Коварная "упрощенка": легкомысленное отношение чревато штрафами, и не только от налоговиков
В новом проекте TUT.BY «К вам налоговая» мы вместе с директором аудиторской компании «БелАудитАльянс» Еленой Жугер, экспертом в своей области, будем разбираться в тонкостях налогообложения физических и юридических лиц.
Упрощенная система налогообложения — существенное налоговое послабление для малого бизнеса, но одновременно с ее появлением родилось и ее искаженное понимание: УСН — это когда ничего не надо делать, никаких документов не надо составлять, и собственно, отвечать тоже не надо. Все просто!
На практике такое легкомысленное отношение к «упрощенке» влечет применение штрафных санкций, и не только со стороны налоговых органов.
Рассмотрим детально, в чем сильные и слабые стороны УСН и как избежать штрафных санкций.
Организация может выбирать либо упрощенную систему с ведением учета в книге доходов и расходов, либо ведение бухгалтерского учета. При превышении предела валовой выручки в 4,1 млрд рублей и (или) численности работников в 15 человек Налоговый кодекс Беларуси обязывает субъектов дальше вести бухгалтерский учет.
Существенное значение выбора формы учета в том, что применяя «упрощенку» с ведением Книги, организация может вести учет доходов по оплате. При ведении бухгалтерского учета все доходы организации отражаются по отгрузке. А это значит, что с суммы доходов, которые еще не получены, надо заплатить налоги. Безусловно, это очень выгодно государству. Но откуда взять деньги начинающему предпринимателю?
Изменение формы учета с ведения Книги на бухгалтерский учет имеет свои пробелы в законодательстве. Объекты учета с ведением Книги ограничиваются теми показателями, которые интересны налоговым органам: валовая выручка от реализации товаров (работ, услуг), движение товаров и оплаты по ним, кредиторская задолженность, данные по учету зарплаты и налогов с нее, отдельные виды налоговых обязательств, уплачиваемые одновременно с УСН. Объекты бухгалтерского учета гораздо более разнообразны: основные средства, нематериальные активы, запасы, займы, касса, учет движения по расчетному и валютному счетам
А в случае, если организация ведет «двойной учет» (для налоговой учет в Книге, а для себя — бухгалтерский учет), и данный факт будет установлен в ходе налоговой проверки, то налогооблагаемая база для «упрощенки» будет пересчитана по отгрузке, а не по оплате.
Очень часто организации при ведении учета в Книге забывают о необходимости оформления первичного учетного документа (например, товарно-транспортной накладной, акта выполненных работ, счета, платежного поручения).
К примеру, основанием для записи в Книгу, как и в бухгалтерском учете, является первичный учетный документ. Несмотря на то что определение первичного учетного документа содержится только в бухгалтерском законодательстве, он должен содержать обязательные сведения (наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях), без наличия которых такой документ будет признан недействительным. А в ряде случаев отсутствие первичного документа может повлечь доначисление налогов и применение штрафных санкций.
Пример. Организация, применяющая УСН с ведением учета Книги, направила в командировку своего работника. Сумма средств, выплаченная на командировочные расходы, составила 1 млн руб. В ходе налоговой проверки установлено, что по результатам командировки работник не отчитался, первичные учетные документы, подтверждающие факт нахождения работника в командировке, не оформлялись. Сумма денежных средств, выданных на командировочные расходы, без наличия первичных учетных документов, включена проверяющими в состав доходов работника, с нее исчислен подоходный налог. Кроме того, такого рода доходы (неподтвержденные расходы) также являются объектом для исчисления отчислений в Фонд соцзащиты и отчисления на обязательное страхование в «Белгосстрах». И поскольку начисление всех названных платежей — обязанность организации, то она помимо доначисления налога должна уплатить еще и штрафные санкции.
Пример. В ходе налоговой проверки установлено, что руководитель организации, применяющей УСН с ведением учета в Книге, использует в процессе осуществления деятельности служебный транспорт. Сумма расходов на топливо за 2014 год составила 10 млн руб. Документов, подтверждающих расходы на топливо, проверке не представлено. Сумма расходов на топливо в ходе налоговой проверки признана доходом руководителя организации с доначислением подоходного налога. Как и в предыдущем примере такого рода доходы также являются объектом для исчисления отчислений в ФСЗН и отчисления на обязательное страхование в «Белгосстрах».
При применении УСН с ведением учета в Книге основная цель — налоговый учет. Такая форма учета не позволяет получать и обобщать в достаточном объеме информацию, необходимую для составления отчетности других госорганов, например, статистики. Для организаций, применяющих «упрощенку», установлен общий порядок отчетности, то есть такой же, как и для всех иных организаций, ведущих бухгалтерский учет. И такие же меры ответственности. Например, вновь созданные микроорганизации (коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно), созданные в отчетном году, отчитываются по форме 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации» годовой периодичности. По строке 73 раздела IV названного отчета микроорганизация, ведущая учет в книге учета доходов и расходов, отражает сумму произведенных и документально подтвержденных расходов (без налога при упрощенной системе налогообложения; без НДС для микроорганизации, уплачивающей НДС) по:
— оплате приобретенных товаров, сырья, материалов и других производственных запасов;
— оплате работ и услуг, выполненных другими организациями (ИП, физлицами);
— оплате труда;
— уплате других налогов, сборов (пошлин);
— уплате платежей в Фонд соцзащиты;
— погашению процентов за пользование кредитами банков и займами других организаций (ИП, физлиц);
— оплате приобретенных основных средств и нематериальных активов;
— оплате других расходов, связанных с производственной деятельностью микроорганизации.
Учет ряда названных выше расходов в книге учета доходов и расходов не ведется. И для того, чтобы составить названную статистическую отчетность, организации придется организовать учет затрат в дополнительных регистрах. Затраты на ведение учета увеличивают «цену» упрощенной системы налогообложения.
Книга учета доходов и расходов не содержит ряда другой информации, необходимой для исполнения организацией требований законодательства. Например, названный регистр не предусматривает ведение учета дебиторской задолженности. Обязанность вести такой учет предусмотрена Налоговым кодексом для целей взыскания с организации задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и таможенным платежам. То есть вести его необходимо в произвольной форме.
Упрощенная система налогообложения предусмотрена в своей основе как особый режим налогообложения. Целевая аудитория «упрощенки» — субъекты малого предпринимательства. Вполне логично, что УСН особенно востребована в процессе становления бизнеса, когда каждая копейка на счету. Вместе с тем практика показывает, даже при ее применении учета в Книге недостаточно для соблюдения ряда нормативных документов.
Наличие упрощенного порядка учета не лишает организацию необходимости принимать в штат бухгалтера, имеющего надлежащее образование и опыт работы. Согласитесь, что вряд ли руководитель знает, как рассчитать пособие по нетрудоспособности (в этом не всегда могут разобраться и квалифицированные бухгалтеры), как рассчитать налог на доходы иностранных юридических лиц (необходимы знания не только национального налогового законодательства, но и международных соглашений), и как правильно включить в валовую выручку суммы положительных курсовых и «суммовых» разниц.
Несмотря на наличие явно большого количества проблем, применение «упрощенки», безусловно, очень выгодный способ налогообложения. И при выборе формы учета доходов и расходов уже на стадии регистрации организации следует соизмерить достоинства той или иной формы учета виду деятельности организации, целям и задачам.
Аудиторская компания «БелАудитАльянс» уже 10 лет помогает бизнесу правильно рассчитать налоги и избежать дорогостоящих ошибок, консультирует в самых разных аспектах бухгалтерского учета, проводит семинары, входит в двадцатку ведущих компаний Беларуси в своей области. Обладает сертификатом качества аудиторских услуг. Если у Вас есть срочный вопрос по ведению бухгалтерского учета и налогообложению, звоните по телефону: (017) 234−99−93(92) и получите одну бесплатную консультацию по этому вопросу (для юридических лиц)!