Куда шагает стадо?
Пало животное — зашаталась экономика
Особенно велик показатель падежа КРС в Могилевской, Гомельской, Брестской и Минской областях — соответственно 124,4, 121,3, 120,4 и 116,9 процента. Таким образом, 2/3 регионов не обеспечили надлежащей сохранности поголовья. Это настораживает.
По свиньям печальное лидерство удерживает Брестчина — 286,8 процента к уровню прошлого года. При этом об африканской чуме свиней речи не идет — отток свинопоголовья в регионе случился еще до ее обнаружения.
Значительный падеж свиней наблюдался также на Гомельщине — 121,8 процента к уровню прошлого года.
А вот на Минщине свиней в первом полугодии нынешнего года пало меньше, чем за такой же период 2012-го. И это, к сожалению, пока только единственный положительный пример в стране по данному показателю.
Причины падежа — как КРС, так и свиней — известны: несоблюдение технологии кормления и содержания животных. Это если говорить в общем. В каждом же конкретном случае диагноз индивидуальный. К примеру, ветврач Степан Лашук акцентирует внимание на таком опасном заболевании КРС, как кетоз. Оно распространилось в хозяйствах за последние годы. Причина возникновения — кормление животных излишне кислыми сенажом и силосом, отсутствие в рационах корнеплодов, которые хоть как-то могли бы уравновесить кислотный баланс в желудке животного. Выходит, сколько бы ни говорили о том, что корма должны заготавливаться строго по технологии, заготавливают их как придется. Отсюда и болезни, а вместе с ними непредвиденное выбытие животных из стада.
Уход за ними зачастую тоже оставляет желать лучшего. Коровам, к примеру, забывают вовремя обрезать копыта, они цепляются ими за щели в полу, ломают ноги и получают ушибы тела. На свинокомплексах не всегда выдерживается микроклимат, поголовье задыхается, происходит массовый падеж. Иногда свиньи отравляются некачественными кормами.
Перечислять причины неудовлетворительного кормления и ухода за животными можно долго. Хотя надобности в этом нет: ветврачи и зоотехники знают о существующих проблемах не понаслышке. Знать-то знают, но соответствующих выводов во многих случаях не делают. Это и приводит к росту падежа.
Призывать кого-то к его снижению смешно: сельхозпроизводитель сам должен быть в этом кровно заинтересован. Ведь что такое павшее животное? Это недополученные сотни и тысячи килограммов молока и мяса. От этого напрямую зависят экономика хозяйства, материальное благополучие членов трудовых коллективов. Кого и в чем здесь надо убеждать?
Маленький резерв большого ускорения
Обратная сторона медали — приплод телят и поросят. Увы, но и по этим показателям республика отставала в первом полугодии. Исключение лишь по нескольким регионам. К примеру, что касается получения телят от коров и телок, то «не упали» только Брестчина и Гомельщина. У первой их появилось на 1,6 процента больше, чем в прошлом году. Вторая достигла предыдущего показателя.
Кстати, Гомельщина получила равнозначные цифры благодаря достаточно взвешенным действиям со стороны облсельхозпрода и облисполкома. В частности, на базе передовых хозяйств здесь было проведено несколько обучающих семинаров, после которых удалось несколько подтянуть племенное дело, улучшить сохранность молодняка. Положительные тенденции следует закрепить.
На Брестчине тоже, можно сказать, научились работать с молодняком, и это отразилось на показателях. Регион, как и соседняя Гродненщина, вдобавок приплюсовывает еще и по получению поросят.
Что надо сделать, чтобы приплод молодняка был стабильным? Улучшить уход за маточным поголовьем, грамотно вести племенное дело. Никаких особых секретов в этом нет, просто все следует делать по технологии. Если чем-то пренебрег — на хороший результат не надейся. Но ведь каждый новорожденный теленок или поросенок — это еще один резерв в развитии животноводческой отрасли. Пусть маленький, незначительный, но ведь с этого все и начинается.
Олег ШВЕДОВ, «БН»