Регионы теряют устойчивость
Руководитель Правительства подчеркнул, что в определенной степени это касается также и четырех других областей. На местах медленно изыскивают резервы по закупке ГСМ, удобрений, средств защиты растений, обращая взоры на республиканский центр.
Впрочем, это уже стало привычкой. Финансовая устойчивость регионов, мягко говоря, оставляет желать лучшего, заметил в своем докладе министр финансов Андрей Харковец. В иных из них долги превышают собственные доходы, а общий долг уже превысил 4 триллиона рублей. На развитие аграрной сферы это оказывает самое негативное влияние. Средств порой не хватает на самое необходимое, в том числе на закупку материалов для проведения посевной и уборочной кампаний, строительство и реконструкцию объектов животноводства, обновление машинно-тракторного парка.
В целом же, несмотря на объективные и субъективные трудности, финансовая система страны в 2012 году обеспечила финансирование всех принятых обязательств получателей бюджетных средств в пределах выделенных ассигнований. Общий объем доходов консолидированного бюджета составил 158 триллионов рублей, его расходы достигли 155,2 триллиона рублей. Таким образом, консолидированный бюджет исполнен с профицитом 2,8 триллиона рублей, или 0,5 процента ВВП.
Все показатели экономической безопасности, связанные с государственным долгом, сохраняются в пределах, утвержденных Программой социально-экономического развития республики на 2011—2015 годы. По итогам 2012 года государственный долг сложился на уровне 128,8 триллиона рублей, или 23,8 процента к ВВП. Внешний госдолг составил 12 миллиардов долларов, или 19 процентов к ВВП при пороговом значении не более 25 процентов, внутренний — 25,8 триллиона рублей, или 4,8 процента к ВВП при пороговом значении не более 20 процентов.
Таким образом, в 2013 год страна вступила, балансируя на удовлетворительном состоянии своей финансовой системы. Но дело осложняется тем, что начиная с нынешнего года Беларусь входит в период пиковых выплат по внешнему государственному долгу. В этом году платежи по нему возрастут вдвое по сравнению с 2012 годом и достигнут 3,1 миллиарда долларов. Отсюда вывод: для сохранения макроэкономической стабильности и сбалансированного роста экономики страны в 2013 году необходима реализация жесткой бюджетно-налоговой политики, скоординированной с монетарными инструментами.
Что это за инструменты? Повышение финансовой дисциплины на всех уровнях (у нас по-прежнему допускаются неоправданные расходы, в том числе и на приобретение легкового автотранспорта, оргтехники и т. п.). Поиск новых источников пополнения бюджета (прежде всего имеется в виду рост экспорта, и АПК здесь играет не последнюю роль). Контроль над расходованием бюджетных средств (возврат бюджетных ссуд и других финансовых заимствований).
Необходимо также совершенствовать налоговую политику — налоги сегодня не мешают развитию экономики, но развивается она недостаточно, особенно в малых городах. По-прежнему неразвитым остается инвестиционный климат: средств на эти цели хозяйствующие субъекты выделяют недостаточно..
У государственных предприятий невостребованным остается и такой финансовый инструмент, как выпуск облигаций. Зато в противовес им данным инструментом весьма успешно пользуются структуры частного бизнеса.
Олег ШВЕДОВ, «БН»