Евразийская интеграция: трудности пути
От чего зависит эффективность сближения Беларуси, России и Казахстана?
Прошло более года с момента запуска Единого экономического пространства. Тем не менее на сегодняшний день у участников евразийской интеграции есть немало противоречий и разногласий, о чем, кстати, говорил на прошлой неделе Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович в своем докладе Президенту Александру Лукашенко.
1 Почему так получается и каково современное состояние проекта евразийской интеграции?
2 Как можно описать модель интеграции, положенную в основу формирования ЕЭП?
3 На какие важнейшие аспекты евразийского сотрудничества необходимо обратить внимание в этом году?
Эти вопросы стали предметом обсуждения на очередном заседании круглого стола в “Народной газете”.
Арсений СИВИЦКИЙ, руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований Беларуси:
1 Основная проблема проекта евразийской интеграции заключается в том, что он не предлагает ее участникам ничего, кроме унификации экономических условий, предполагающей создание общего для Беларуси, Казахстана и России режима свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Единого экономического пространства и будущего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этим же объясняется и легкое разочарование со стороны Беларуси и Казахстана в евразийском проекте, а также скепсис, который проявляют другие страны постсоветского пространства в отношении потенциального вступления в ЕАЭС, прежде всего Украина.
Другой проблемой евразийского проекта является попытка российской политической элиты помимо экономической интеграции инициировать в рамках будущего ЕАЭС еще и интеграцию политическую, что не может не вызывать опасений со стороны Беларуси и Казахстана, а также потенциальных кандидатов на присоединение.
2 Вектор евразийской интеграции пока что направлен на синхронизацию с интеграционными процессами в Евроатлантике. Об этом свидетельствует вступление России в ВТО, ориентация на образование общего рынка между ЕАЭС, ЕС и США (с учетом готовящегося договора между США и ЕС о создании свободной зоны торговли), а также участие в укреплении евроатлантической архитектуры безопасности. В этом смысле ЕАЭС нельзя рассматривать как некий геополитический блок, противостоящий Западу. Наоборот, в нынешнем прочтении ЕАЭС — это скорее попытка интегрироваться в Запад. Как раз таки в таком формате образование ЕАЭС выгодно для США, которые сообща намерены противостоять растущему влиянию Китая как в регионе, так и в мире в целом.
3 Беларусь хотела бы видеть в ЕАЭС не просто унификацию экономических условий, под видом которой российский капитал решает задачи по расширению своих бизнес-империй, а создание пространства прорывного инновационного и технологического развития, основанного на реализации масштабных трансевразийских проектов. Именно поэтому на практике Беларусь настаивает на формуле интеграции через создание евразийских транснациональных корпораций, а не интеграции через приватизацию. В свою очередь интеграция через ТНК предполагает высокий уровень технологической кооперации и корпоративной интеграции между предприятиями и компаниями Беларуси, Казахстана и России, выработку общей торгово-промышленной политики ЕЭП и ЕАЭС, направленной на повышение наукоемкости промышленного производства стран-участниц интеграционного объединения, форсированное вхождение экономики ЕЭП в новый (шестой) технологический уклад и повышение ее совокупной конкурентоспособности.
Александр СОБЯНИН, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Россия):
1 Можно назвать множество технических причин не очень позитивных тенденций. Но главная причина, конечно, лежит в противоречивом поведении Москвы. С одной стороны, Россия нацеливается на создание сильного союза или даже нового государства. С другой — российское руководство не предъявляет никаких оснований, подкрепляющих эти претензии. Своей цели — стать большим государством — Россия боится. Боится потому, что у руководства страны нет адекватного, идеологически честного понимания, что такое Евразийский экономический союз, что такое евразийская интеграция в целом. Руководители страны не понимают, под чем они готовы подписаться, и поэтому используют ряд эвфемизмов и упрощенных формул типа “формирование Евразийского экономического союза по аналогии с Европейским союзом” и так далее.
2 важно понимать, что ТС и ЕЭП не являются конечной целью интеграции. Таковой является создание Евразийского экономического союза или вообще нового большого государства на постсоветском пространстве. Но на этом пути у нас чем дальше идет интеграция, тем сильнее сопротивление со стороны некоторых ее участников. Например, в прошлом году многочисленные представители Казахстана, ведущие эксперты этой страны, высказывались критически в адрес этих интеграционных объединений. И в этом смысле тот локальный пока кризис, который мы наблюдали в отношениях России и Казахстана в начале этого года, является вполне закономерным. Хотя следует понимать, что те, кто его инициировал и в целом продвигает в Астане антиинтеграционную линию, во многом действуют вопреки позиции президента Нурсултана Назарбаева.
3 Имеются две сверхзадачи, которые сегодня решает Россия и которые непосредственно затронут евразийское пространство и евразийскую интеграцию. Первая — объединение российской и евразийской электроэнергетики (“Русгидро”, “Интер РАО ЕЭС” и сетевые холдинги ФСК и МРСК), что подразумевает и покупку крупнейших негосударственных производителей электроэнергии (Иркутскэнерго, Евросибэнерго, Красноярская ГЭС и Богучанская ГЭС). За этим первым шагом последует подключение к такой единой инфраструктуре энергетических систем Кыргызстана, Таджикистана, а в последующем и Казахстана, и Узбекистана.
Вторая задача — это объединение российского нефтегаза. Наиболее известным ходом здесь стала сделка по приобретению “Роснефтью” третьего по величине российского добытчика нефти ТНК-BP. В дальнейшем консолидация нефтегазовых активов также коснется стран Центральной Евразии.
Данная правильная политика консолидации важнейших активов должна быть дополнена и политикой, связанной с промышленным и инфраструктурным развитием. А для этого должна возникнуть идеология евразийской интеграции, основанная на понятии справедливости и нацеленная на реализацию этого идеала.
Марат ШИБУТОВ, аналитик, казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
1 Соглашения Единого экономического пространства будут подписываться и начинать работать до 2020 года, поэтому сейчас идет нормальный переговорный процесс. Надо понимать, что такие соглашения делаются очень долго, — это займет как минимум десять лет, а то и пятнадцать. И только после этого времени можно судить об успехах или неудачах.
Поэтому не стоит говорить о том, что сегодня есть какое-то замедление в интеграции. Все соглашения заключаются и начинают работать по плану. На самом деле в прессе просто слишком много ожиданий от этого проекта — все ждут молниеносного возрождения СССР, а оно не планируется и его не будет.
2 В основу формирования Евразийского экономического союза положена типичная модель экономической интеграции, опробованная уже десятки раз. Сначала делается таможенный союз, отсекаются производители из третьих стран, затем делается экономический союз с общими правилами игры, и в конце уже создается валютный союз с общей валютой. В принципе, Евразийский союз на этом и остановится. А может, и продолжит развитие. В любом случае союз надо сформировать вокруг экономики, потом уже сблизится политика и уж затем появится общая идеология.
А по большому счету в наших странах, по сути, ни геополитики, ни идеологии до сих пор нет, так что пока только экономика.
Но следует понимать, что это основная модель существования государств в современном мире. Каждая мощная держава создает вокруг себя кольцо сателлитов, то есть это обычный экономический союз небольших стран вокруг России. Таких союзов как минимум около 10—15 в мире. Специализацией Евразийского союза будет поставка нефти, газа, урана, зерна, леса, металлов и другого сырья на мировой рынок. Это будет средней силы экономический союз.
3 В этом году начнут действовать очень важные соглашения ЕЭП: о согласованной макроэкономической политике, о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Ключевым и самым болезненным здесь будет соглашение об общем рынке нефтепродуктов, так как серьезно будет действовать на экономику Казахстана и Беларуси.
Решить эти противоречия возможно, если только серьезные коррективы в отношения между странами не внесет глобальный кризис. Сегодня наши государства к нему не очень готовы: структурных реформ не было, и поэтому все системные проблемы экономики остались. Единственная надежда на высокие цены на сырье и накопленные стабилизационные фонды. Но, в принципе, возможно, что пик мирового кризиса уже прошел и второй глобальной волны не будет.
Юрий СОЛОЗОБОВ, директор по международным проектам российского Института национальной стратегии:
1 Те временные трудности, которые возникли между Казахстаном и Россией, связаны отнюдь не с переоценкой геополитических приоритетов Астаной или Москвой, в том числе главного стратегического приоритета евразийской интеграции. Они скорее связаны с “трудностями роста”: недостаточно эффективной работой государственных аппаратов и экспертного сообщества двух стран. Официальные представители государств в своих решениях еще недостаточно опираются на компетентную общественную и профессиональную экспертизу.
На мой взгляд, это на сегодняшний день главная угроза интеграционным процессам. Руководство трех стран должно получать компетентную помощь со стороны экспертного сообщества и активней решать намечающиеся проблемы в “серой зоне контактов”. Эксперты и с одной, и с другой стороны призваны находить для политиков неординарные решения трудных вопросов. Пока что МИД и посольства всех трех стран сильно недорабатывают в этом аспекте.
2 Что касается текущего состояния Таможенного союза и Единого экономического пространства, то в целом эти структуры сегодня показывают примерно те результаты, на которые рассчитывали лидеры государств-учредителей. Создано единое таможенное пространство, формируется единый рынок, планомерно формируется нормативная база его работы, идет согласованная работа по подготовке Договора о создании Евразийского экономического союза.
Изначально “евразийская тройка” выступила в пользу создания такого союза как равноправного объединения с серьезными наднациональными полномочиями, по аналогии с Европейским союзом. В основе механизма принятия важнейших решений должен лежать принцип консенсуса. Эти фундаментальные положения, принятые в начале нашего пути, не должны меняться. Поэтому, например, отдельные рассуждения российских коллег о том, что для ЕЭП необходимо скорее вводить рубль как единую валюту, эмиссионный центр которой должен располагаться непременно в Москве, иначе как поспешными назвать трудно. Нельзя ставить телегу впереди лошади — создание валютного союза можно реализовать лишь после успешного создания Евразийского экономического союза.
Причем на любом этапе интеграции также должен соблюдаться принцип консенсуса. Попытки естественных монополий, финансовых структур или других субъектов отменить принцип суверенного равенства партнеров по евразийской интеграции в свою узкокорпоративную пользу будут вызывать негативную реакцию как в Астане, так и в Минске. Такие попытки противоречили бы самой сути интеграционного процесса, изначально рассматривающегося всеми участниками как равноправный процесс сближения суверенных государств, обеспечивающий их взаимное усиление.
3 Крайне важно, чтобы все участники интеграционного проекта одинаково четко понимали конечную цель интеграции и основные вехи на этом пути. Для этого и необходимо полноценное общественное измерение Евразийского союза. Пришло время объединить творческий потенциал экспертного класса “евразийской тройки” для строительства нашего общего дома — Евразийского союза государств. Равноправного объединения, в котором наши страны могли бы эффективно отстаивать свои национальные интересы во внешнем мире и реализовывать совместные проекты развития. Только в этом случае есть все основания рассчитывать на успешный ход интеграционного строительства.
Чтобы и далее успешно двигаться вперед, без срывов и недомолвок, лидерам “евразийской тройки” надо срочно озаботиться разработкой и принятием особого документа — скажем так, в формате конституционного акта ЕАЭС. Там четко и недвусмысленно должны быть зафиксированы основные цели и задачи интеграционного объединения, основные этапы его развития и их реализуемые сроки, необходимые интеграционные органы управления и, наконец, зафиксирован рабочий язык ЕАЭС. Тогда многие надуманные лингвистические, политические, экономические и иные споры внутри “евразийской тройки” сразу отпадут. И вопрос о наступлении политического “ледникового периода” на территории Евразии окончательно исчезнет и станет достоянием археологов.