Белорусская промышленность стагнирует из-за дефицита дешевых денег
Современная белорусская промышленность способна генерировать высокие темпы роста, только когда этот процесс подогревается государством. В 2011 году объемы промпроизводства росли благодаря дешевым эмиссионным ресурсам, в 2012-м положительную динамику в промышленности обеспечил растворительный бизнес. В 2013-м возобновления растворительных схем не ожидается, накачивать экономику эмиссионными деньгами государство тоже пока не планирует. За счет чего будут расти объемы промпроизводства?
«Фантастического» роста больше нет
В 2012 году объем промпроизводства вырос на 5,7%, и этот показатель был бы намного выше, если бы второе полугодие было таким же удачным, как и первое.
Однако, как видим, во втором полугодии в промышленности наблюдалось постоянное снижение объемов производства. Так, отдельно в декабре по сравнению с ноябрем объемы промпроизводства снизились на 2,1%, в ноябре по сравнению с октябрем — на 1,5%, в октябре — на 1,3%, в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем — на 0,1%, в августе — на 7,7%. Начало отрицательной динамики было положено в июле, когда объемы промпроизводства по сравнению с июнем снизились на 4,2%.
Причину, которая привела к постоянному снижению объемов промпроизводства во второй половине 2012-го, стоит искать в нефтехимической сфере, полагают наблюдатели.
«Высокие темпы роста объемов промпроизводства в первом полугодии были обеспечены во многом известными всем растворителями. В третьем квартале растворительный бизнес был перекрыт», — напоминает финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.
Если бы этого не произошло, и растворители удавалось бы производить до конца года, рост объемов промпроизводства измерялся бы в двузначных цифрах.
В первом полугодии 2011-го, к слову, тоже были все предпосылки для высоких объемов промпроизводства. Эмиссионное кредитование экономики разогрело промышленность настолько, что в январе-мае 2011-го объемы промышленного производства увеличились на 12,5%, и рост ВВП был таким же. Первый вице-премьер Владимир Семашко тогда радовался этим показателям и восклицал: «Темп роста ВВП — 12,5%. Это фантастика. В Китае этого нет, в Европе этого нет».
Правда, показатели недолго оставались на «фантастическом» уровне — после прекращения эмиссионного кредитования в июне позапрошлого года объемы промпроизводства во втором полугодии стали снижаться.
В общем, как показывают последние годы, белорусская промышленность способна демонстрировать высокие темпы роста, только когда этот процесс подогревается государством. В 2011-м увеличение объемов промпроизводства было достигнуто благодаря эмиссионному кредитованию экономики, в 2012-м этому способствовал растворительный бизнес.
Туманные перспективы белорусской промышленности
В наступившем году рассчитывать на возобновление растворительного бизнеса не приходится — Россия обиделась на Беларусь за этот вид деятельности и вряд ли допустит повторения событий 2012 года. Возобновление эмиссионного кредитования тоже не планируется — денежно-кредитные власти утверждают, что печатать деньги для разогрева экономики не будут.
Эксперты отмечают, что стимулирование промышленного производства за счет эмиссии — неверный путь.
«В былые времена, когда экономика кредитовалась за счет эмиссии, предприятия для увеличения объемов промпроизводства привлекали дешевые кредитные ресурсы. Зачастую активно кредитовались те, у кого были проблемы со сбытом. Поэтому производимая за счет кредитов продукция шла на склад. Но производить для того, чтобы производить — это порочная практика», — подчеркивает Вадим Иосуб.
Возникает вопрос: если не будет дешевых денег, не будет растворителей, за счет чего будут расти объемы промпроизводства в 2013 году? Ведь именно промышленность вносит основной вклад в прирост ВВП. Иными словами, если промышленность плохо сработает, то и экономический рост будет небольшим, а такой сценарий совершенно не вписывается в планы властей на этот год.
Правительство планирует повысить производительность промпредприятий за счет их массовой модернизации. Однако белорусские экономисты сомневаются, что уже в 2013 году страна почувствует серьезный эффект от этой модернизации.
Научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая отмечает, что перспективы белорусской промышленности остаются неопределенными.
«Потенциал нашей промышленности пока никак не изменился. Модернизация промышленных предприятий, запланированная на этот год, еще даже не началась. Поэтому говорить о том, каким будет рост объемов промпроизводства, сложно», — говорит Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, в случае сохранения нынешнего положения дел в промышленности обеспечить рост производства реально можно лишь за счет калийных удобрений и нефтепродуктов. «Но пока цены на калийные удобрения ниже, чем в прошлом году, а по нефти нет полной ясности, какой ее объем мы получим в 2013-м», — констатирует Ирина Точицкая.
Таким образом, перспективы роста белорусской промышленности остаются туманными. Пожалуй, самыми туманными за последние годы. Если в прошлые годы было понятно, за счет чего страна может достичь «фантастических» показателей, то в 2013-м ясности в этом вопросе нет никакой…
Дмитрий ЗАЯЦ, инфографика Анатолия ТАТАРЧУКА