Равнение на лучших
Беларусь добилась наибольших успехов в энергосбережении по сравнению с партнерами по ЕЭП и Украиной
Такой вывод содержится в опубликованном отраслевом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР) «Повышение энергоэффективности в государствах ЕЭП и Украине». Так, за период с 2000 года энергоемкость ВВП нашей республики сократилась на 50 %. Аналитики банка объясняют: это произошло за счет интенсивного использования действующих мощностей во всех секторах экономики, а также административных мер. С принятием закона «Об энергосбережении» работа по повышению энергоэффективности приобрела системный характер.
По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП Беларуси достигла 0,23 тонны нефтяного эквивалента (т н.э.) на тысячу долларов, что сопоставимо с показателями таких стран, как Канада (0,21 т н.э.) и Финляндия (0,22 т н.э.). У наших партнеров по ЕЭП энергоемкость ВВП выше: у России — 0,35 т н.э./$ 1 тыс., у Казахстана — 0,42 т н.э. Между тем в наиболее развитых государствах этот показатель значительно ниже. Так, в Германии расходуют 0,12 т н.э. на $ 1 тыс. ВВП, в Японии — 0,13, во Франции — 0,14. Таким образом, экономики стран ЕЭП и Украины нуждаются в дальнейшей модернизации и обновлении оборудования, что позволит повысить энергоэффективность.
Проблема энергосбережения крайне актуальна для Казахстана, где теряется более двух третей вырабатываемой энергии. Еще в 1997 году был принят закон «Об энергосбережении», однако не все его положения работают, констатируют эксперты. Россия в 2000—2008 годах достигла определенных успехов в снижении энергоемкости ВВП, но все еще сильно отстает от развитых экономик. Энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости развитых стран, хотя с 2000 года этот разрыв имеет тенденцию к постепенному снижению. Потенциал энергосбережения Украины оценивается на уровне 42—48 %. В исследовании говорится, что в странах ЕЭП и Украине законодательно установлены общие принципы регулирования в сфере энергосбережения. Однако в нормативно-правовой базе не нашли отражения многие важные вопросы. В частности, в законах отсутствуют положения о контроле и ведении мониторинга выполнения утвержденных программ по энергосбережению, что снижает их действенность.
По мнению аналитиков ЕАБР, для повышения энергоэффективности государства должны сосредоточиться на облегчении доступа к долгосрочному финансированию проектов по энергосбережению. Это повысит спрос на использование энергоэффективных технологий. Необходимо также определить наиболее быстрые и низкозатратные способы повышения энергоэффективности. Первоочередные меры обычно включают сокращение энергопотерь, в том числе за счет технического устранения утечек электроэнергии и тепла, а также благодаря реализации административных мер управления, экономии и контроля за энергопотреблением. «Предприятия легко снижают общее энергопотребление на 5—10 % в результате внедрения беззатратных или низкозатратных мер по энергосбережению», — отмечают авторы.
На примере Беларуси, как наиболее успешной в сфере энергоэффективности, рассматривается приемлемая структура мероприятий по энергосбережению. Помимо систем теплоснабжения и освещения, один из наиболее эффективных способов — проведение модернизации производственного оборудования. Другие способы снижения энергетических затрат: замена компрессоров, теплоизоляция зданий и установление систем учета энергии (в частности, счетчиков). Таким образом, правительства, бизнес и домохозяйства имеют широкий потенциальный выбор различных инструментов, способствующих повышению энергоэффективности, говорится в исследовании.