Привет из Варшавы: "Когда местные узнают, что ты из Беларуси, отношение меняется в лучшую сторону"
— Мысль о переезде возникла спонтанно. Закончив ВУЗ и проработав четыре года менеджером по продажам, я захотел развиваться и осваивать новые горизонты. На деле же выходило, что топчусь на одном месте. Стал думать о другой сфере деятельности, смене профессии. Так, в какой-то момент на рождественские праздники поехал к друзьям в Варшаву. Это была не первая моя поездка в этот город, но она мне запомнилась сильнее остальных: украшенные улицы, счастливые люди, огромное количество жителей, которые не хотят сидеть дома, и ощущение праздника пронизывало весь город.
— Тогда-то я и понял, что хочу жить именно здесь. Кроме того, Варшава — ближайший к Минску крупный европейский город и финансовый центр Польши. Несколько месяцев после поездки в голове крутились только мысли о технических деталях переезда, я готовился, собирал необходимые документы, продумывал варианты. В итоге собрался и уехал.
Самое броское, что я сразу заметил в Варшаве — это огромная конкуренция на любом рынке, будь то общепит, сфера услуг, торговля и так далее. На улицах раздают рекламные листки, акции с раздачей маек или очков: "Купи две вещи, получи третью в подарок" — всего и не счесть. Одним словом, маркетинг тут работает на полную катушку, набрав хороший темп лет так пятнадцать назад. Чтобы не быть голословным, приведу пример оформления банковской карточки. Открытие счета — услуга бесплатная, а карта была в моём почтовом ящике уже через два дня после открытия счета. Чтобы активировать карту, необходимо лишь зайти в интернет-банкинг, который тоже предоставляется бесплатно. Нужно ли говорить, что даже эти два дня я все равно мог осуществлять различные онлайн-платежи, потому что уже имел номер счета. Деньги на карте, к слову, появились мгновенно, еще пока я сидел в кресле у оператора.
Второе, что также "мылило" глаза типичному жителю Таможенного союза, так это наличие гражданских прав у любого человека, будь то владелец Ferrari или типичный бездомный из западной Варшавы. Здесь люди знают и отстаивают свои права: судятся из-за высоких коммунальных платежей, имеют право вернуть, к примеру, купленные за $40 кеды по гарантии хоть через год после приобретения. Можно даже организоваться компанией человек в 90, выйти к президентскому дворцу с протестом, выступая, к примеру, против кредитов под 8% годовых. Для сопровождения группы протестующих правительство выделяет две машины полиции и скорую, на всякий случай.
Однако есть и негативные моменты — в первую очередь это назойливые цыгане и попрошайки. Даже не мечтайте, что просто услышав ваше "нет", они от вас отстанут. Порой доходит до того, что "бородач" будет просить денег на протяжении пяти минут, а предложенные 50 грошей его не устроят как обидно маленькая сумма. В сердцах он даже уйдет, однако уже через две минуты вернется, продолжив клянчить деньги с новым напором.
— Есть несколько мест, которые необходимо посетить, будучи в Варшаве впервые — это Дворец культуры и науки, который до сих пор остается самым высоким зданием в Польше, Старый Город с ведущим к нему Краковским предместьем, Вилановский дворец, который был резиденцией королей эпохи Ренессанса, и уютный Варшавский зоопарк. Стоит также уделить полдня, а то и день на музей Коперника. Он не оставит равнодушным человека XXI века, особенно, если внутри него живет инженер.
— В плане общепита поляки опередили многие государства: готовят вкусно и за адекватные цены, только успевай смотреть на вывески и выбирать интересующую кухню. Что же касается ночной жизни, то в недождливую погоду советую прогуляться по улице Солец — здесь вдоль р. Вислы выстроены летние бары, где коктейльные вечеринки с танцами проходят до самого утра.
Любителям клубных тусовок следует посетить улицу Мазовецка. Каждую ночь вне зависимости от времени года она оживает, музыка гремит до самого утра. Ну а для любителей новых впечатлений советую посетить клуб The View, который находится на высоте 120 метров от уровня поверхности земли. В заведении под открытым небом можно полюбоваться прекрасным видом ночной Варшавы.
— Стоимость недвижимости в Варшаве в первую очередь зависит от года постройки здания. В "советских коробках" преобладают однокомнатные квартиры, площадь которых едва ли достигает 23 квадратных метров. Площадь "двушек" в таких домах составляет порядка 38 квадратных метров. В современных домах, простроенных начиная с 2000 года, квартиры гораздо просторнее, кроме того, большинство новых домов возведены с учетом энергосберегающих технологий, поэтому и цены на квартиры в таких домах существенно выше. Так, однокомнатные квартиры в старом жилом фонде можно приобрести по цене от 1200 евро за квадратный метр. В новостройках стоимость "квадрата" достигает 2300 евро. Средняя годовая коммуналка на квартиру порядка 30 квадратных метров обойдется примерно в 25-35 евро.
— Вывод таков: тому, кто мечтает жить в историческом центре Варшавы, придется смириться с рядом неудобств – в первую очередь, это высокие коммунальные платежи, так как старый жилищный фонд грешит полуразрушенными стенами, из которых зимой так и норовит выйти тепло. Для тех же, кто хочет жить в светлой просторной новостройке с фонтанами на придомовой территории, следует присмотреться к современной застройке, чуть дальше от центра Варшавы.
Однако многие поляки все же предпочитают жизнь в частных домах и стремятся построить небольшой домик в пригороде Варшавы, чтобы пить утренний кофе, стоя босиком на свежескошенном газоне.
Основной вариант приобретения собственного жилья для молодых людей — это ипотека. Так как ежемесячная арендная плата за однокомнатную квартиру в Варшаве составляет порядка 250-400 евро, молодежь предпочитает выплачивать эту сумму не арендодателю, а банку уже за собственное жилье. В этом случае остается только найти стабильную работу и деньги на первоначальный взнос. Тут уже кто во что горазд.
— Проездной на все виды транспорта (городские линии метро, автобусы и трамваи) стоит 28 евро. К слову, транспорт в Варшаве очень комфортабельный: в салоне установлены кондиционеры, удобные сиденья, ход тихий и быстрый. По главным городским направлениям автобусы ходят даже ночью, с интервалом в полчаса. В общем, если не хочешь заправлять бензин по 1,3 евро за литр и оплачивать дорогостоящие парковки, общественный транспорт — не такая уж и плохая альтернатива.
— Многие жители Варшавы в теплое время года предпочитают перемещаться на велосипедах — уже с марта на парковках появляются арендные велики, которые находятся там до ноября. Несмотря даже на то, что в городе оборудовано много велосипедных дорожек, нередко можно увидеть, как пара велосипедистов тормозит движение целой автомобильной полосы. Не редкой является и ситуация, когда полицейский останавливает велосипедиста даже на тротуаре, чтобы попросить дыхнуть в трубочку.
К русскоязычным в Варшаве относятся не очень любезно. Если есть возможность, лучше говорить на польском. Во многом репутацию подпортили украинцы, которые не всегда ведут себя вежливо и честно. Но когда местные жители узнают, что ты из Беларуси, отношение меняется в лучшую сторону. Самый лучший способ понравится — это максимально избавиться от акцента и говорить, что ты из Белостока.
— На первом этапе жизни в другой стране, конечно, возникает желание вернуться на Родину. Все же в Минске живут все родные, друзья, этакая зона комфорта. Навсегда ли я переехал в Варшаву, говорить рано. Если рассуждать на тему, где бы мне хотелось жить, то это в Дубае — Новом Свете XXI века. Город людей, приехавших за новой, лучшей жизнью для себя и своей семьи. Город перспектив и роста, главное лишь иметь достаточный потенциал.
Напоследок хочется добавить пару слов будущим "перелетным ласточкам": не стоит гнаться за желанием переселиться в большие города, ведь в Польше комфортно жить не только в столице. Хорошую работу и отличную инфраструктуру можно найти в Гданьске, Вроцлаве, Познани, Кракове или Катовице. Самое главное — найти свое место и любимую работу, которая не будет заставлять тебя бледнеть при каждой мысли о ней. Возможность построить свой домик, зимние прогулки в горы, отдых на пляже, барбекю на собственной лужайке, доступные цены — жизнь в небольших польских городах имеет целый ряд преимуществ, а качественные железные и автомобильные дороги сделают путь в столицу практически незаметным.
ФОТО: из личного архива Сергея Ермака