Дорогие недоборы? От слабости лошадиной силы
— И все же, Владимир Витальевич, будем хоть и оптимистами, но не идеалистами. Дело ведь это не одного дня и даже не одного года…
— За последние пять лет, включая и 2013 год, сельхозорганизации приобрели немногим более 19 тысяч тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, свыше 20 тысяч единиц другой сложной техники.
Тем не менее, по данным НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, обеспеченность высокопроизводительными зерноуборочными комбайнами с пропускной способностью зерновой массы свыше 10 кг/с не превышает 81 процент; энергонасыщенными тракторами с мощностью двигателя 250 л. с. и более — 73 процента; кормоуборочными комбайнами с мощностью двигателя 350 л. с. и более — 68 процентов; широкозахватными почвообрабатывающими и почвообрабатывающе-посевными агрегатами соответственно 59 и 69 процентов.
Не хватает машин для внесения твердых органических и минеральных удобрений и химической защиты растений и семян, тракторных косилок, граблей, пресс-подборщиков и специализированных прицепов для производства травяных кормов.
Даже обеспеченность хозяйств грузовыми автомобилями — 61 процент. Пока еще недостаточно широкозахватной техники для мощных тракторов — 73 процента.
Для оптимизации структуры надо ежегодно поставлять трактора класса 2—4 в количестве 3500 единиц, а класса 5 — не менее 1000 единиц. Имея мощное сельхозмашиностроение, по-моему, это в наших силах.
К тому же надо помнить, что больше — не значит, лучше. Так, в аграрном парке избыток тракторов малой мощности до 100 л. с., которые не могут быть задействованы для агрегатирования с современными широкозахватными машинами. Эффективность их эксплуатации может обеспечиваться лишь при условии высокой годовой загрузки, а это более 1500 часов. Не секрет, что в большинстве хозяйств это практически невозможно вследствие дефицита механизаторов.
— Какая техника востребована сейчас в хозяйствах? Хотя зачастую есть желание, но нет возможности ее приобрести.
— Действительно, по некоторым позициям количество техники снижается, зато меняется качественный ее состав. Медленно, но растет доля энергонасыщенных тракторов, оборотных 8—9-корпусных плугов для тракторов класса 5. Широкое распространение получают, например, комбинированные агрегаты для предпосевной подготовки почвы и посева. Они заменяют сразу несколько однооперационных машин. Наметился, что очень важно, рост поступления в хозяйства техники для заготовки кормов, включая комбайны кормоуборочные, пресс-подборщики, тракторные косилки и грабли, а также раздатчиков кормов для крупного рогатого скота.
— Подвижки есть. Но затраты на единицу сельхозпродукции у нас до сих пор в 2—3 раза выше, чем в развитых странах Европы.
— Здесь тоже вопрос упирается в эффективность использования сложной и дорогостоящей сельскохозяйственной техники. Различают урожай потенциальный, биологический, собранный и урожай, дошедший до потребителя. И если внимательно проанализировать движение урожая на каждом из этих этапов, то обнаружатся огромные так называемые «потери от недопроизводства» и чисто механические потери. Например, от неравномерного внесения минеральных удобрений мы недобираем не одну сотню тысяч тонн зерна. Несем потери при уборке зерновых и кормовых культур, исчисляемые миллионами тонн. Особенно велики они при хранении полученной продукции.
Все эти недоборы обусловливают потери топлива, электроэнергии, затрат труда, которые ложатся на себестоимость полученной продукции. Если свести до минимума или ликвидировать часть потерь — наша растениеводческая продукция, а значит, и животноводческая значительно подешевеют.
Собственно, для этой цели НАН Беларуси совместно с Минсельхозпродом, Минпромом и ГКНТ и принята концепция системы машин на период до 2020 года. Только для растениеводства предусмотрена разработка 379 наименований приоритетной, инновационной техники. Для ее создания и серийного производства задействованы научно-практические центры и институты НАН Беларуси, заводы-изготовители Минпрома и Минсельхозпрода, организации негосударственной формы собственности и совместные предприятия.
— Из года в год уборка зерновых растягивается в республике на срок от одного до полутора месяцев. Вероятно, потенциал высокопроизводительной, хотя и дорогой, техники реализуется далеко не полностью?
— Зачастую мощные машины работают у нас максимум 20 дней весной и столько же осенью. И это тоже проблема. К тому же назрела замена устаревших моделей Bizon, «КЗС-7» и аналогичных им в парке зерноуборочных комбайнов. Основная модель в классе машин с пропускной способностью зерновой массы 10—12 кг/с — «КЗС-1218». Их свыше 5 тысяч единиц, но этого мало. Отсюда и нарушения оптимальных сроков уборки урожая. Ежегодные расчетные объемы закупок такой техники должны составлять до 900 единиц.
Аналогичная ситуация и при оценке уровня оснащенности высокопроизводительными комбайнами с пропускной способностью зерновой массы свыше 12 кг/с. Их обеспеченность не превышает 50 процентов. Учитывая тенденции планомерного роста средней урожайности зерновых культур и увеличения площадей с урожайностью свыше 60 центнеров с гектара необходимо дооснащение парка комбайнами с пропускной способностью зерновой массы 12 кг/с в объеме 200 единиц ежегодно, а также поставка комбайнов повышенной пропускной способности (16 кг/с и более).
Кормоуборочных комбайнов вроде бы достаточно, однако качественный состав парка не соответствует современным требованиям. Свыше 60 процентов — это техника малой мощности и производительности.
Для уборки картофеля в сельхозорганизациях есть 1076 комбайнов — только 54 процента от необходимого количества. К тому же большая часть их устарела и морально, и физически. На изношенной технике много не уберешь, не говоря уже об оптимальных сроках.
— Владимир Витальевич, на ваш взгляд, что нас должно больше беспокоить — нехватка высокопроизводительной техники или все-таки не слишком рациональное, неэффективное использование машин и механизмов?
— Все это равнозначно важно. Наличие техники само по себе ничего не решает, если отсутствуют профессиональные механизаторы, система эксплуатации, обслуживания и ремонта. Реализация концепции системы машин позволит довести к 2020 году энерговооруженность труда в аграрном секторе республики до 68 л.с. в расчете на 1 среднесписочного работника сельского хозяйства и энергообеспеченность — до 293 л. с. на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий. Сейчас эти показатели составляют соответственно 63 и 273 л. с. Казалось бы, неплохо по сравнению с нашими партнерами по Таможенному союзу, но еще мало для выполнения амбициозных планов развития аграрной отрасли.
Беседовал Александр ШЕВКО, «СГ»
Фото Андрея МАКСИМОВА