Контрабанда продовольствия в Россию. Экспортеров могут лишить груза и автомобиля

Источник материала:  
30.10.2014 08:23 — Новости Экономики


Российские фитосанитары выявили новый канал незаконных поставок овощей и фруктов из Евросоюза. Европейская продукция якобы поставляется транзитом из Беларуси в Казахстан, но при этом доезжает только до России. Минсельхозпрод Беларуси знает о таких схемах, винит в этом недобросовестных предпринимателей и предлагает конфисковывать у них за нарушения не только груз, но и автомобиль.

Контрабанда продовольствия в Россию. Экспортеров могут лишить груза и автомобиля



До Казахстана не доезжают

Как сообщает Россельхознадзор, 24 октября этого года автомобиль с яблоками, томатами и цветной капустой, выращенными в Польше, общим весом около 20 тонн, следовал из Беларуси в казахстанский город Петропавловск в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного Главной государственной инспекцией по семеноводству, карантину и защите растений Беларуси. Данный автомобиль проследовал через пункт временного контроля, расположенный в Псковской области близ белорусско-российской границы. Об этом свидетельствует оттиск печати управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям на оборотной стороне фитосанитарного сертификата.

Тремя днями позже, 27 октября, несмотря на то, что Псков и Петропавловск разделяет более трех тысяч километров, тот же автомобиль с таким же ассортиментом польской продукции в сопровождении того же самого экземпляра фитосанитарного сертификата попытался въехать на территорию Брянской области России, как и раньше, «для последующего транзита продукции в Казахстан».

Как считают в Россельхознадзоре, это свидетельствует о том, что первая партия продукции была разгружена на территории России, после чего автомашина вернулась в Польшу за новой партией «транзитного груза».


Частникам нечем рисковать

В Беларуси знают о таких схемах поставки санкционной продукции в Россию и винят во всем недобросовестных предпринимателей.

«Государственные предприятия таким бизнесом не занимаются. Этим могут зарабатывать частные фирмы, особенно однодневки, у которых нет своего производства, и им нечем рисковать. Грузы перевозятся не своим транспортом, а наемным. В большей степени это компании сегмента «купи-продай». И совсем не обязательно, что они белорусские», — говорит начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов.

При этом, отмечает он, белорусские фитосанитарные службы не вправе отказать таким фирмам в выдаче сертификата, поскольку те, как правило, имеют действующие контракты с казахстанскими компаниями. Кроме того, из Беларуси информация о выданных фитосанитарных сертификатах сразу направляется в Россию и Казахстан для осуществления встречного контроля грузов.

«Мы обязаны его выдать в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза и Республики Беларусь», — отмечает Алексей Богданов.


Забирать и груз, и автомобиль

Во избежание подобных случаев белорусская сторона предложила представителям таможенной «тройки» сократить действие фитосанитарного сертификата до 14 дней, как это заведено в Евросоюзе. Однако в ходе переговоров таможенной «тройки» была достигнута договоренность выдавать сертификат на срок до 30 дней нахождения груза в пути.

«Наш фитосанитар в зависимости от того, какой километраж и какая норма нахождения водителя в пути, выписывает сертификат. Если груз следуют, к примеру, в Москву, то водителю выпишут сертификат максимум на шесть-семь дней. Если он поедет дальше, то ему выпишут на больший срок», — объясняет начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода.

Кроме того, белорусская сторона предложила конфисковывать у недобросовестных предпринимателей не только груз, но и автомобиль. Пока решение на этот счет не принято, идет согласование.

«Если наше предложение будет поддержано, то многое станет на свои места. Никто уже не будет рисковать своими машинами», — подчеркивает Алексей Богданов.


О чем говорят цифры?

Если обратиться к свежей статистике, то за восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом минувшего года экспорт, к примеру, яблок в Россию в натуральном выражении вырос в 2,2 раза, в Казахстан — в 2,4 раза. По сравнению с семью месяцами текущего года экспорт яблок в Россию увеличился на 2%, а в Казахстан — в 16,5 раза.

Доля России в общем объеме экспорта яблок за восемь месяцев текущего года составила 98,8%.

экспорт, тонн

январь-август 2014

январь-август 2013

январь-июль 2014

январь-август 2014 к январю-августу 2013

январь-август 2014 к январю-июлю 2014

всего

187 513

84 102

181 831

223%

103%

Россия

185 251

83 150

181 694

222,8%

102%

Казахстан

2 262

952

137

237,7%

1651,1%

доля России

98,8%

99,9%



Что касается импорта яблок, то он за восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении увеличился в 1,9 раза. По сравнению с семью месяцами текущего года импорт яблок вырос на 5,5%.

Большая часть импортных поставок пришлась на Польшу. Доля этой страны в общем объеме импорта за восемь месяцев текущего года составила 87,6%.

импорт,
тонн

январь-август 2014

январь-август 2013

январь-июль 2014

январь-август 2014 к январю-августу 2013

январь-август 2014 к январю-июлю 2014

всего

252 985

136 051,00

239 774

186%

105,5%

Польша

219 373

127 052,00

216 984

172,7%

101,1%

доля Польши

86,70%

90,5%


Внешнеторговое сальдо по яблокам за восемь месяцев этого года сложилось отрицательным и составило 73,5 млн. долларов, в натуральном выражении — 65,5 тыс. тонн.



Александр ЯРОШЕВИЧ

←Проблемные предприятия Минской области диверсифицируют производство - Шапиро

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика