Верховный суд и Минский молокозавод №1 не сошлись в дивидендной политике
Акционеры ОАО «Минский молочный завод № 1» (ММЗ) выиграли в Верховном суде Беларуси иск о выплате дивидендов миноритариям. Такое решение было принято еще летом, но не реализовано до сих пор, потому что госзавод пытается его обжаловать в вышестоящих инстанциях. Деловое сообщество возмущено, что ММЗ не выплатил дивиденды миноритариям, но поделился прибылью со своим основным собственником — государством.
По данным издания «Белорусы и рынок», компания «Машины и технологии», являющееся миноритарным акционером «Минского молочного завода № 1», подала иск о признании недействительным решения общего собрания акционеров молокозавода о перечислении части прибыли (20,9 млрд неденоминированный рублей) в бюджет без выплаты дивидендов по итогам 2014 года. (Требование к хозобществам с долей государства делиться прибылью с казной закреплено в указе от 28.12.2005 № 637).
Истец настаивал на том, что перечисленная прибыль — это дивиденды и, согласно закону «О хозяйственных обществах», объявление об их выплате одному акционеру влечет необходимость расчетов с остальными. Тем более что в данном случае и государство, и миноритарии владеют одинаковыми простыми акциями молокозавода. Стоит отметить, что государство является основным собственником предприятия (81,7% акций принадлежат Минской области, 1,3% — Республике Беларусь, по данным на начало 2016 года).
Приглашенный на судебное заседание специалист Минфина Кирилл Мамонов разъяснил, что эти платежи не являются дивидендами государства, следовательно, обязанность рассчитываться с остальными акционерами не наступает. В итоге решением от 4 февраля 2016 года Экономический суд Минской области отказал обиженному миноритарию в удовлетворении требования.
Хотя ранее Минфин давал противоположные разъяснения, в том числе в официальном ответе от 18 сентября 2015 года на запрос компании «Машины и технологии». «Часть прибыли, перечисляемая хозяйственными обществами в бюджет в соответствии с указом № 637, является дивидендами от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) этих хозяйственных обществ», — пояснил тогда в письме замминистра финансов Дмитрий Кийко. Уплаченные молокозаводом в казну 20,9 млрд рублей числятся как дивиденды и в открытой инансовой отчетности за 2014 год, размещенной на сайте Минфина. Наконец, в указе № 637 прямо говорится о том, что перечисление прибыли в бюджет является «минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ».
Однако 19 июля 2016 года Верховный суд постановил отменить решение экономического суда Минской области, постановление апелляционной инстанции, «признать недействительным решение очередного годового собрания акционеров ОАО „Минский молочный завод № 1“ по вопросу о выплате дивидендов», сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник, знакомый с ходом судебного разбирательства. По его словам, руководство предприятия до сих пор не исполнило предписание суда по выплате дивидендов акционерам.
Как сообщили TUT.BY на молокозаводе, решение ВС обжалуется в нескольких вышестоящих инстанциях. «Оно обжалуется в Генеральной прокуратуре, надзорная жалоба находится в Верховном суде… Поэтому решение и не исполнено», — сказали в ММЗ. Там не исключили, что окончательный вердикт может быть вынесен до конца текущего года.
Участники рынка считают, что данный подход государства вызывает опасения со стороны потенциальных инвесторов. В частности, вложения в компании с госкапиталом становится крайне рискованным занятием для инвесторов. Это в свою очередь делает голословными заявления высокопоставленных чиновников о желании государства привлечь инвестиции через продажу миноритарных пакетов акций белорусских госпредприятий и банков.
В данной истории примечателен другой момент. Согласно свежего рейтинга Doing Business Всемирного банка, за последний год Беларусь существенно улучшила позицию по такому показателю как «защита миноритарных инвесторов», совершив скачок с 62 на 42 место. Как говорилось в официальном сообщении, Беларусь предприняла шаги по укреплению защиты прав миноритарных инвесторов, гарантировав правовую защиту в тех случаях, когда операции связанных сторон причиняют компании ущерб, и ужесточив требования к корпоративной прозрачности.
Еще 8 лет назад в Минске было три молокозавода. В 2008 году первый и третий заводы слились. Данное решение принято для создания «единого технологического процесса на площадях обоих предприятий, которые расположены рядом», сказано на сайте компании. 1 сентября 2014 года произошло объединение первого и второго молокозаводов. ОАО «Гормолзавод № 2» стал филиалом «Молочный гостинец» ОАО «Минский молочный завод № 1». Но спустя несколько месяцев власти приняли решение передать «Молочный гостинец» под крыло Управделами президента.