Какие объекты покупают даже в кризис? Интервью с застройщиками, у которых все хорошо
Александр Болигатов, заместитель генерального директора по строительству "Трайпл":
— Очевидно, строительная отрасль сегодня переживает не самые лучшие времена. Покупательская способность снизилась по всем категориям товаров, тенденция сокращения объемов инвестирования в недвижимость не исключение. Предложений на сегодняшний день на рынке масса в различных сегментах. В период 2015 – 2016 гг. мы вошли с заранее спланированными проектами, которые и помогают сегодня держаться на плаву.
Основные объекты в стадии продаж – «Лесной городок» и «Липень». Главные преимущества жилых комплексов – «зеленая» зона застройки, квартальная застройка с общим благоустройством дворовой территории, доступность метро, отработанные планировочные решения и набор квартир, сбалансированная продажная цена. Все это в комплексе оценивается потенциальным покупателем, принимающим решение о покупке, и, соответственно, голосование проходит «рублём». Во втором полугодии 2015 года значительно увеличили объем продаж.
Технологии продаж зависят от многих факторов, в том числе и рыночных изменений. Как должен вести себя застройщик? – все зависит от целей и задач.
Валерий Шамрило, директор ОДО "Айрон":
— Мы достаточно давно работаем в сфере недвижимости, чтобы понимать и вовремя отслеживать все изменения рынка. Это помогает нам быстро реагировать на факторы, влияющие на продажи, адаптируя свое предложение под меняющееся предпочтение.
К примеру, как только рынок начал меняться, мы приняли решение изменить готовый проект жилого дома на проспекте Дзержинского. Корректировки коснулись 80% квартир, пришлось пойти на дополнительные траты в изменении проектной документации и заново проходить экспертизы. Однако все усилия были сделаны неспроста — уже на тот момент было понятно, что однокомнатные квартиры площадью 48 кв. м в сегодняшних экономических реалиях не продать. Сейчас спросом пользуются лишь самые маленькие, а от того и самые дешевые площади.
На всех своих объектах мы переделали однокомнатные квартиры в двухкомнатные, классические "двушки" площадью 66-68 кв. м — в "трешки" — именно это решение позволило нам оптимизировать метраж, сделав его нашим конкурентным преимуществом. Если другие застройщики продают трехкомнатную квартиру 84 квадратных метров, мы предлагаем потребителям четырехкомнатную квартиру не только аналогичной площади, но и по той же цене. Естественно, что многие люди предпочтут наши объекты, где за те же деньги можно приобрести жилье с большим количеством комнат.
Немаловажна на рынке недвижимости и репутация, ведь сегодня надежность является одним из самых главных факторов при выборе застройщика. Мы, в свою очередь, ни разу не задерживали сроки строительства, все объекты компании "Айрон" вводились в эксплуатацию ровно в срок, а то и раньше заявленного времени, кроме того, все свои объекты мы продаем без изменения стоимости.
Быстро и качественно возводить объекты нам позволяет наличие собственных подрядчика и проектной организации с сертификатами первой категории и выше. Так, около 90% всех работ на объектах мы выполняем собственноручно, не прибегая к помощи со стороны. Это помогает оптимизировать затраты и варьироваться в цене: когда потребуется предоставлять скидку или устраивать акции. Благодаря чему мы не теряем темпы продаж, необходимые для поддерживания заявленных сроков строительства.
Хочется сказать и о том, что все поставщики стройматериалов относятся к нам более чем лояльно, предоставляя продукцию по существенным скидкам. Все дело в том, что наша репутация чиста и с этой стороны — мы всегда платим в срок, а порой предоставляем предоплату за товары, что и вовсе считается огромной редкостью на рынке.
Что же касается темпов продаж, скажу так: если застройщик продает неимоверно много квартир, то радоваться тут нечему, у него просто неправильно сформированы цены. В идеале продажи должны просто позволять стройке работать бесперебойно. Мало того, для нас неинтересно, чтобы люди единовременно платили всю сумму, ведь таким образом инфляция "съедает" часть дохода компании. Мы стараемся продавать так, чтобы стройка постепенно инвестировалась, а доход приходил стабильно.
На случай каких-либо изменений в структуре спроса, мы имеем кредитные линии. Они позволят обеспечить строительство наших объектов даже в условиях продолжительного провала в продажах. Нет сомнений, что строящиеся и проектируемые дома "Айрон", как и в докризисный период, будут сданы ровно в срок.
Алексей Зинкевич, директор ООО "МайКлассКом":
— Спрос на квартиры диктуется стабильностью валюты на рынке и доступностью кредитования населения банками. В первой половине этого года мы наблюдали некоторое сокращение продаж, в настоящее время спрос стабилен. На первичном рынке сегодня пользуются спросом лишь небольшие квартиры площадью от 39 до 60 кв. метров. Благодаря этому жилой комплекс «Вясёлка» остается привлекательным для покупателей, ведь в нем представлены квартиры с такими площадями.
Конечно, методики работы с клиентами на падающем и растущем рынке отличаются. Покупатели понимали, что рынок «просел», и требовали скидку, что выражалось в понижении за счет торга цены на 3-5% от первоначальной, также увеличилась рассрочка на реализуемое жилье.
Преимущество жилого комплекса "Вяселка" — это его месторасположение. Наши покупатели бегут от городской суеты, загазованности и тесноты. Еще один "козырь" жилого комплекса — экологичность — ЖК "Вяселка" расположен вдали от промышленных зон Минска.
Свои объекты мы строим из железобетонных конструкций типовых потребительских качеств, поэтому конкурировать в архитектурном решении с некоторыми другими комплексами не можем. Однако среди наших преимуществ можно смело выделить решение отопления квартир путем использования индивидуальных газовых котлов, что дает потребителю возможность начать отопительный сезон намного раньше других и самостоятельно регулировать уровень тепла в своей квартире.
Наталья Пичуха, руководитель "Твоя столица . Новостройцентр":
— В настоящее время спрос повернулся в сторону тех объектов, застройщики которых сумели оперативно и рационально внести изменения как в проект, так и в стратегию реализации. Как правило, это корректировка площадей квартир и более современная организация придомовой территории. Материал стен сейчас не играет определяющую роль при принятии решения о покупке квартиры, скорее, оценивается сочетание трех факторов – цена, месторасположение и процент готовности дома.
Объем реализованного спроса по новостройкам нашего портфеля в 2015 году сократился на 25% по сравнению с тем же периодом 2014 года, за последние три месяца текущего года по сравнению с третьим кварталом 2014-го – всего на 5%. При этом, если говорить о текущем предъявленном спросе, он и вовсе вышел на уровень прошлого года. На рынок вышел отложенный спрос, например, год назад покупатель, имея 45 000 долларов, не мог претендовать на квартиру в новостройке, сейчас у него появился выбор.