С экономическим акцентом
Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО в интервью “НГ” о потенциале парламентской дипломатии в укреплении взаимодействия Республики Беларусь со странами АСЕАН
— Владимир Павлович, недавний официальный визит в Королевство Камбоджа белорусской парламентской делегации во главе с вами прошел успешно, о чем уже сообщалось в средствах массовой информации. Как вы полагаете, можно ли говорить о точке роста в развитии двусторонних отношений и, в первую очередь, в экономической сфере, что является нашим главным интересом?
— Проводя многовекторную внешнюю политику, Республика Беларусь последовательно решает поставленную Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко задачу диверсификации внешних связей, прежде всего — торгово-экономических. Наша страна наладила торговые отношения более чем со 180 государствами мира. Более 60 процентов производимых в республике товаров поставляется на экспорт, что свидетельствует об открытости нашей экономики.
Разумеется, мы стремимся укреплять свои позиции на мировых рынках, в том числе в Юго-Восточной Азии. Это огромный регион с населением 600 млн человек и ВВП 2,3 трлн долларов. Здесь проявляют большую заинтересованность сотрудничать с Беларусью экономически и по другим направлениям. Так что интерес к постоянному и более продуктивному взаимодействию у нас с Королевством Камбоджа обоюдный, в чем в ходе визита мы убедились, как говорится, воочию.
Точки соприкосновения наших интересов — и есть точки роста в двусторонних отношениях. Мы зафиксировали их в подписанных четырех документах: в Соглашении о сотрудничестве между Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и Национальной ассамблеей Парламента Королевства Камбоджа, в Меморандуме об установлении двусторонних консультаций между министерствами иностранных дел двух государств, Соглашении о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами и в Соглашении о сотрудничестве в области образования. На нашей встрече с премьер-министром Камбоджи Хун Сеном решен вопрос о совместном сборочном предприятии по выпуску в столице страны городе Пномпене белорусских тракторов. Выпустить первую продукцию предприятия планируется уже в текущем году. Кроме того, поддержано наше предложение о поставке тракторов, которые будут выпускаться совместным предприятием, в другие страны Юго-Восточной Азии. Государства АСЕАН являются основным торговым партнером Камбоджи в рамках Асеановской зоны свободной торговли.
Важным представляется и такой итог визита. В камбоджийской столице в торжественной обстановке открыт Торгово-выставочный центр белорусской тракторной техники. Особая значимость центра в том, что на его базе начнется подготовка специалистов по применению наших тракторов, которые смогут оперативно проводить локальные ремонтные работы. Это уже принципиально новый уровень двустороннего взаимодействия.
— Значит, экономическое присутствие Беларуси в Юго-Восточной Азии расширяется?
— Я считаю полностью оправданным взятый руководством нашей страны курс на расширение белорусского присутствия в этой части света, где нас воспринимают как надежных, перспективных партнеров. Убедился в этом во время официального визита в октябре 2010 года в Социалистическую Республику Вьетнам нашей парламентской делегации, которую я возглавлял. Мы высказали заинтересованность Беларуси в налаживании партнерских отношений с АСЕАН и ее Межпарламентской ассамблеей. Мой коллега, Председатель Национального собрания Вьетнама Нгуен Фу Чонг заверил, что вьетнамский парламент окажет всемерное содействие в организации данного диалога. В сентябре 2011 года мы получили приглашение камбоджийского Парламента на 32-ю сессию Генеральной Ассамблеи МПА АСЕАН, на которой было принято решение о предоставлении Национальному собранию Беларуси статуса наблюдателя.
— Тогда же начали налаживаться межпарламентские отношения с Камбоджей?
— Именно тогда. Хочу особо подчеркнуть, что хорошие результаты официального визита нашей парламентской делегации в Камбоджу следует рассматривать как развитие достигнутых договоренностей с камбоджийской стороной на уровне Президента Александра Лукашенко. Хотя дипломатические отношения с Республикой Беларусь и Королевством Камбоджа были установлены в 1995 году, но политические контакты между нашими государствами оставались эпизодическими. В 2012 году в Минске состоялась встреча главы государства с Председателем Национальной ассамблеи камбоджийского Парламента Хенгом Самрином, который возглавлял камбоджийскую парламентскую делегацию. С высоким гостем встретился и премьер-министр Михаил Мясникович. Также прошли переговоры с руководством парламента. На этих встречах были обсуждены вопросы развития белорусско-камбоджийских отношений, увеличения объема деловых связей между двумя государствами и взаимодействия в рамках международных организаций. Вскоре после данного визита был заключен контракт на прямые поставки в Камбоджу тракторов “Беларус”. Техника этой марки составляет почти половину тракторного парка страны. Показательный факт: по итогам работы в 2012 году удалось перевести наш товарооборот за рамки эпизодических поставок и совсем скромных цифр.
В ходе визита белорусской парламентской делегации, которую сопровождали представители республиканских органов государственного управления и деловых кругов, мы высказали заинтересованность в увеличении поставок и другой сельскохозяйственной техники, удобрений, так как сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики Камбоджи, обратили внимание партнеров на сильные экспортные позиции Беларуси по самосвалам, дорожно-строительной технике, шинам, продуктам питания. Рассчитываем на серьезное увеличение товарооборота, производственную кооперацию, развитие сотрудничества в сферах образования и науки, а также на расширение взаимодействия в рамках международных организаций, так как имеющиеся возможности используются не в полной мере.
Необходима интенсификация совместных усилий белорусских и камбоджийских парламентариев по всем данным направлениям, о чем мы договорились с Председателем Национальной ассамблеи Парламента Королевства Комбоджа Хенгом Самрином и подписали упомянутое Соглашение о межпарламентском сотрудничестве.
— И каков здесь приоритет в ближайшей перспективе?
— Создание договорно-правовой основы двусторонних отношений, прежде всего торгово-экономических. Работа продвигается и, я думаю, что первоочередные документы, в том числе о содействии и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, после завершения их согласования будут подписаны и внесены парламентам на ратификацию.
Мы будем и дальше активно работать с камбоджийскими коллегами на уровне двустороннего парламентского диалога и в рамках МПА АСЕАН.
— Какие государства входят в Межпарламентскую ассамблею АСЕАН, и что дает белорусскому парламенту статус наблюдателя в ней?
— Членство в МПА АСЕАН имеют 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия. Камбоджа, Лаос, Малайзия, Сингапур, Мьянма, Таиланд и Филиппины. Парламенты ряда государств являются наблюдателями. В их числе — Австралия, Канада, Индия, Китай, Россия, США, Япония. Статус наблюдателя получил и Европейский парламент. В формате Генеральной ассамблеи МПА АСЕАН белорусские парламентарии имеют возможность участвовать не только в пленарных заседаниях, но и в совещаниях делегатов от парламентов-членов МПА АСЕАН и представителей парламентов стран-наблюдателей, обсуждать с ними вопросы двусторонних отношений. В Национальном собрании Республики Беларусь сформирована делегация по осуществлению контактов с этой авторитетной международной структурой. Руководителем делегации является заместитель Председателя Палаты представителей Виктор Гуминский. Созданы рабочие группы по сотрудничеству со всеми парламентами государств АСЕАН.
— Насколько адекватны представления парламентов государств АСЕАН об экономическом потенциале Республики Беларусь и вообще о жизни в нашей стране?
— Министерство иностранных дел, наши посольства во Вьетнаме и Индонезии активно работают в этом направлении, чтобы страны Юго-Восточной Азии имели объективную, полную и самую свежую информацию о социально-экономическом развитии Беларуси, ее производственных, научно-технических, технологических, инновационных, образовательных и иных достижениях. Свой вклад вносят и парламентарии. Азимут парламентской дипломатии заточен на формирование матрицы восприятия Республики Беларусь как политически и экономически надежного партнера. Наши депутации в международных отношениях выступают не только государственными представителями, но и, так сказать, провайдером новых перспективных проектов, которые инициируются крупными предприятиями и деловым сообществом. Задачи парламентской дипломатии мы решаем в самой плотной координации с МИД и другими государственными органами.
— Последующие шаги планируете предпринять по парламентской линии в укреплении контактов со странами региона АСЕАН?
— В настоящее время прорабатываются вопросы, связанные с предстоящим официальным визитом в Беларусь парламентской делегации Республики Индонезия во главе со Спикером Совета народных представителей Народной консультативной ассамблеи этого государства Марзуки Али. Двустороннее сотрудничество наших стран развивается по широкому спектру направлений. Этот визит может послужить дальнейшей интенсификации белорусско-индонезийского взаимодействия.
— И когда он состоится?
— Визит запланирован на май. Прорабатывается также посещение нашей страны делегацией рабочей группы Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам по сотрудничеству с Национальным собранием Республики Беларусь. Сроки визита уточняются.
— У Беларуси с Вьетнамом достаточно прочное, проверенное временем межпарламентское взаимодействие.
— Оно имеет давние, хорошие наработки, и мы их будем развивать в рамках широкой договорно-правовой базы двусторонних отношений, включающей более 40 документов, и Соглашения о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам. Это обмен парламентскими визитами на разных уровнях, консультации в рамках международных парламентских организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, встречи с руководителями дипломатических представительств, участие в мероприятиях экономического, образовательного, культурного и иного характера.
— Стержень — торговля и экономика?
— Безусловно, ведь это ключевое звено любого международного сотрудничества. Во Вьетнам из Беларуси поставляются калийные удобрения, карьерная техника, шины, тракторы, товары специального назначения, подшипники и другая продукция. Налажена производственная кооперация. Так что перспективность региона АСЕАН для наращивания белорусского экспорта несомненна.
В формате межпарламентских связей, в том числе на векторе Юго-Восточной Азии, мы будем на системной, прагматичной основе сохранять и развивать именно то, что дает практическую отдачу, является продуктивным и полезным для нашей страны.