Ликвидация во благо

Источник материала:  
ВПЕРВЫЕ АЧС (болезнь Монтгомери) зарегистрирована в 1903 году в Южной Африке. До выноса ее в Португалию в 1957-м и Испанию в 1960-м она считалась типичной природно-очаговой экзотической болезнью с естественным хождением вируса среди диких африканских свиней. Жизни и здоровью человека инфекция не угрожала никогда, однако, шагая по планете, стала наносить колоссальный экономический ущерб, который в разных странах мира измеряется миллионами долларов и десятилетиями, потраченными на борьбу с ней. При этом до сих пор ученые не изобрели вакцину против этой смертельной для свиней болезни. Первой следы вирусной экспансии ощутила на себе как раз Европа, а именно Португалия и Испания, за пределы которых болезнь не выходила около 35 лет. За это время в Португалии зарегистрировано около 12 тысяч, а в Испании — 8 540 неблагополучных пунктов, где уничтожено свыше двух миллионов голов свиней. Трижды АЧС регистрировали во Франции — в 1964, 1967 и 1974 годах. В 1985-м болезнь проникла на территорию Бельгии, спустя год поразила Нидерланды. В 1967-м и повторно в 1978—1984 годах вирус зарегистрировали в Италии, где на острове Сардиния сформировался вторичный природный очаг заболевания, существующий и поныне. Африканская чума также побывала на Кубе, в Бразилии, на острове Гаити, в Доминиканской Республике. По состоянию на 2012 год АЧС зарегистрирована в 24 странах мира, в том числе в России, откуда предположительно в минувшем году была занесена на территорию Украины. А в нынешнем она пожаловала в Беларусь...

В России ущерб на миллиарды рублей

Россия пытается победить африканскую чуму с 2007 года. Что примечательно, первый очаг зафиксировали не на личном подворье, а в СПК «Нива Кубани» Староминского района Краснодарского края. А в конце октября 2008 года в Ставропольском крае очагом заболевания стал производственный кооператив «Колхоз имени Ленина» в селе Горькая Балка, где вирус поразил и свиней на частных подворьях. В 2007-м африканская чума зарегистрирована также в Грузии, Армении, Южной и Северной Осетии, Абхазии, Чечне, в июле 2008 года — в Оренбургской области, а в ноябре — снова в Краснодарском крае. В апреле 2009-го вспышку зафиксировали в Ростовской, а 20 октября — в одной из воинских частей Ленинградской области.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году в результате эпидемии АЧС в Российской Федерации сдохли или были забиты около 300 тысяч голов свиней, экономические потери составили примерно 240 миллионов долларов США.

В 2012 году распространение АЧС в России практически вышло из-под контроля. Были зафиксированы новые вспышки, которые специалисты называют крупнейшими за все время распространения заболевания в РФ. Так, в начале года на кубанском племзаводе «Индустриальный» уничтожено более 30 тысяч голов свиней. Летом еще одно краснодарское предприятие «Данкуб» ликвидировало около 16 тысяч, агрохолдинг «Копитания» на своем племзаводе «Заволжское» в Тверской области — более 33 тысяч голов свиней. Свыше 35 очагов африканской чумы зафиксировано в Южном федеральном округе, где в личных подсобных хозяйствах некоторых областей фактически ликвидировано все поголовье свиней. В целом за 2012 год в ЛПХ России свиней стало меньше примерно на один миллион голов.

Нынешний год стал для российского свиноводства и вовсе катастрофическим — чума добралась до Московской области. В минувшую пятницу был введен карантин в трех районах Подмосковья: Шаховском, Волоколамском и Лотошинском. Переносчики заразы — дикие кабаны, считают специалисты.

Незадолго до этого, в первых числах июля, заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов заявил на пресс-конференции: «Африканской чуме мы проиграли фактически всю европейскую часть России, которая либо уже заражена, либо под угрозой заражения. И пока у федеральных и региональных властей не поменяется отношение к этой проблеме, ничего не изменится».

По его словам, наиболее сложная ситуация в Тверской и Воронежской областях. Чума распространилась также в Тамбовской, Саратовской, Смоленской областях. Заболевание выявлено более чем в 30 регионах России. В некоторых из них есть угроза ликвидации свиноводческой отрасли. Прямой ущерб для свиноводства исчисляется миллиардами российских рублей, непрямой — десятками миллиардов.

В Украине АЧС не замалчивали...

В Украине ситуация с африканской чумой свиней обстоит намного лучше, чем в России. После вспышки АЧС в хозяйствах Запорожской области 30 июля 2012 года специалисты госветслужбы быстро сориентировались в ситуации и предприняли необходимые меры безопасности на местах. Сразу после первой заявки о гибели животных в селе Комишеватка были отобраны пробы и в ночь на 31 июля доставлены в Киев в Государственный НИИ по лабораторной диагностике. В 14.30 того же дня диагностировали АЧС. Министр аграрной политики Николай Присяжнюк того же 31 июля подписал два директивных письма о принятии необходимых мер — для пограничников и главных ветеринарных инспекторов области. Вечером прошло заседание Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Запорожской областной администрации. В тот же день было принято соответствующее решение о выделении средств из резервного фонда, а 1 августа все свиное поголовье численностью 200 особей в селе Комишеватка ликвидировано. В населенном пункте ввели карантин, который продлился 40 дней.

Тогда системно и слаженно сработали все службы — от Министерства аграрной политики Украины до карантинной милиции, которой, кстати, нет в других странах СНГ. При этом у специалистов почти не возникало проблем с населением. Люди понимали: если своевременно не принять меры, могут появиться новые вспышки АЧС, и тогда на разведении свиней вообще можно ставить крест. Во многом лояльное отношение к действиям мобильных бригад у жителей населенных пунктов, где изымали свиней для уничтожения, сформировало то, что тема АЧС сразу же получила широкий резонанс: в Киеве прошло несколько пресс-конференций с целью информирования населения о ситуации с африканской чумой.

В 2012-м Украина столкнулась с АЧС впервые за последние 50 лет. Сейчас здесь предпринимают усиленные меры, чтобы не допустить повторного заражения животных на территории страны. В том числе 22 июня введен запрет на ввоз из Беларуси свиней, продукции и сырья из них в связи с обнаружением у нас африканской чумы. Поэтому в процессе контроля ситуации особое внимание уделяется регионам, граничащим с Беларусью. К примеру, в Волынской области для предотвращения незаконного перемещения продукции и сырья животного происхождения создано шесть мобильных групп, в составе которых  работники ветеринарной милиции, специалисты государственной службы ветеринарной медицины, инспекторы ГАИ, сотрудники территориальных органов внутренних дел.

В Беларуси пока два очага. Официально объявленных...

Беларусь в отличие от стран-соседок с АЧС столкнулась впервые меньше месяца назад. Хотя Россельхознадзор «обещал» нам ее, как и Евросоюзу, еще в прошлом году после вспышки в Украине и констатируя твердый путь чумы на запад по территории РФ.

В республике подтверждено два очага африканской чумы свиней: в деревне Чапунь Ивьевского района и в свиноводческом комплексе «Лучеса» Витебского. Кроме того, часть Минской области попала в 40-километровую первую угрожаемую зону, в которой должно быть уничтожено все поголовье свиней на частных подворьях. По информации Минсельхозпрода, в нее входят части территорий Ивьевского, Столбцовского, Воложинского, Новогрудского и Кореличского районов. Для предотвращения распространения АЧС действует республиканский штаб, созданный при МСХ. Все необходимые меры предпринимаются в соответствии с санитарными правилами борьбы с АЧС, утвержденными постановлением Минсельхозпрода в 2009 году. Чтобы искоренить инфекцию, Беларусь намерена объединить усилия с Россией и Украиной...

В СССР одесских свиней расстреливали солдаты...

В марте 1977 года АЧС впервые зарегистрировали на территории Советского Союза — в Одесской области и Молдавии, где впоследствии было уничтожено все поголовье свиней не только в очагах заболевания, но и в 30-километровой зоне. В Одесскую область срочно командировали группу ветеринарных врачей с очень большими полномочиями. Ее возглавил заместитель начальника Главного управления ветеринарии МСХ СССР Павел Рахманин.

В марте 2012-го, 35 лет спустя, об этой секретной миссии он впервые рассказал журналистам AgroNews и тележурнала «Крестьянская застава»:

«Когда мы приехали, болезнь вовсю бушевала, еще здоровых свиней резали и продавали на рынке мясо. Это же мясо скупали различные заготовительные и кооперативные организации. Если это сразу не остановить — зараза разойдется очень далеко. Мы потребовали ввести карантин. И не просто ввести, а принять оперативные чрезвычайные меры с привлечением сил армии и милиции. Попросту надо было быстро изолировать всю Одесскую область. Обсуждение в обкоме партии было очень бурным...

Наше решение было таково: приступить немедленно к убою всех животных в хозяйствах, которые пользуются пищевыми отходами. И также изъять свиное поголовье у населения, его забить и сжечь...

В траншеи в шахматном порядке укладывались туши. Потом поливали соляркой, бензином, поджигали военными огнеметами. Но это оказалось малоэффективно. Одна такая траншея коптит недели три и дым — столбом в небо. Сделали выводы: стали закапывать на глубину три метра. Военная техника роет, потом туда туши вперемешку с хлорной известью. Но была жара, и эти траншеи начали… взрываться. От газов туши раздувало так, что не спасал трехметровый слой земли. Только потом догадались вскрывать туши перед захоронением. Тогда все пошло более гладко. Машины роют, свиней туда загоняют, солдаты стреляют, ветеринары вскрывают и засыпают хлоркой, бульдозер закапывает. Всего так было уничтожено свыше 700 тысяч голов...

Если в хозяйствах была исполнительская дисциплина, то у частников ее не было вообще. Прятали свиней. Резали поголовье и «закатывали» в банки. Пугать людей репрессиями было невозможно: мы имели дело с одесситами. Пришлось уговаривать и разъяснять. Приходили с участковым, толковали, убеждали. Писали расписки, в которых обещали расплатиться по рыночным ценам. И расплатились. Это вызвало доверие. Все подвалы и погреба очистили от свинины...

На нас посыпались жалобы в ЦК партии, в правительство. Заместитель командующего военного округа по тылу, генерал, пригрозил выставить автоматчиков, если мы приедем в его подсобное свиноводческое хозяйство. Дело было в обкоме партии, я ему вежливо говорю: мне очень жаль, но после таких слов вы можете выйти отсюда рядовым. Не сомневаюсь, что так бы и случилось, если бы генерал уперся. Но все обошлось…

Мы тогда получили на всех 2 Ордена Ленина, 4 ордена Октябрьской Революции, 10 орденов Трудового Красного Знамени, 15 орденов «Знак Почета» и медали».

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

←Равнение на лучших

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика