Равняйся на отстающих
Способствуют ли ограничения развитию конкуренции?
Сложное психологическое отношение людей к конкуренции очень точно описывает бизнес-анекдот про директора мебельной фабрики. Предприниматель просит местные власти сделать так, чтобы люди сидели только на его табуретках, но при этом возмущается, когда ему хотят навязать станки, автомобиль и стиральную машину местного производства, призывая к чистоте конкуренции. Нынешний отечественный микробизнес похож на упомянутого производителя стульев: дружно ратует за свободное ценообразование на свой ассортимент, но требует административной веревкой связать руки владельцам торговых центров, лишая их права самостоятельно определять ставки арендной платы. Или ограничить права крупных форматов торговли.
В начале 90-х изголодавшийся по товарам покупатель валил к «челнокам», приобретая по дурным ценам турецкие кроссовки из клеенки и аналогичные товары «одноразового» использования. Тогда продавался практически весь товар почти по любой стоимости. Складывается впечатление, что немало ипэшников живут стереотипами прошлого: разложили свой товар, а покупатель формата 2000-х не идет! Видишь ли, не нравятся ему промозглые рынки! Подавай ему и дисконт, и комфорт! Надо вернуть наглого потребителя, «придушив» более успешные форматы торговли. Иначе «базарным» предпринимателям будет нечем семьи кормить. Гениальная по простоте и наглости объяснения своей необходимости для общества идея!
А как же знаменитая фраза, что потребитель голосует рублем?! Он свой кошелек отдал сетям, гипермаркетам, крупным специализированным магазинам. Там сухо, тепло, комфортно, чек выдают, ярлычки с информацией о производителях не переклеивают, да и цены зачастую ниже, чем в палатках и киосках. Реальные же наценки на товары у «рыночных индивидуалов» остаются тайной за семью печатями. Их не удается выяснить даже приблизительно, сколько ни бились над проблемой различные госорганы. Но в частных беседах предпринимателей проскальзывают «страшные» цифры — 100—200 % и даже больше. В это трудно поверить только людям, ни разу не побывавшим за границей. Однажды на греческом Родосе — в туристическом сердце Эллады, далеко не самом удачном месте для шопинга — купил легкий головной убор для пляжа за 5 евро. Кстати, китайского происхождения. А через пару недель увидел точно такой же на родных «Ждановичах», но по цене уже больше 20 евро! Риторический вопрос: чем отличается греческий торговец от белорусского?! Уровнем жадности и чувством реальности?! Конечно, можно и 100 евро за товар попросить, но его никто не купит. Разве что рассчитывать на случайного «невменяемого» покупателя. Но в бизнесе фортуна поворачивается к людям расчетливым, а не азартным. Поэтому и вытесняют крупные форматы палатки и киоски. Рынки за 20 лет почти не изменились. Разве что полиняли. Но ипэшники упорно хотят вкатиться в информационно-космический век на своей раритетной телеге. И упорно давят на социальный аспект: мол, если не обуздать «крупняк», десятки тысяч мелких предпринимателей прекратят свою деятельность. Возможно, это и неплохо.
Подобно пророкам мелкого бизнеса, сошлюсь на западный опыт. В некоторых развитых государствах за год «умирает» до 40 % новых мелких компаний: не проходят испытания рынком. Предпринимательство всегда связано с риском. Любишь надежность — иди наемным работником. Кроме того, на Западе на гипермаркеты и сети приходится намного большая доля продаж, чем в Беларуси. Тем не менее малый бизнес в этих государствах генерирует львиную долю ВВП. Потому что занимается услугами, а не только торгует. У нас же нынче жесткий дефицит рабочей силы, между тем 90 % из более чем 250 ИП занимаются торговлей, к этой же отрасли относится и до 70 % малых предприятий. Это если посчитать, то около 500 тысяч человек заняты в сфере перепродаж. Извините, на всех покупателей уже не хватает! Кто-то обязан банкротиться. Слишком много продавцов для республики, в которой экономически активное население составляет около 4,5 миллиона, а основной ВВП формируется за счет промышленности, а не природной ренты.
Нынче сети и гиперы все чаще обвиняют в давлении на поставщиков: мол, снижайте цены. Но над той же самой проблемой ломает голову аппарат государственного управления каждый день. Как верно заметил во время недавнего интервью начальник Департамента ценообразования Министерства экономики Игорь Фомин, белорусским производителям необходимо думать о снижении издержек — цены повышать уже некуда, они и так по некоторым позициям опередили даже Европу. И крупный ритейл превращается в альтернативу административному ресурсу по сдерживанию инфляции: не дает производителям и поставщикам разгуляться в увеличении цен, держит в ежовых рукавицах. Разбаловались иные наши производители. На экспорт пишут реальный прейскурант: загнешь цену — никто контракты не подпишет. Зато продажами на внутреннем рынке пытаются закрыть все финансовые бреши: мол, родной человек съест по любой стоимости. Но белорусскому потребителю тоже хочется продукции по честной цене. И очень хорошо, что крупные форматы могут об этом напомнить поставщикам.
Кстати, в «наездах» на крупную торговлю недальновидные эксперты «заваливают» один из важных показателей Министерства торговли, за выполнением которого следит руководство страны, — увеличение «метража» торговых площадей. Есть желание достигнуть европейского уровня — 1 метр квадратный на одного жителя. Пока «дотянули» только до планки 0,35. Чтобы «плыть» дальше, необходимы инвестиции, а они могут прийти в основном от современных форматов торговли. «Рыночники» деньги если и вкладывают, то не в развитие своего микробизнеса, а в коттеджи и дорогие импортные машины. А если говорить откровенно, то торговля действительно сфера социально значимая. В магазин ходит и миллионер, и пенсионер. Возможно, есть резон, давая каким-то направлениям ритейла серьезные преференции или вводя значительные ограничения, спросить мнение потребителей. Ведь торговля существует в первую очередь для удовлетворения их нужд, а не для поддержания штанов мелкой розницы.