С такими ценами на дизель на талончиках много не заработаешь
Концерн «Белнефтехим» в ночь на 16 января объявил о первом в нынешнем году повышении цен на автомобильное топливо. Подорожание составило от 4% до 6,7%. Одними из первых подорожание ощутили транспортники.
Для сферы общественного транспорта увеличение цен на топливо означает серьезные финансовые проблемы.
Как рассказал Naviny.by источник в «Минсктрансе», теперь на предприятии решается вопрос, какие платежи можно перенести на март. Опыт показывает, что оперативно дополнительные средства, которые должны компенсировать разницу в цене топлива, получить не удастся.
Дело в том, что 64% расходов на топливо для общественного транспорта Минска оплачивается из городского бюджета, а все остальные расходы покрываются за счет продажи билетов на проезд. За заработанные на проездных документах средства также приобретаются запчасти, инструменты, оборудование и так далее. Теперь какое-то время с текущими закупками будет сложнее: «Придется поджаться, что-то не купить, что-то перенести на поздний период».
Между тем «Минсктрансу» приходится поджиматься фактически всю зиму, особенно в период снегопадов, когда из-за недостаточно хорошо убранных дорог существенно вырастает объем использованного транспортом топлива — до 150 тонн дизеля в день вместо 105 тонн на нормальных дорогах. Разницу бюджет не компенсирует, предприятию приходится возмещать убытки за собственные средства: «Нам никто не добавлял за перерасход топлива».
До подорожания за тонну топлива «Минсктранс» платил 9 109 920 рублей, а теперь 9 585 480 рублей. Соответственно, ежедневно за каждую тонну «Минсктранс» платит на 475 560 рублей больше, чем раньше. Ежемесячные расходы на топливо, таким образом, увеличились более чем на миллиард рублей.
В «Минсктрансе» говорят, что для оздоровления ситуации на транспорте нужно увеличивать тарифы на проезд, себестоимость которых уже сегодня в два-три раза больше, чем платит население.
Однако чтобы повысить тарифы, чиновникам одной структуры приходится обивать пороги кабинетов чиновников других структур. И чаще всего, безуспешно, так как при принятии таких решений учитывается не только экономическая целесообразность, но и общественные настроения, и обстановка в стране в целом.
В скором времени, опасаются транспортники, повысить тарифы навряд ли удастся, ведь недавно увеличились тарифы на перевозки железнодорожным транспортом внутри страны. И это означает, говорит наш собеседник, что ответственные ведомства побоятся увеличения напряженности в обществе.
В таких условиях потенциал для улучшения ситуации в сфере городского транспорта реально ограничен, считает экономист Дмитрий Бабицкий.
«Когда тарифы регулируются государством, транспортники сами не могут увеличить цены на билеты. В результате предприятия оказываются в сложной ситуации, когда при повышении цен на топливо не происходит индексация тарифов. Таким образом, ухудшается финансовое положение предприятий и возникают проблемы с ликвидностью», — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by.
Дмитрий Бабицкий напомнил, что развитие транспортной отрасли в последние годы, когда повсеместно закупались новые автобусы и троллейбусы для городских перевозок, связано с действием с 2001 по 2010 год транспортного сбора, средства от которого напрямую направлялись на закупку техники белорусского производства.
Положением о сборе было предусмотрено, что средства шли на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений. Исчисление и уплата транспортного сбора производилась в размере 1,5% от прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков.
Если бы не транспортный сбор, считает экономист, система городского транспорта не получила бы такого развития. Теперь же, когда сбор отменен, возможен и откат ситуации: «Ведь не секрет, что сложное финансовое положение теперь не только в транспортной сфере, но и в других бюджетных отраслях. Можно ожидать длительного периода стагнации, который продлится до следующего улучшения финансовой ситуации».
Елена СПАСЮК