С чем едят «органик»
Нельзя опоздать
Чем будут питаться культовые исполнители в Беларуси — нашими деликатесами или привезенными из-за границы? К примеру, из той же Украины, которая, кстати, демонстрирует устойчивую динамику роста площадей сельхозугодий, и где уже налажено сертифицированное органическое производство (более 270 тыс. гектаров в прошлом году). А мировые рынки, связанные с органическим сельским хозяйством, с начала 1990-х растут на 20 процентов ежегодно.
— В Беларуси надо приступать к экологическому земледелию как можно быстрее, иначе опоздаем. И на внешние рынки пробиться будет труднее, и природное богатство уничтожим, — убежден заведующий филиалом Вилейского государственного профессионально-технического колледжа, где внедряют элементы новой технологии возделывания сельскохозяйственных культур, Михаил Игнатенко. Такой технологии, которая должна базироваться на правильном использовании севооборота, применении в качестве удобрений растительных остатков, компостов, органических отходов производства и биологических средств борьбы с вредителями и сорняками. Видно, что Михаил Иванович искренний сторонник разумного, созидательного (такие синонимы все чаще сопровождают термин «органическое сельское хозяйство») отношения к земле:
— К своей кормилице мы относимся — мало сказать плохо — разорительно. Я, как мелиоратор по специальности, знаю, что сантиметр плодородного слоя восстанавливается за 14 лет. Пока же мы его только губим, разрушая природную экосистему. Чем будут питаться наши потомки?
Поэтому и «ввязался в драку», не имея достаточной базы для «ее успешного завершения».
Бывший Свирский сельскохозяйственный лицей, расположенный в Комарово (сейчас филиал Вилейского колледжа), что на Мядельщине, — единственный в Минской области, где было решено оставить 300 учебных гектаров. «Иначе как учить детей, будущих работников села, — рассуждает Михаил Иванович. — Не на асфальте же».
Здесь готовят электромонтеров, водителей, слесарей по ремонту сельхозмашин, трактористов всех категорий, поваров. И в будущем намерены создать учебный центр, производственную площадку для изучения опыта ведения экологического сельского хозяйства в Мядельском районе.
Нет подтверждения на бумаге
Поручение по организации на Мядельщине производства экологически чистой продукции было дано главой государства в 2011 году. В озерном крае половина сельхозпредприятий находится на территории водоохранной зоны, где запрещено применять минеральные удобрения, химические средства защиты растений. В соответствии с этим в районе разработаны структура посевных площадей и система применения СЗР и туков, утвержден перечень сельхозорганизаций, обеспечивающих экологически чистой (по своему происхождению) продукцией санаторно-курортные учреждения Нарочанского региона. И сегодня все здравницы снабжаются под полную потребность картофелем и овощами. ОАО «Свирь-агро» выращивает капусту, морковь и свеклу, «Будславское» — второй хлеб, фермерское хозяйство «Антей-сад» — плоды и ягоды. Фермер построил и специальное хранилище с микроклиматом на тысячу тонн, где есть холодильное оборудование для заморозки ягод (вишни, черники, земляники, малины, смородины). Работает цех по производству соков.
Но эта вся продукция не сертифицирована по стандартам экологически безопасной. А значит, и не может быть отнесена к таковой. Пройти очень строгий контроль инспекторов сертифицирующих органов, чтобы получить документ соответствия, непросто. Эта процедура достаточно длительная и хлопотная — исследованиям и сертификации подлежат не только конечный продукт, но и почвы, условия хранения и содержания, переработки, упаковки, транспортировки и т. д. Вот и решили «обкатать» весь процесс вначале на учебном хозяйстве.
— Если заниматься в каком-то сельхозпредприятии, то там не будет требуемого объема продукции, — поясняет заведующий филиалом. — Мы же «не в плане», с нас не требуют показателей. Хотя мы этим занимались всегда. Никто удобрений и химических средств защиты растений не дает, а купить их дорого. Но нет и государственной поддержки, которую предоставляют всем производителям сельхозпродукции. Естественное плодородие почвы в учебном хозяйстве — 18 баллов. Есть участки по 12. Наши земли заканчиваются в пятистах метрах от Голубых озер. Между тем рентабельность производства составляет 20—25 процентов. Имеем небольшое дойное стадо из сорока коров. Летом надаиваем от каждой по 15 литров молока и более, которое идет в санатории.
С этого года и корма должны быть только экологически чистыми. Здесь все земледелие подчинено животноводству: зерно выращивают исключительно на фураж — рожь, ячмень, зернобобовые и люпин. Еще многолетние травы. Вот и весь набор. В перспективе половина пашни должна быть занята клевером, чтобы перекрывать потребность почвы по азоту. Посеяли без удобрений и гербицидов 15 гектаров кукурузы. И на ней применяли агротехнические приемы борьбы с сорняками — два раза прошли по посевам прополочной бороной. Конечно, стоит она не такая темно-зеленая, как в других хозяйствах, где поле щедро заправляют азотными удобрениями. Но достаточно чистая. Как и рожь, которую сеяли также, можно сказать, дедовским способом, без химии. Многие еще помнят, что раньше сперва делали лущение стерни, потом вспашку, осенью могли провести и дополнительную культивацию. По весне еще две. И все для борьбы с сорняками. Этот опыт вновь взят на вооружение. Больше площадей занято под бобовыми культурами, накапливающими в почве азот, — люпином, клевером, викой. Есть несколько гектаров проса.
— А как бороться с вредителями? — заместитель начальника райсельхозпрода Андрей Морозов, новый человек в районе, также подключается к обсуждению проблем организации органического земледелия. — В целом трихограммы могут использоваться для борьбы с несколькими десятками видов насекомых, но не со всеми. В будущем, как бороться с болезнями скота?
Кстати, заинтересовалась сельскохозяйственным производством в Комарово и директор Института микробиологии Эмилия Коломиец, надеясь на плодотворное двухстороннее сотрудничество: у нее есть, что предложить тамошним органическим земледельцам.
С миру по нитке…
Семена весной одалживали в разных хозяйствах и у добрых людей. Потому как средств на их покупку не было. Так, некоторое количество дал главный научный сотрудник лаборатории экологии ландшафтов Белгосуниверситета, доктор сельскохозяйственных наук Корней Иванович Довбан, ставший куратором учхоза. Биоудобрения, так называемый почвенно-микробный комплекс, также дали попробовать в применении единомышленники. Внесли ПМК под кукурузу. Но впредь необходимо будет заниматься семеноводством самостоятельно, так как и посевной материал должен быть исключительно чистым.
Заготовили 80 тонн сенажа в пленке. Пресс-обмотчик опять же одолжила «Нарочанская нива». Теперь думают, как свезти рулоны, не повредив полиэтилен. В одном из СПК арендовали прополочную борону, в другом катки. Чизель приобрели в долг. Все благодаря председателю райисполкома Илье Шатько, заинтересованному в скорейших первых результатах начатого благого дела.
Самый главный вопрос: где взять деньги? Учебное заведение — бюджетная организация, и статьи расходов в нем строго определены. Еще зимой написали под это дело проект на четыре с половиной миллиарда рублей. Пока сотворенному документу хода нет.
У Михаила Ивановича Игнатенко есть интересная идея, реализовать которую можно только на правительственном уровне. Дело в том, что учебное хозяйство полностью обеспечивает санатории молоком и на треть потребности — мясом. Он и предлагает скооперировать здравницы, находящиеся сейчас в неплохом финансовом положении, с учхозом примерно по такой же схеме, как работают свеклосеющие хозяйства с сахарными комбинатами. В дальнейшем учхоз рассчитывался бы экологически чистым молоком и мясом, а белорусские санатории могли бы позиционировать себя как предлагающие только здоровое питание на основе продуктов «органик». Можно часть прибыли здравниц пустить на развитие органического сельского хозяйства района в целом.
Близкий опыт
Я уже говорила, что Украина семимильными шагами продвигается на перспективный рынок экологически чистых продуктов. Но благоприятная к тому ситуация возникла, как говорят, не благодаря, а вопреки. Украинские аграрии из-за недостатка средств даже в традиционном промышленном производстве агропродукции мало используют химические препараты. Там тоже пока невелик внутренний рынок экологически безопасных продуктов, что связано с высоким уровнем цен и низкой платежеспособностью основной массы населения. Вместе с тем эта страна уже успела заявить о себе на международном рынке в качестве их экспортера. В рейтинге 100 стран-производителей она занимает 16-е (по другим сведениям 21-е) место по площадям под органической продукцией. Ее рентабельность при поставках в ЕС составляет 200—250 процентов. Растет и внутренний спрос. За 2011 год украинский рынок потребления сертифицированных органических продуктов удвоился: с 1,2 до 2,2 млн. евро. По масштабам емкости мирового (55 млрд. долларов США) это, конечно, немного, но тенденция к росту все же есть. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы следует ожидать его увеличения еще в два-три раза. По словам Ивана Гаврана, инспектора «Органик стандарт» (сертифицирующий орган), затратная часть при выращивании органической продукции меньше, ведь исключаются такие дорогие составляющие себестоимости, как средства защиты растений и удобрения. Большую часть ее стоимости составляет как раз не производство, а расходы на доставку до конечного потребителя. Такие продукты имеют ограниченный срок хранения, требуют специальной переработки и транспортировки. На высокую цену влияет также ненасыщенность рынка продукцией и длинные цепочки посредников. Итак, если будет развиваться органическое производство, расти количество производителей, улучшится инфраструктура сбыта, то конечная стоимость для потребителя тоже станет доступнее.
Государственной целевой программой развития села на период до 2015 года запланировано довести объем доли органической в общем объеме валовой продукции украинского сельского хозяйства до 10 процентов. Но в прессе критикуют благие намерения. Ведь при этом не предусмотрено механизмов достижения такого показателя. Поскольку переход на органические технологии связан с определенным временным снижением рентабельности производства, государство могло бы предусмотреть на адаптивный период те же льготные кредиты. Развитию хозяйств, которые уже получили статус органического, должны способствовать государственные программы по закупке чистой продукции для больниц, школьных и дошкольных учреждений. Без шагов навстречу со стороны власти органическое производство останется уделом энтузиастов и общественных организаций, считают эксперты.
Озерный край – это рай. Для органического земледелия
Половину Мядельского района можно перевести на экологическое земледелие. Но для начала производителю надо знать, «с чем едят продукт «органик», что это по определению и какие требования к его производству. А значит, нужен соответствующий закон и нормативы. На днях в Комарово побывал инспектор по сертификации из Украины. Можно ли сказать, что лед тронулся? Скорее да, чем нет. Ведь при всех трудностях есть желание заниматься органическим сельским хозяйством и учить этому, что не менее важно, детей и всех, кто выберет путь гармоничного с законами природы сельхозпроизводства.
Фото автора
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»