Лукашенко наметил новую цель — лжепредпринимательство
Вслед за строителями и браконьерами у главы государства появилась новая цель для борьбы. 1 августа на совещании по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями Лукашенко заявил, что "необходимо признать, что меры, принимаемые всеми правоохранительными и контролирующими органами страны, не позволяют в полном объеме пресечь лжепредпринимательство, и главное — ликвидировать его как высокодоходный вид криминального бизнеса", пишет БелаПАН.
По словам Лукашенко, анализ выявленных нарушений свидетельствует о том, что основу большинства преступных посягательств в сфере налогообложения составляют сделки, совершенные с лжепредпринимательскими структурами. Причиняемый ими ущерб государству ежегодно возрастает, в то время как количество расследованных дел падает. Таким образом только за прошлый год экономика потеряла более 700 млрд. рублей.
"Правоохранительные и контрольные органы фактически "бьют по хвостам", выявляя такие структуры зачастую на заключительной стадии их преступной деятельности, когда основная масса фиктивных сделок уже завершена и денежные средства выведены из безналичного оборота", — цитирует Лукашенко государственное агентство БелТА.
Органы финансовых расследований дают правовую оценку только действиям учредителей или директоров этих лжеструктур, отметил глава государства. "Но ни перед прокуратурой, ни перед органами внутренних дел не инициируются вопросы дачи правовой оценки чиновникам, которые зарегистрировали явно подставную фирму. Не устанавливаются реальные лица, стоявшие за созданием данных структур и те, кто ими на самом деле руководит. Фактически к ответственности привлекаются так называемые стрелочники", — подчеркнул Лукашенко.
Не видит пока должной отдачи глава государства и от деятельности финансовой милиции, департамента финансового мониторинга. "О какой эффективности может идти речь, если, например, не принимаются необходимые меры по возвращению из-за границы валютных средств? А это - не один десяток миллиардов рублей, выведенных из хозяйственного оборота страны", — заметил Лукашенко.
Он поручил председателю Комитета госконтроля проработать вопросы укрепления аналитического управления департамента финансового мониторинга. "Это подразделение уже доказало свою эффективность, но на сегодняшний день оно практически завалено только исполнением запросов. А где прогнозная составляющая его работы, которая так необходима для правоохранительных органов?", — поинтересовался Лукашенко.
По мнению главы государства, не должны оставаться в стороне от этой работы и органы госбезопасности. С учетом специфики их деятельности следует сосредоточить усилия на повышении качества мониторинга оперативной обстановки и своевременного выявления вновь формирующихся рисков, вызовов и угроз в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, подчеркнул Лукашенко.
Президент поручил КГК, Генпрокуратуре и Национальному центру законодательства и правовых исследований проработать все вопросы правового регулирования противодействия уклонению от уплаты долгов путем ложного банкротства.
По его словам, размер просроченной кредиторской задолженности по стране у должников, находящихся в процедуре банкротства, постоянно растет, и в 2013 году превысил 18 трлн. рублей.
"Вообще с банкротством надо разобраться и очень аккуратно к этому подходить, — сказал Лукашенко. — Недопустимо, что ни одному контролирующему органу в стране не вменено в обязанности проведение проверок для установления ложности или преднамеренности банкротства, а также сокрытия банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору".
Лукашенко напомнил, что госструктурами, уполномоченными осуществлять дознание по фактам криминального банкротства, являются органы внутренних дел и департамент финансовых расследований. Вместе с тем, считает он, выявлять такие преступления целесообразно комплексно: как путем оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, так и исследованием финансово-хозяйственной деятельности.
Татьяна КОРОВЕНКОВА