«Сладкая» болезнь Европы

Источник материала:  
У ЕВРОПЫ — серьезные «сахарные» проблемы. В то время как в мире ожидается максимальный за последние четыре года переизбыток этого продукта и падение цены на него более чем на 20 процентов, в Европейском союзе сладкого песка не хватает. Более того, в регионе его цена на 60 процентов больше, чем в среднем по миру, и составляет 716 евро (902 доллара) за тонну — наивысший показатель с июля 2006 года. «Сахарная» паника — результат непродуманной реформы, проведенной чиновниками Европарламента.

Кто виноват?

Около десяти лет назад ЕС ввел квоты на производство белого песка, одновременно сократив дотации этой отрасли. Это решение приняли в рамках обязательств ЕС перед ВТО: Европа должна была существенно увеличить импорт сахара из наименее развитых стран, позволив более легкий и доходный доступ на свои рынки для развивающихся экономик. В феврале 2006 года сахарная реформа продолжилась — гарантированная цена уменьшилась на 36 процентов с запланированным резким снижением его производства внутри Союза. Это была самая обширная «сладкая» реформа за последние 40 лет, и предполагалось провести ее поэтапно до 2010 года.

Европейским производителям сахара была предложена альтернатива: либо получить особое финансирование на закрытие своих производств, либо продолжать производить сахар в рамках квот. В результате все латвийские сахарные заводы и более 80 других закрылись, а бельгийскую столицу атаковали фермеры. Шесть тысяч демонстрантов, «вооруженных» сахарной свеклой, при поддержке тракторов взяли штурмом главные улицы Брюсселя и окружили здания европейских органов власти.

Уже тогда мнения по поводу реформы разделились. Критики заявляли, что это не альтруизм, ЕС действует в соответствии с требованиями ВТО. Другая точка зрения заключалась в том, что третьи страны — бывшие колонии и необходимо помогать им, сохраняя связи.

Результат оказался плачевным: объем производства сахара в ЕС сразу сократился более чем на 6 миллионов тонн в год — до 13 миллионов, при том, что его потребление в ЕС составляет 17 миллионов тонн. Более 3 миллионов тонн сахара Европа импортирует, тем самым позволяя заработать на европейских сладкоежках фермерам из Африки, Азии и стран Карибского бассейна. Таким образом, Европейский союз благодаря чиновникам за пару-тройку лет из экспортера превратился в импортера белого песка.

Что делать?

В декабре прошлого года вопрос о квотах на производство сахара актуализировался. Те страны ЕС, у которых они есть, хотят сохранить систему, поскольку это выгодно, а, например, латвийские крестьяне — за отмену квот, поскольку «у них есть все возможности производить сахар».

Конкуренция в ЕС нечестная, считают многие. Одним можно производить сахарную свеклу, другим — нет. Необходимо всем дать одинаковые возможности, а крестьяне сами должны выбирать, будет им это экономически выгодно или нет.

Не надо быть большим аналитиком, чтобы не понимать, что до тех пор, пока ЕС продлевает сахарные квоты, меры по увеличению поставок сахара в Европу не помогут сдержать рост цен внутри региона. За последние два года стоимость сахара в Европе выросла на 47 процентов, а уровень предложения отстает от уровня спроса на 20. Между тем Европейский сельхозкомитет в феврале нынешнего года снова проголосовал за продление действия европейской сахарной квоты до сентября 2020 года.

Тем временем на мировом рынке избыток сахара продолжает расти третий год подряд. Это самое продолжительное наращивание излишков сладкого продукта за последние 10 лет. Эксперты объясняют это увеличением объемов производства в таких странах, как Бразилия и Аргентина. По данным Международной организации сахара, производство сладкого продукта превысит спрос на 5,9 миллиона тонн в маркетинговом году, стартовавшем 1 октября прошлого года. Мировое предложение, включая запасы, будет самым высоким за всю историю и, включая запасы, расширится на 3,7 процента, до максимально высокого показателя в 240,6 миллиона тонн.

Бразилия, лидер по выпуску сахара в мире, намерена произвести 38,1 миллиона тонн продукта в этом сезоне, что на 11 процентов превысит прошлогодний показатель.

Китай, второй по величине потребитель сахара после Индии, может сократить ежегодные закупки до 1 миллиона тонн к 2015 году, отмечают представители Сахарной ассоциации Китая. Внутреннее производство достигнет 14 миллионов тонн, что приведет к росту запасов до рекордного уровня.

Австралия, замыкающая тройку лидеров по объемам выпуска сахара, увеличит производство до 4,5 миллиона тонн — на миллион тонн больше предыдущего сезона. Аграрии расширили посевные площади тростника, а жаркая погода помогла увеличить урожайность.

По данным Ассоциации сахарных заводов, Пакистан может экспортировать 1 миллион тонн сахара в 2012-13 МГ благодаря приросту урожаев.

Словом, сельскохозяйственные аналитики с уверенностью ожидают превышения предложения над спросом, что дает повод говорить о дальнейшем наращивании излишков сахара и, соответственно, падении цены на сладкий продукт.

Пока в «союзниках» согласья нет

Россия в 2012 году произвела 4,9 миллиона тонн свекловичного сахара, на 3 процента превысив показатели 2011-го. При этом производство тростникового упало на 81 процент — до 447 тысяч тонн.

Наращивает объемы и Беларусь. Сахарные заводы страны «сварили» 862,6 тысячи тонн сладкого песка. Урожай свеклы собрали на уровне 4773,8 тысячи тонн против 4486,7 тысячи тонн в 2011 году.

По подсчетам аналитиков, в странах Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстане) из сладкого корнеплода нового урожая произведено 5,3 миллиона тонн сахара. Этого количества хватит, чтобы удовлетворить потребности стран ТС до середины года и нарастить экспорт.

По данным Евразийской экономической комиссии, в прошлом году Россия, Беларусь и Казахстан экспортировали 905 тысяч тонн сахара и кондитерских изделий из него — на 48 процентов больше, чем в 2011-м. Общая стоимость поставленной за рубеж продукции составила 292,6 миллиона долларов. Основная доля в экспорте — почти 80 процентов — пришлась на поставки из России.

Членство нашей восточной соседки в ВТО дает шанс договориться со странами дальнего зарубежья об открытии новых рынков для российских производителей. Эти шансы увеличиваются, учитывая высокое внутреннее производство свекловичного сахара в последние два года. Союзроссахар выступил с инициативой: просить Евросоюз предоставить квоты на поставку сладкого песка. На первом этапе российские компании готовы экспортировать около 50 тысяч тонн в год, но в дальнейшем этот объем увеличится. К сожалению, белорусскому сахару выход на европейский рынок пока «не светит». Сахаровары Союзного государства пока так и не сумели договориться о совместном продвижении сладкого продукта за рубеж.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

←Переходя на личности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика