Шаг вперед, два шага назад

Источник материала:  


Звездный 2010-й

Восхождение к олимпу началось в 2000 году. Тогда после пятилетнего топтания на месте молочное скотоводство остановилось на отметке 2670 тысяч тонн молока. Все последующие годы сельхозорганизации только прирастали. В 2005-м это уже 4159 тысяч тонн — скачок более чем в два раза! Дальше чуть помедленнее, но тоже с динамикой. 2007 год — 4710 тысяч тонн, 2008-й — 5133 тысячи тонн, 2009-й — 6216 тысяч тонн. Наконец, звездный 2010 год — страна надоила 7150 тысяч тонн молока.

В том же 2010-м в республике достигли и самого высокого удоя молока от коровы — 5100 килограммов. Впервые с 1990 года, который принято считать своеобразной точкой отсчета в производстве всех видов сельскохозяйственной продукции, в том числе, конечно же, и молока. Так вот тогда, в 1990-м, хозяйства надоили от коровы 3220 килограммов молока. Этот результат был самым высоким, начиная с довоенного 1940 года.

Интересна динамика роста численности дойного стада. В 2000 году в сельхозорганизациях республики насчитывалось 1263 тысячи коров, в 2005-м — 1190 тысяч голов, в 2007-м — 1195 тысяч, в 2008-м— 1205 тысяч, в 2009-м — 1240 тысяч, в 2010-м — 1341 тысяча. То есть поголовье увеличивалось в незначительных пропорциях, а вот производство молока росло существенно с каждым годом. В 2005-м коров было даже меньше, чем пять лет назад, но молока надоили вдвое больше.

Теперь обратимся к нашему времени. В 2012 году в сельхозорганизациях насчитывалось 1321,4 тысячи коров, то есть примерно столько же, сколько их было в 2010-м, хотя о полной количественной идентичности речь, конечно же, не идет. Но в 2010-м, напомню, хозяйства надоили 7150 тысяч тонн молока при среднем удое от коровы 5100 килограммов, а в прошлом году — соответственно 6160,5 тысячи тонн и 4712 килограммов. Есть разница. Кстати, по удою молока от коровы нас обогнала Россия, куда Беларусь экспортирует львиную долю своей молочной продукции.

Коров... на мясокомбинат

Что же случилось с нашим молочным скотоводством? Почему продолжаем пятиться назад, вместо того чтобы двигаться вперед?

Некоторые специалисты считают: причиной стало вырождение физиологических качеств у молочных коров. «Отчасти с этим можно согласиться, — говорит первый заместитель генерального директора Белплемживобъединения кандидат сельскохозяйственных наук Геннадий Гунев. — Но лишь отчасти...»

По его словам, белорусская черно-пестрая порода, несмотря на все упреки, остается устойчивой на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Она хорошо адаптирована к условиям республики, и в настоящее время ей требуется только одно: прилитие крови популярной в Европе породы голштин. Голштинизация, о которой так много говорят, действительно способна заметно увеличить продуктивные возможности наших коров. Однако внедряется она пассивно.

Но даже самые продуктивные наши пеструшки не смогут выйти хотя бы на 5-тысячный среднегодовой удой молока, не говоря уже о 6—7 тысячах килограммов и выше, если за ними не будет обеспечен надлежащий уход. В этом сегодня кроется главная проблема.

По количеству молочных коров хозяйства пока не вышли на уровень 2010 года. И это неудивительно: за два последних года сверх всяких нормативов из основного стада в республике выбраковано 374,5 тысячи коров. Кстати, никто за это никакой ответственности не понес.

Причины расточительности самые банальные: животные находятся на сквозняках, простывают, болеют. Вовремя не доятся, у них развивается мастит. А самым распространенным недугом оказалась несвоевременная обрезка копыт. Коровы цепляются ими за щели в полу и другие отверстия, ломают ноги. После этого им единственный путь — на мясокомбинат.

Кормление коров тоже оставляет желать лучшего. Во-первых, кормов заготавливается недостаточно (их запасы в 2012 году меньше, чем в 2011-м). Во-вторых, неудовлетворительного качества. К примеру, более половины всего сенажа в прошлом году было отнесено ко второму и третьему классам.

Структура кормления несовершенна. В рационах недостает жвачного корма. Зато в избытке силосного, зачастую с превышением кислотности. Коровьи желудки не могут его переваривать, животные начинают болеть и постепенно выбывают из строя.

Специалисты знают: на хорошие, стабильные удои корова выходит после 5—6 лактаций. Но из-за невнимательного к ней отношения на мясокомбинат она попадает после 1—2 лактаций. Это недопустимо. К сожалению, такие случаи нередки.

Организационные неувязки, приводящие к грубейшему нарушению технологии содержания стада, на совести регионов, которым на местах подчинено все сельхозпроизводство, в том числе и молочное скотоводство. Стоит ли удивляться тому, что в 2012 году ни одна область не выполнила задание по производству молока, а его общий недобор составил 287 тысяч тонн.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

СПРАВКА

На долю Беларуси приходится 1 процент мирового объема производства молока. В 2012 году хозяйства республики поставили на переработку 81,4 процента молока сорта «экстра» и высшего сорта.

←«Сладкая» болезнь Европы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика