Шагреневая кожа
Нагрузка возрастает
Общая мировая площадь сельхозугодий достигает 1,5 миллиарда гектаров, в том числе пашни — миллиард. Уровень распаханности составляет 22 процента. Много это или мало и что стоит за этой цифрой?
За последние 30 лет площадь сельхозугодий в мире увеличилась на 5 процентов, но в расчете на душу населения сократилась на треть — с 1,35 до 0,85 гектара. Площадь пашни тоже увеличилась на 4,5 процента, но на одного едока снизилась с 0,4 до 0,25 гектара.
Больше всего пашни у США — 179 миллионов гектаров. Далее идут Индия (170 млн. га), Китай (135 млн. га) и Россия (130 млн. га). Европа, располагая 10 процентами мировой пашни, имеет наибольший уровень распаханности — до 30 процентов. В Азии этот коэффициент равен 15 процентам, правда, в различных странах показатель отличается: от 80 — в Бангладеш до 1 процента — в Саудовской Аравии. В Северной Америке и странах СНГ этот уровень не превышает 20 процентов, в Латинской Америке и Африке — всего 7 процентов. В Австралии еще меньше — 6 процентов.
Характерно, что нагрузка на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет борьбу за расширение земель, пригодных для сельхозиспользования. Только в XX веке распаханность увеличилась примерно вдвое. При этом наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись Россия, Казахстан, США, Канада, Китай, Бразилия. С другой, земли постоянно истощаются. Подсчитано, что только из-за эрозии из сельхозоборота ежегодно выпадает 6—7 миллионов гектаров.
Проблема истощения земель многим может показаться надуманной. Между тем ряд исследований говорит о сомнительных возможностях мирового хозяйства по увеличению объемов производства продовольственных продуктов для удовлетворения потребностей растущего населения. Так, урожайность пшеницы, риса и кукурузы в последние годы в различных странах либо снизилась, либо уже давно не растет.
Пepвыми c пpoблeмoй cтoлкнyлись или столкнутся в ближайшие десятилетия житeли Aфpики, Югo-Bocтoчнoй Aзии и Лaтинcкoй Aмepики. Падением урожайности кукурузы последние несколько лет обеспокоены американские фермеры. Практически в каждом штате США на протяжении 50 лет снижается плодородие почв, достигающее от 25 до 50 процентов. С 2002 года урожайность кукурузы в среднем падает на 6 процентов в год, яровой пшеницы снизилась на 17 процентов, овса — на 8,3, сои — на 4 процента.
Вот уже 17 лет не увеличиваются урожаи риса в Японии. Там и в Южной Корее они стабилизировались на отметке чуть ниже 50 центнеров с гектара. Сборы риса в Китае приближаются к уровню Японии и скоро могут также прекратить рост.
Лимит исчерпан?
Сельхозпроизводители скоро достигнут максимума по урожаям зерновых, говорится во многих исследованиях. Подтверждением тому — статистика. Среднемировая урожайность пшеницы удвоилась с 1,2 тонны с гектара в 1961 году до 2,4 тонны в 1990-м. Далее урожайность продолжала расти, но меньшими темпами: с 2,4 тонны с гектара в 1990 году до 3 тонн в 2010-м. Самая высокая урожайность всегда была в Германии и Франции. Однако в последнее десятилетие ее рост в Германии значительно замедлился, а во Франции она даже снизилась. В изданном недавно новом Атласе почв Европы говорится, что около 16 процентов земель, в основном в странах — новичках Евросоюза, подвержены деградации. Причины — в изменении климата и растущей урбанизации, а также в неразумном хозяйствовании. Фермеры используют при обработке полей слишком тяжелую технику, слишком много удобрений и пестицидов. В результате содержание органики в почвах, что и определяет их плодородие, стремительно снижается.
«С 1950 года урожаи зерна в мире выросли в три раза. Но те дни уже в прошлом. Темпы роста замедлились. С 1950 по 1990-й урожайность зерновых увеличивалась в среднем на 2,2 процента в год. А потом рост замедлился до 1,3 процента», — говорит президент Института Земли Лестер Браун, в прошлом занимавшийся проблемами растениеводства в американском правительстве. «Государства не осознают, что мы начинаем упираться в стену, какой является природный лимит урожайности зерновых. Существуют природные ограничения, и обойти их невозможно, если мы не начнем перепроектировать растения. Традиционные селекционеры действительно сделали практически все, что могли», — заявляет эксперт.
Аналитические выкладки Брауна подтверждают британские ученые. «Урожайность сельхозкультур выравнивается и прекращает увеличиваться во всей Британии, — говорит Стюарт Найт, директор по зерновым культурам и агрономии Национального института сельскохозяйственной ботаники. — В середине 1990-х никакой тревоги у нас не было. Урожаи зерновых в Британии с 1950 по 1990 год утроились, но сейчас мы останавливаемся».
Вообще, просматривая прогнозы урожайности зерновых в разных отчетах, убеждаешься в их неоднозначности. С одной стороны, в декабре прошлого года эксперты ФАО представили неутешительные прогнозы сокращения производства зерновых культур на территории Евросоюза. В прошлом году потери в производстве пшеницы понесли такие страны, как Швеция, Дания и Великобритания. Великобритания и в этом сезоне понизила прогноз до 12-летнего минимума — 11,9 миллиона тонн. Снижение ожидается во Франции и Германии. С другой, специалисты дают щедрые прогнозы производства мягкой пшеницы в целом в ЕС на уровне 145,7 миллиона тонн, что на 2,4 процента выше предыдущего года. В то же время значительно упадут объемы производства таких зерновых, как ячмень и рожь.
В нынешнем году эксперты сулят Евросоюзу посевную площадь пшеницы на уровне 24,1 миллиона гектаров. Однако в среднем урожайность сократится на 0,1 тонны с 1 гектара — до 5,7 тонны.
В Китае прирост урожайности пшеницы на протяжении последних десяти лет остается неизменным, а кукурузы снизился на 64 процента. И это несмотря на значительное увеличение инвестиций в сельскохозяйственные исследования и развитие АПК страны в целом.
Что по карману хозяйствам
В Беларуси в прошлом году урожайность снизилась практически по всем сельхозкультурам. Зерновых и зернобобовых в 2012 году собрали 34,4 центнера с гектара, в 2013-м — 29,7. Картофеля соответственно — 208 и 194 центнера с гектара, свеклы — 485 и 437 центнера.
Чтобы увеличить урожайность и приблизиться к уровню стран ЕС, надо применять больше минеральных удобрений, средств защиты растений, иметь высокоурожайные сорта семян. К сожалению, из-за низкой рентабельности производства и большой закредитованности нашему сельскому хозяйству это пока не по карману. Не говоря уже о необходимости сокращения потерь при уборке, доработке и хранении зерна. Но у белорусов хотя бы сохраняются немалые резервы, а значит, и перспективы.
Тем не менее всем стоит не забывать о главном. Урожаи действительно имеют свои физиологические пределы, а почва — это ограниченный природный ресурс, который практически не восстанавливается. Как образно говорили ученые Московского университета имени Ломоносова Добровольский и Никитин, земля — это шагреневая кожа нашей планеты.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»