Союз плуга и субсидий
«Сельхозтехника Казахстана работает на честном слове»
Такое мнение высказал министр сельского хозяйства Казахстана Мамытбеков, выступая в сенате парламента. Говоря о разрухе в отрасли, он пожаловался на нехватку субсидирования. «У нас давно изношен машинно-тракторный парк. Обновления почти не происходит, до сих пор мы сеем, пашем в основном на советских тракторах и комбайнах. Исторически сложившееся отсутствие отечественных машиностроительных предприятий по выпуску сельхозтехники и сформировавшаяся динамика интенсивного аграрного производства в республике свидетельствуют о дисбалансе потенциала сельского хозяйства с уровнем технической обеспеченности АПК страны», — цитирует министр ИА «КазахЗерно». Степень износа сельхозтехники составляет около 80 процентов: доля тракторов более 10 лет эксплуатации — около 94 процентов, зерноуборочных комбайнов — 77,7 процента. В нынешней посевной кампании была задействована в основном техника выпуска до 2000 года.
Казахстанский рынок огромен: хозяйствам необходимо заменить более 30 тысяч комбайнов, 12 тысяч жаток и 140 тысяч тракторов. В стране работает ряд сборочных производств сельхозтехники — ТОО «Семаз» в г. Семей, «Агромашхолдинг» и ТОО «Агротехмаш» в Костанае. За последние два года ими собраны 2,6 тысячи тракторов, 749 зерноуборочных и 34 кормоуборочных комбайнов.
В целом темпы обновления сельскохозяйственной техники составляют не более 1,5 процента и в основном — за счет импорта из стран — участниц Таможенного союза. За последние 5 лет Казахстан импортировал сельхозтехнику из России и Беларуси на 630 миллионов долларов.
В связи с этим Союз фермеров республики тревожит ряд возникающих рисков. В прошлом году при общем казахстанском рынке, например, комбайнов в 1059 единиц доля импортных составила лишь 19 процентов, что, по мнению лидеров организации, говорит о доминировании производителей ТС. Что настораживает фермеров? В союзе утверждают, что за последние годы цена на импортные комбайны выросла в среднем на 5—7 процентов, в то время как у производителей ТС она увеличилась в разы.
Слабую экономическую заинтересованность аграриев в обновлении парка сельхозтехники признают и в Минсельхозе республики. Поэтому для фермеров разработали специальную программу, по которой 7 процентов ставки лизинга будет субсидироваться за счет государственных средств. Например, если крестьянин берет сельхозтехнику в лизинг под 14 процентов, то государство просубсидирует ровно половину. Если, допустим, фермер найдет лизинг под 11—12 процентов, то государство компенсирует также 7 процентов.
Казалось бы, для белорусских сельхозмашиностроителей — поле непаханое. Между тем, по данным Минэкономики, в январе — апреле экспорт белорусской сельхозтехники сократился на 22,7 процента, тракторов — на 18 процентов.
Причем в ведомстве подчеркивают, что «показатели обусловлены, главным образом, внешнеэкономическими условиями и падением спроса на основных рынках сбыта, в первую очередь ввиду сужения их емкости»…
«Росагромаш»: положение в сельхозмашиностроении критическое
У российских коллег проблемы и их причины совсем другие. Совет директоров ассоциации «Росагромаш» также считает, что поводов для оптимизма на российском рынке сельхозтехники нет. Рынок сельхозтехники в России в 2012 году вырос на 14,8 процента по сравнению с 2011-м и составил 124,8 миллиарда рублей. Но рост обусловлен исключительно увеличением импорта (+ 23 процента), который достиг 93,3 миллиарда рублей. При этом отгрузки российских предприятий сократились на 6,1 процента и составили 33,8 миллиарда рублей.
По мнению члена совета директоров «Росагромаша», гендиректора краснодарской компании «БДМ-Агро» Сергея Мерникова, перспективы и на нынешний год далеко не радужные. «Сегодня твердо можно сказать, что перспективы на 2013 год еще хуже, чем были на 2012-й. У меня на складах скопилось продукции в размере полугодовой реализации. В нынешней ситуации я вынужден сокращать производство наполовину. Сокращать персонал больше некуда!» — говорит Мерников.
В 2011—2012 годах производство падало по основным видам сельхозтехники. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов снизился на 34,2 процента, продажи колесных тракторов сократились на 2 процента, гусеничных — на 31, кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов — на 43 процента. В целом из-за снижения продаж российской техники ее товарные остатки на конец марта превышали 10 миллиардов рублей.
В первом квартале нынешнего года, по оценкам «Росагромаша», отгрузки комбайнов российского производства упали на 41,5 процента — до 477 штук, отгрузки тракторов — на 6,4 процента — до 3,3 тысячи.
Вообще, доля отечественных производителей на российском рынке сократилась на 30 процентов. А только за первый квартал нынешнего года продажи машин импортного производства увеличились на 68 процентов.
Наибольшую долю в импорте кормоуборочных комбайнов занимает компания Claas как в физическом выражении — 41,78 процента, так и в денежном эквиваленте.
Транснациональная корпорация John Deere занимает 28,44 процента импорта в физическом выражении, а в денежном — 33,92 процента. Компания Krone имеет 7,11 процента рынка импортной техники в физическом выражении и 13,29 процента в денежном эквиваленте.
К слову, накануне традиционной прямой линии Путина с гражданами страны свои вопросы главе государства адресовали сельхозмашиностроители России. Подписи под коллективным письмом российскому президенту поставили 38 руководителей ведущих российских предприятий и профсоюзных организаций. «В первом квартале 2013 года крестьяне приобрели тракторов в 1,7 раза, сеялок в 1,6, комбайнов в 1,8 раза меньше, чем в первом квартале 2012-го, и в 2,2 раза, 1,8 раза и 2,7 раза меньше, чем в первом квартале 2011 года соответственно. При этом падение продаж с каждым месяцем текущего года нарастает, и в марте оно было максимальным», — говорится в обращении.
Председатель Совета директоров Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин утверждает, что с момента членства России в ВТО потери российских предприятий сельхозтехники на внутреннем рынке превысили 5 миллиардов рублей. Во многом причину происходящего видят в отсутствии поддержки, обещанной государством производителям.
Вмешательство российского президента возымело действие. Уже в мае компания «Ростсельмаш» начала поставки сельхозмашин по программе госсубсидий. Сегодня стартовала программа субсидирования производителей сельхозтехники с объемом финансирования 2,3 миллиарда рублей.
Мировой рынок прирастает
За последние 20 лет в Европе в результате слияний или поглощений перестали существовать многие самостоятельные предприятия сельхозмашиностроения. К примеру, компания Kverneland приобрела 8 предприятий сельхозмашиностроения. Новыми участниками рынка стали вновь созданные предприятия, такие как AGCO и Case New-Holland (CNH).
Структура мирового рынка сегодня представлена четырьмя крупными компаниями, на которые и приходится основной объем — 40 процентов — выпуска продукции. Наибольшую долю (18 процентов) занимает американский производитель John Deere. У Case New-Holland — 11 процентов, у AGCO — 7 и у CLAAS — 4 процента.
Вместе с тем в отрасли много «нишевых» игроков. Например, на производстве кормоуборочных машин специализируются Fella, Krone и Welger (Германия). На почвообрабатывающей и кормоуборочной технике — Kverneland (Норвегия), Kuhn (Франция), Pцttinger (Австрия) и другие.
В целом ключевые страны — производители сельхозтехники — США, Германия, Франция и Италия.
В ЕС в нынешнем году размер рынка ожидается на уровне 2012 года, однако существует и негативный сценарий — снижение рынка на 5 процентов. Если в Северной и Центральной Европе ожидаются высокие продажи сельхозмашин, то в Южной Европе ситуация выглядит хуже. В Италии, Испании, Португалии и Греции в 2012 году продажи снизились почти на 15 процентов.
Стабильно выглядит ситуация в северных странах. В Германии в нынешнем году ожидается сохранение объемов продаж на уровне удачного 2012 года. Фирма CLAAS за десять лет, с 2002-го по 2012 год, увеличила производство в 2,6 раза. При этом в 2011 году в Германии было реализовано 26,5 процента, а в зарубежных странах 73,5 процента техники. Товарооборот фирмы Krone, производящей кормоуборочную технику, в 2012 году вырос на 7,7 процента по сравнению с 2011-м. При этом в Германии реализуется 33 процента продукции, а 67 процентов идет на экспорт. Общий сбыт за год оценивался в 9,25 миллиарда долларов, причем 71 процент произведенной сельхозтехники был экспортирован. Основным покупателем стала Франция, а наиболее динамичным рынком — Польша, поставки в которую выросли на треть. В стране ввиду низкой степени механизации сельского хозяйства ожидается особенно высокий темп роста рынка. Большим спросом у нашей западной соседки пользуются комбайны, агрегаты для внесения удобрений и обработки почвы.
Во Франции эксперты прогнозируют увеличение реализации тракторов. Позитивной может быть динамика рынка в Чехии и Венгрии. Дотации, которые эти страны получают из бюджета ЕС, по размеру стали приближаться к уровню «старых» членов ЕС.
В Южной Америке есть все признаки увеличения спроса на сельхозтехнику, по некоторым оценкам, примерно на 10 процентов. Причина — высокие цены на сельхозпродукцию и рост производства культур, которые пользуются в мире большим спросом. В первую очередь это касается Бразилии. В стране самый крупный рынок сельхозмашин в Южной Америке, в 2012 году оборот от их реализации составил примерно 10,4 миллиарда долларов США. Все крупные производители сельхозтехники представлены в Бразилии собственными заводами.
Доминирующие рынки — Китай и Индия, но все большее значение приобретают такие маленькие страны, как Таиланд и Индонезия. Несмотря на высокие темпы роста в прошлые годы, реализация сельхозтехники будет и дальше увеличиваться.
Рынок тракторов в Африке, по оценкам концерна AGCO, в настоящее время составляет 70 000 штук в год. Основные страны-покупатели — Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет. Но точные цифры реализации есть только для стран Южной Африки, где в год продается 7 тысяч тракторов. Ожидается, что политики, отвечающие за инвестиции в сельское хозяйство стран Африки, увеличат их для снабжения населения продовольствием, после чего можно рассчитывать на рост продаж на рынке.
Таким образом, зарубежным сельхозмашиностроителям думать о провисаниях рынков некогда и незачем. Они стабильно производят технику. Конкурентоспособную и относительно недорогую.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»