Снижать затраты, а не повышать зарплаты
Секрет Полишинеля
Цены на ранние овощи в Беларуси выше, чем в сопредельных странах. Это еще год назад озвучил министр торговли Валентин Чеканов. В минувшем апреле свежие огурцы стоили в среднем 30 тысяч рублей, что на 45 процентов больше, чем в Украине, на 11 — в Латвии и Литве, и наполовину дороже польских и голландских.
Сегодня килограмм белорусских тепличных огурчиков тоже можно купить за 30 тысяч рублей. Что касается помидоров, разбежка в цене значительная — от 40 до 50 тысяч рублей. В то время как испанские, марокканские или турецкие — по 32—43 тысячи. На недоуменные вопросы покупателей «специалисты по ранним овощам» не устают объяснять: разные климаты — несопоставимые затраты. Летом мы и на своих огурцах-помидорах продержимся, но зимой только заграница нам поможет. Но если посмотреть на основных наших зарубежных «кормильцев», то возникают такие же справедливые сомнения. Допустим, Испания и Турция — страны, безусловно, южные. Но намного ли теплее климат в Нидерландах или Польше? А ведь именно на них приходится наиболее существенная часть нашего овощного импорта, который «приезжает» большей частью в ноябре — апреле.
Показательно, что многие страны площади под парниковое производство увеличивают ударными темпами. Объем продукции закрытого грунта в Турции за последние пять лет вырос на 37 процентов, а суммарная площадь теплиц превышает 35 тысяч гектаров. Управлять микроклиматом в замкнутом пространстве намного проще, выращивание идет круглогодично. Успешно развивает производство и близкая к нам по климату Финляндия. Эта маленькая северная страна с переменчивым климатом полностью обеспечивает свое население овощами, да еще поставляет товар на экспорт. Если в Голландии с квадратного метра теплицы получают 100—120 килограммов томатов и 130—150 огурцов, то в Финляндии урожайность доходит до 200 килограммов. Способствует этому специальная технология — досвечивание овощей специальными лампами. Конечно, такие теплицы дорогостоящие, но благодаря урожайности и четкости управления они себя окупают.
Получается, при всей важности климата сам по себе он не может обеспечить экономический успех тепличного производства. Просто 70 тысяч финских фермеров способны грамотно снижать себестоимость.
Овощная грусть
Отечественное производство закрывает потребность белорусов в ранних овощах лишь наполовину — 54 процента. Что из себя представляет тепличный комплекс страны? 25 наиболее крупных теплиц занимают почти 240 гектаров, из них в 228 выращивают овощи. Теплица — это мощное инженерно-техническое сооружение, где поддерживается определенный микроклимат, который автоматически регулируется компьютерной системой. Но пока средняя урожайность не превышает 42 килограммов с квадратного метра, а рентабельность производства редко поднимается выше 15 процентов. Интересно, что затраты на выращивание огурцов и помидоров практически не отличаются.
Как ни странно покажется на первый взгляд, но тепличный бизнес такой же сезонный, что и выращивание овощей в открытом грунте. Как правило, в тепличных хозяйствах производство огурцов прекращается осенью и зимой и начинается весной, когда увеличивается световой день и растет температура на улице. Причина проста: зимой требуется сильнее обогревать и освещать теплицы, что влетает в копеечку. Ту выручку, которую предприятие получает в сезон, оно вынуждено тратить весь год. Однако в последние годы в стране большинство тепличных комплексов стали использовать технологию досвечивания растений с помощью специальных ламп и получают овощи круглогодично. Светокультура, конечно, требует значительных текущих затрат на энергоносители. Но то, что они работают с очень неплохой прибылью, факт. Например, один из комбинатов Витебской области в прошлом году получил на огурцах и помидорах 10 миллиардов рублей чистой прибыли. Урожайность — 54,3 килограмма с квадратного метра, помидоров — 65 килограммов. Для сравнения: в старых теплицах, где выращивались овощи в грунте, она не превышала 22 и 28 килограммов соответственно. В прошлом году рентабельность тепличного комбината — 9,5 процента.
В себестоимости килограмма огурцов и помидоров тепло (газ) занимает 45 процентов, зарплата — 19. На втором месте по вкладу в себестоимость — затраты на питательный раствор, примерно 30 процентов. «Коктейль» из удобрений, который «пьет» растение в теплице на протяжении всей своей жизни, состоит из десятков веществ в зависимости от культуры. И все его ингредиенты завозятся из-за границы. Конечно, в республике ведутся исследования по производству импортозамещающих материалов для тепличных комбинатов. Поставлена задача к 2015 году обеспечить собственное производство искусственной ваты и части минеральных удобрений, входящих в состав такого рода смесей. Но только когда мы научимся их выпускать в достаточном количестве и ассортименте, появится возможность существенно снизить цены на тепличную продукцию.
А пока остается лишь возлагать надежды на удешевление семян? Но и на них в ближайшие годы вряд ли сэкономишь. Для гидропонных технологий закупаются голландские гибриды, а они довольно дорогие. В то же время производство их аналогов, семян тех же огурцов и помидоров, в республике пока не предусмотрено: селекция и семеноводство требуют дорогостоящего оборудования. Грустная картина получается. Что ни возьми, все для наших парников не наше…
Как же снизить себестоимость? Выход где-то рядом: сокращать накладные расходы, занимающие в себестоимости продукции не меньше 10 процентов. Не пора ли потуже затянуть пояса, как днями рекомендовал глава государства пивоварам, и нашим тепличникам? Снижать затраты, а не повышать себе зарплаты?
Что касается торговли, то здесь все предельно ясно. В первом квартале средняя цена реализации огурцов и помидоров тепличного комплекса Витебского района не превышала 24—25 тысяч рублей. Пусть в целом по стране она будет 30 тысяч. Облисполкомы и Минский горисполком установили предельные торговые надбавки на огурцы и томаты не выше 25 процентов. Тогда с какого перепуга на прилавках магазинов красуются белорусские помидоры по 48 тысяч рублей?
Диета для сеньора помидора и огурца-молодца
Принято считать, что в овощах, выращенных в теплицах, меньше витаминов, чем в их собратьях из открытого грунта. Это не так! Количество витаминов одинаковое. Растению все равно, откуда брать питание — из почвы или минеральной ваты. Как диетологи составляют для каждого человека диету, так и агрономы просчитывают дозированное и, главное, сбалансированное питание каждого растения в зависимости от фазы развития: для рассады, во время вегетации, плодоношения. А вот вкусовые качества действительно разные. И, кстати, почему зимой не найти всеми любимые огурчики «с пупырышками»? Тут есть простое объяснение: они плохо растут в тепличных условиях. А вот длинные, наоборот, — это специальный сорт для теплиц.
Отчего же домашние огурчики и томаты гораздо вкуснее и ароматнее, чем «длинные из магазина»? Технологи овощных культур главную причину видят… в солнечной энергии. Чем солнечнее день, тем вкуснее овощи. У тех, что росли под солнцем, вкус насыщеннее и ароматнее, чем у плодов, вынужденных довольствоваться лампочкой. И все же наши томаты, по моему мнению, лучше испанских. К тому же отечественная продукция более качественная. Круглый год, а точнее, каждые десять дней агрохимические лаборатории проверяют множество параметров на всех этапах и контролируют производство. Надо заметить, что в Евросоюзе и России значительно мягче требования к качеству. Если у нас предельно допустимые нормы по нитратам в тепличных огурцах не должны превышать 300 миллиграммов на килограмм, то там этот показатель варьируется от 400 до 800.
Врачи-диетологи утверждают, что полезнее всего сезонные овощи. Но разнообразие в рационе еще полезнее! Так что выращенных в теплице даров природы опасаться не стоит. Тем более что 500 граммов овощей в день — медицинская норма.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»