Прорывной маршрут
Налаживание выпуска мопедов и скутеров позволило ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» выйти на новые перспективные рынки
Еще недавно судьба завода была под большим вопросом. В 2010 году предприятие, страдавшее от «сезонности производства», к которой привела узкая специализация на ремонте сельскохозяйственной техники, было выставлено на торги. Покупатель нашелся только спустя год: белорусская частная компания «Хорс-моторс», которая занимается реализацией мототехники, в конце 2011 года приобрела 48 процентов акций общества и дала старт развертыванию нового производства. С реализацией перспективного проекта, в который вложен и китайский капитал (представители Поднебесной также владеют частью акций), произошло второе рождение предприятия.
Мал, да дорог
Здесь трудится около 240 человек. Поддержка подобных малых предприятий объявлена в текущем году властями Гомельщины одним из приоритетов экономического развития региона. На их долю приходится 30 процентов всего объема производства. В этом секторе занято 85 процентов работающих.
— Простая логика подсказывает, что дальнейший рост заработной платы, повышение уровня жизни населения невозможны, если не развивать небольшие предприятия, — считает председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник.
Завод находится в черте областного центра, имеет большие площади, что является явным преимуществом в решении производственных задач, в связях с соседями-россиянами, на которых ориентируются заводчане, особенно в плане реализации мототехники. Эти факторы здесь стремятся максимально использовать.
Перед тем как с конвейера сошли первые скутеры и мопеды, была проведена масштабная подготовка цеха. На первых порах сборка двухколесных машин осуществлялась “по рабочим местам”, то есть каждая единица собиралась “от и до” на конкретном месте. Понятно, что такая организация производства не могла обеспечить значительных объемов выпуска продукции, на которые рассчитывают заводчане. Партнеры из Китая поставили линию сборки производительностью до двух тысяч единиц мототехники в месяц, которая заменила примитивную технологию.
— В ноябре прошлого года линию запустили, сейчас плотно занимаемся отработкой техпроцесса, в целом шлифуем логистику производства, — рассказывает главный инженер предприятия Виталий Бабичев. — Уже вышли на объем выпуска тысячи мопедов и скутеров в месяц. На проектную мощность планируем выйти в июле, с тем чтобы за этот год выпустить до 15 тысяч единиц техники. Это тот объем, который необходим для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и полноценного присутствия на российском рынке. В противном случае эту нишу займет кто-нибудь другой. Модельный ряд представлен восемью моделями, имеющими свои технические и дизайнерские особенности.
Зная о том, что в столице Беларуси также есть предприятие, выпускающее веломототехнику, поинтересовалась у Виталия Михайловича, как заводчане собираются делить рынки сбыта с конкурентами. Он ответил: “У столичного предприятия своя гамма изделий, а потому мы не конкуренты друг другу, каждый закрывает свою нишу”.
Ставка на перспективную молодежь
Наряду с отработкой технологии выпуска качественной техники (на белорусском и российском рынках предприятие получило соответствующие сертификаты) следующая по важности задача — это подбор и подготовка кадров. Ставка делается на перспективную молодежь, которая желает учиться. Областной центр дает в этом плане хороший выбор, считает главный инженер. Идет обновление технического отдела.
Кстати, реализация проекта по выпуску маневренных двухколесных машин позволила создать 67 новых рабочих мест. Дальнейшее развертывание производства будет также сопровождаться увеличением персонала акционерного общества.
Активная отгрузка мототехники, которая сегодня востребована и у нас, и у соседей, началась уже в январе. Пик продаж ожидается в марте — апреле. В этом направлении предприятие работает с оптовыми компаниями.
Традиционный доход
Сегодня проект по выпуску мопедов и скутеров закрывает половину объемов производства завода. Придавая ему большое значение, на предприятии в то же время не отказываются от своего традиционного направления, связанного с сельским хозяйством: не только ремонтируют уже освоенные дизельные двигатели к тракторам и автомобилям, но и стараются дополнять перечень того, что могут предложить аграриям.
— В текущем году, например, реализуем проект по ремонту коробки передач энергонасыщенного трактора “Беларус 3022”, который широко используется при выполнении сельскохозяйственных работ. Напомню, что наше предприятие — одно из немногих в Беларуси, осуществляющих ремонт двигателей известных западных фирм-производителей: “Детройт”, “Дойц”, “Катерпиллер”. Наши специалисты побывали на обучении за рубежом, получили соответствующие сертификаты. Это не только улучшает имидж завода, но и позволяет с каждым годом увеличить объемы ремонтных работ.
На заводе продолжают выпускать вакуумные насосы и оборудование для молочно-товарных ферм, совершенствуют эту технику, которая сегодня весьма востребована в связи с модернизацией материальной базы животноводческой отрасли в стране.
Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы в конечном итоге увеличить объемы выпуска продукции, выручку на одного работающего и, как результат, поднять уровень заработной платы. Если в начале прошлого года она составляла в среднем по предприятию около 1,5 млн рублей, то к концу года приблизилась к 4 млн рублей и имеет тенденцию дальнейшего роста.