Накануне налоговой реформы
Главный налог в Беларуси – налог на добавленную стоимость – в 2015 году может быть увеличен с 20 до 22%. Взамен будет снижен налог на прибыль. Эксперты не уверены, что все это действительно произойдет, но признают: НДС – наиболее «комфортный» для правительства из всех налогов. Он обеспечивает наибольшие поступления в бюджет, а уклониться от него практически невозможно.
Правительство Беларуси рассматривает возможность увеличения в 2015 году налога на добавленную стоимость (НДС). Сейчас в нашей стране ставка НДС составляет 20%, что выше, чем в остальных странах-участницах Евразийского экономического союза. В России она составляет 18%, в Казахстане – 12%. В качестве компенсации предполагается в следующем году уменьшить налог на прибыль до 15% (в настоящий момент он равен 18%).
По мнению Министерства финансов, вопрос увеличения НДС до 22% может быть рассмотрен при формировании мер бюджетно-налоговой политики на 2015 год. «В совокупности со снижением ставки налога на прибыль эта мера позволит улучшить структуру доходной части бюджета», – цитирует БелТА заместителя министра финансов Беларуси Дмитрия Кийко.
Налог на добавленную стоимость сегодня является главным налогом в Беларуси, его платят организации и индивидуальные предприниматели. НДС высчитывается из стоимости товара, работ или услуг. При этом НДС приходится платить независимо от экономического состояния предприятия. И это делает его наиболее комфортным для властей – ведь в последние года полтора количество убыточных предприятий в Беларуси стабильно растет, а такие предприятия, как правило, вообще не платят налог на прибыль и целевые сборы.
С другой стороны, БелаПАН приводит слова председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Александра Швеца: «Если НДС вырастет, то из-за разницы между ставками этого налога в Беларуси и другими странами Таможенного союза, наша страна может потерять экономическую привлекательность в рамках «тройки». Кроме того, многие белорусские бизнесмены считают, что повышение ставки НДС может привести к росту цен и снижению конкурентоспособности белорусских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынке Таможенного союза. В бизнес-сообществе полагают, что рост НДС при снижении налога на прибыль – несвоевременная мера в условиях дорогих кредитных ресурсов. В качестве компенсации роста НДС бизнесмены предлагают дополнительно снизить налог на недвижимость и обеспечить налоговые льготы для инвесторов, построивших объекты за счет кредитов.
Интересно, что первоначально НДС в Беларуси планировалось понизить – это было связано с подписанием договора о ЕАЭС. Однако в Минфине подсчитали, что, если Беларусь снизит ставку до уровня России (18%), то бюджет недоберет Br5,6 трлн, или около 1% ВВП, а если до уровня Казахстана (12%), то потери составят Br22,5 трлн – 3,5% ВВП. «Такие серьезные потери потребуют пересмотра всей экономической политики в области расходов. Затронуты будут субсидирование услуг ЖКХ, транспорта, льготное строительство жилья, бесплатные здравоохранение и образование. Плюс пиковые выплаты по госдолгу. Поэтому в среднесрочной перспективе Беларусь вынуждена проводить политику сбалансированного бездефицитного бюджета, в связи с чем пересмотр ставки НДС в меньшую сторону сейчас экономически не обоснован», – говорит Дмитрий Кийко.
По словам замминистра финансов, следует учитывать и тот факт, что у разных стран ЕАЭС значительно отличаются источники доходов, за счет которых финансируются госрасходы. Если в Беларуси поступления от НДС формируют более 30% дохода в бюджет, то в России – 15%, а в Казахстане – 10%.
По словам руководителя Центра Мизеса, экономиста Ярослава Романчука, в I полугодии нынешнего года произошел провал по бюджетным поступления по налогу на прибыль. Доля этого налога в формировании доходной части бюджета сократилась с 15,6% в I полугодии 2013-го до 6,4% в I полугодии 2014-го. В номинальном выражении поступления рухнули в 2,3 раза (с Br14,4 трлн до Br6,2 трлн). Финансовое здоровье коммерческих организаций резко пошатнулось. Как считает Романчук, в такой ситуации повышать ставку НДС, налогов на недвижимость и землю «было бы безумием». «Экономить надо! Пора ликвидировать нужные только «красным» директорам и лоббистам государственные инвестиционные программы. Только в I полугодии на поддержку экономики из бюджета было потрачено около Br35 трлн. При этом в сельском хозяйстве почти 60% коммерческих организаций без господдержки убыточно, а у более 60% предприятий по стране не хватает оборотного капитала», – пишет он.
Вспоминая историю
Предыдущий раз НДС был поднят – с 18% до 20% – в 2010 году. Тогда повышение ставки НДС было одной из рекомендаций МВФ, переданных белорусскому правительству. А в предвыборный год, как мы помним, рекомендации МВФ выполнялись очень тщательно, так как перед этим Беларусь получила от МВФ очень выгодные кредиты stand-by. Тогда же, в 2010-м, были отменены сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле и налог на приобретение автотранспортных средств.
В 2013 году, ровно год назад, уже рассматривался тот же вопрос, что и сейчас – о повышении НДС с 20% до 22% при одновременном снижении ставки налога на прибыль с 18% до 15%. Тогда министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян заявил, что повышение ставок налога на добавленную стоимость при одновременном снижении ставок прямых налогов – это общемировая тенденция.
Тогда предполагалось, что налоговые изменения повысят инвестиционную привлекательность Беларуси благодаря наименьшей ставке налога на прибыль в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве и европейских странах. Одновременно прогнозировалось снижение налоговой нагрузки на экспортеров, применяющих нулевую ставку НДС и получающих возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных при производстве экспортируемых товаров.
Однако в 2013-м от идеи налоговой реформы в конце концов отказались, сочтя ее преждевременной.
Мнения экспертов
Вадим Иосуб, аналитик официального партнера Альпари в Минске:
- Обсуждаемое в правительстве повышение ставки НДС со следующего года с одновременным снижением ставки налога на прибыль, скорее всего, будет реализовано, хотя величина изменения ставок в процессе обсуждения может еще поменяться. Выплаты из бюджета на социальные цели постоянно увеличиваются, и следующий год, год президентских выборов, не будет исключением. Очевидно, что государство нуждается в росте бюджетных поступлений, и увеличение НДС – самый простой для этого способ. НДС проще всего администрируется, от него сложнее уходить предприятиям, и он в меньшей степени затрагивает экономику предприятий, т.к. полностью перекладывается на конечного потребителя, население. Поступления в бюджет от роста НДС однозначно превысят потери от снижения налога на прибыль. Об этом свидетельствует доля этих сборов в общей сумме собираемых налогов. По итогам первого полугодия НДС идет на первом месте (37,8%), а налог на прибыль лишь на пятом месте (7,4%), пропустив вперед акцизы, подоходный налог и поступления от ВЭД.
Снижения ставки НДС в ближайшее время до уровня ставок, существующих в странах-партнерах по ЕАЭС ожидать не приходится. Совершенно разная структура экономики приводят к разной структуре бюджетных поступлений. В отличие от Беларуси, в России и Казахстане значительная часть поступлений в бюджет обеспечивается за счет налога на добычу полезных ископаемых, за счет пошлин на экспорт энергоносителей и продуктов их переработки. Беларусь таких источников поступлений лишена, и поэтому не может позволить себе снижение ставки НДС до российского, и тем более казахстанского уровня.
Владимир Артюгин, экономист, главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД»:
- Правительство Беларуси в очередной раз инициирует повышение ставок налога на добавленную стоимость. Причина понятна – будучи налогом с оборота, его легче администрировать (собирать), да и увеличивать доходную часть бюджета проще. Единственное, что сдерживает рост ставок по этому налогу – это последствия для экономики в виде роста цен и дополнительной инфляции. В прошлом году так и не произошло его увеличение на 2% до 22%.
Предполагалось, что российский кредит решит проблемы в бюджете. Но ситуация в экономике остается сложной, не помог и российский кредит. Поэтому на второе полугодие 2014 года пришлось вводить «увеличение» НДС в обход – через отсрочку зачета ввозного НДС. Но это означает, что в начале 2015 года придется возвращать «двойной» НДС. Этот момент может «простимулировать» рост ставки НДС.
С другой стороны, торговая война между РФ и странами Запада позволит Беларуси увеличить объемы поставок продуктов питания в РФ. По оценкам, уже в оставшиеся месяцы этого года сумма дополнительной валютной выручки составит около 500 млн. долларов США (для сравнения, увеличение поступлений в бюджет от повышения ставки НДС на 2% должно составить 5,6 трлн белорусских рублей, то есть примерно эту же сумму).
Поэтому вопрос повышения/неповышения ставки НДС в 2015 году будет определяться отношениями РФ и стран Запада. Если конфликт и торговая война продолжатся, то роста ставки НДС не будет, если же сторонам конфликта удастся помириться, то ставка НДС в 2015 году будет 22%. Что касается возможного снижения ставки по налогу на прибыль (как компенсации роста ставки НДС), то нельзя же людей только расстраивать. Пусть и хоть что-то положительное будет в новости о налогах. Мелочь, а все равно приятно...