«Зеленые» за зеленый горошек

Источник материала:  

Быховские овощепереработчики выпускают продукцию для импортозамещения и на экспорт

Еще каких-то пять лет назад ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» было заурядным предприятием без «вида и пейзажа», не говоря уже об ассортименте выпускаемой продукции, которую торговля брала неохотно, поскольку та с большим трудом реализовывалась покупателям. Полки гастрономов сверкали яркими этикетками болгарских огурчиков, лечо, томатов и прочих овощей.

 Сейчас предприятие закупает за границей лишь те компоненты, которые не выращиваются в наших краях. А основными товарами, востребованными покупателем, стали консервированный зеленый горошек и икра кабачковая.

Начали модернизировать завод, когда была принята госпрограмма развития производства плодоовощных консервов в стране, и основательно. Об этом свидетельствует сумма затрат на проведение реконструкции — 64,3 млрд рублей. Помимо того, что обновились существующие производственные корпуса, появился новый консервный цех, объекты логистики. А вместо старого оборудования, амортизационный износ которого был велик, смонтированы итальянские и немецкие технологические линии. На них в широком ассортименте начали производить консервированный зеленый горошек, маринады, соки, джемы, варенья, соусы и другую овощную продукцию.

35 миллионов банок

— Закончив реконструкцию в 2010 году, — рассказывает заместитель директора завода по экономике Людмила Вашкевич, — мы уже в следующем году вышли на полное использование производственных мощностей. Это позволило увеличить выпуск разнообразной продукции с 16,2 миллиона условных банок до 35 миллионов. При том что количество работающих осталось прежним — 260 человек. Ненамного увеличивается оно лишь в сезон заготовки овощей. Тогда временно берем еще несколько десятков работников.

Одновременно с увеличением выпуска консервированных овощей и соков — всего до двухсот видов в ассортименте — предприятие одним из основных направлений выбрало производство импортозамещающей продукции. У овощепереработчиков появился собственный бренд — “Хозяин-барин”. Это обстоятельство наложило отпечаток не только на оформление товара, но и на его качественные параметры. Предприятия торговли стали предпочитать быховскую продукцию зарубежной, а покупатели — активнее ее покупать. Удельный вес импортозамещения в сравнении с полным объемом выпуска вырос до 67 процентов. “Икру заморскую, баклажанную”, о которой с восхищением говорил один из героев популярного гайдаевского фильма, стали производить и на заводе.

Барин на горошине

— Это может показаться странным, но и у нас существует определенная сезонность, — продолжает Людмила Федоровна. — И даже погодные условия влияют на процесс производства. В минувшем сезоне, например, горох созрел значительно позже, чем обычно. А  пик выпуска продукции приходится на июль — октябрь. И тогда, когда пошли уже другие овощи, довелось заниматься горохом. Ведь он — большая составляющая экспортных поставок завода.

Действительно, модернизация и перевооружение предприятия позволили ему не только успешно справиться с выпуском товаров, замещающих импорт, но и наладить партнерские отношения с зарубежными потребителями. В России, а это пока основной импортер быховских закаток, их знают под брендом “Закатки с грядки”. Так получилось, что там уже есть свой “Хозяин-барин”, поэтому и появилась такая марка. Но зато быховского “Хозяина” знают в США, Канаде, Казахстане, Туркмении, Армении, Грузии. Год назад экспорт принес заводу 2,3 млн долларов, он вырос на 31,8 процента.

— К сожалению, в прошлом году выйти на такие показатели не удалось, — замечает Людмила Вашкевич. — Это произошло по объективным причинам и в первую очередь потому, что наш ближайший сосед вступил в ВТО. На российский рынок хлынули ставшие более дешевыми овощные консервы из Молдовы, Украины. Но нет худа без добра, говорят в народе. География наших экспортных поставок значительно расширилась. Теперь быховский бренд известен и в Израиле, Китае, Азербайджане, той же Молдове.

Закатки — прямо с грядки

Когда в ОАО “Быховский консервно-овощесушильный завод” говорят о местном продукте и местной марке, то имеют в виду не только продукцию предприятия, но и сырье, из которого она изготавливается. Дело в том, что пригородный сельхозкооператив “Мокрянский” в свое время передали заводу и он стал его полноправным филиалом, на полях которого и растет сырье для будущих закаток с грядок. Скажем, если в  минувшем сезоне было заготовлено для переработки 1900 тонн зеленого горошка, то 58 процентов его поставил филиал. А общий удельный вес поступающего оттуда сырья составляет примерно треть всего заготавливаемого. И цифра эта такова лишь потому, что, например березовый сок заготавливается в лесхозах и индивидуальными предпринимателями, некоторые иные виды перерабатываемого сырья, в частности, идущие на изготовление варенья и джемов, в “Мокрянском” не культивируются.

На Могилевщине Быховский консервно-овощесушильный завод — предприятие базовое. Не только по объему и ассортименту продукции, но и по технологии, которая исключает какие-либо добавки и выдает продукт исключительно натуральный.

Фактор культуры

Не последнюю роль в поддержании этого статуса играет и фактор культуры производства, порядка на заводе вообще. Посторонний человек на его территорию не пройдет. А тот, кто по делу будет пропущен, получит бейджик с надписью “Визитер” на русском и английском языке. Не увидишь и праздношатающихся по двору рабочих. Директор Сергей Громыко по этому поводу рассуждает так:

— На производстве человек должен работать интенсивно и производительно. Президентом поставлена задача выйти на уровень заработной платы в 500 долларов в эквиваленте. Но их из сейфа не вынешь и не раздашь. Их нужно именно заработать. Без трудового напряжения этого не достичь.

Сергей Викторович знает что говорит. Он — сторонник внедрения всего передового, как в технологии, так и в управлении производством. Часто бывает за рубежом, где старается подсмотреть все то, что потом пригодится на заводе. Поэтому здесь даже установлен запрет на выражения, которые руководитель не должен слышать от подчиненных. Они из разряда тех, которые употребляют безразличные к делам коллектива, безответственно относящиеся к своим обязанностям люди.

...А на уровень средней заработной платы в 500 долларов быховские овощепереработчики к концу прошлого года практически вышли. И уже трудятся над более сложными задачами. Производство не терпит застоя. Лишь в развитии — залог успеха.

Быховский район

←Мрак “лоскутной” модернизации

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика