, которая под патриаршим омофором объединяет в себе множество народов, в том числе, и тех, что вообще не имеют никакого отношения к славянству и к Российской Федерации. К сожалению, на теме „Русского мира“ сейчас не против погреть руки многие политические пропагандисты, притом как „имперские“, так и „прозападные“. Сроки требуют точного значения, а иначе получается, что один играет в кегли, а второй — думает, что это шахматы. Сегодня нам очень мешают эмоции, штампы и клише. И политиканство», — сказал Лепин, что БПЦ выступает за интеграцию, братство, любовь и уникальную роль России, но и за независимую Беларусь.
Представитель БПЦ напомнил, что несколько лет назад в его ЖЖ ["Живом журнале"] появился пост, в котором протоиерей якобы призывал восстановить ВКЛ и присоединить Беларусь к Литве.
«Если я против вхождения Беларуси в состав России, то я агент госдепа, русофоб и занимаюсь политикой, что очень плохо. Я снова и снова пытался показать, что можно любить Россию, быть сторонником единства РПЦ и при этом стоят на позициях белорусской независимости. Но нет: все должны хотеть объединения с Москвой и даешь референдум или еще что-то для этого необходимое. Ну, тогда я и сделал условную риторическую фигуру: в одном из своих постов в ЖЖ я разместил небольшую публикацию: хорошо, давайте объединяться, но давайте не вы, а мы проведем референдум о присоединении русских земель к Беларуси и адтворым ВКЛ. Притом в тексте были такие обороты, как „шутки шутками, но“ (они есть даже на скриншотах моих критиков) — т.е., разумному понятно было, что „нет, я не Чаплин, я другой“, и никаких референдумов проводить не намерена, хотя и действительно считаю, что авторитет президента Беларуси в некоторых приграничных регионах России тогда мог дать фору российскому правительству. Ну и тут началось … Там повылазили нацисты всех мастей и флагов: русские, белорусские, украинские, какие родноверы, эльф-литвины, полесские тролли, представители других внеземных цивилизаций; комментарии за гранью приличия пошли сотнями, и я решил убрать пост. Так что нет, попыткой аншлюса я называть не интеграцию и союзнические отношения между Россией и Беларусью, а чаплинавския „референдумы“ и хитрые попытки некоторых кругов под шумок разговоров о дружбе и „Русский мир“ сделать Беларусь федеральным округом. Шовинизм и провокации очень досадные во всех своих проявлениях, на какой бы национальной платформе они ни стояли: польском, русском, белорусском, украинском … Ребята, давайте жить дружно, а!», — сказал представитель БПЦ.