Торг платежом красен
Розничный товарооборот в Беларуси в прошлом году составил Br 193,7 трлн.
Заместитель министра торговли Вячеслав Драгун считает, что для отечественной розницы 2012 год был «непростым, но динамичным». «В торговлю было привлечено порядка $ 240 млн. прямых иностранных инвестиций, а доля отрасли в ВВП республики достигла 13 %. Мы взяли на себя большие задачи по наращиванию объема товарооборота, связыванию денежной массы, обеспечению стабильности внутреннего рынка широким спектром товаров как отечественного, так и импортного производства. В итоге розничный товарооборот, по предварительной оценке, прибавил 14,1 % к уровню 2011 года при плане 105—105,5 %, — объяснил представитель Минторга. — Были мобилизованы практически вся торговля, общественное питание, организованы выезды за пределы республики, потому что основным приоритетом для страны сегодня является поступление валютной выручки».
Помогали пополнять бюджет 42 тыс. торговых объектов. Они размещены на суммарной площади 3,7 млн. квадратных метров, или 427 квадратных метров на 1 тыс. жителей. Работают в Беларуси и 396 рынков на 105,5 тыс. торговых мест, 371 торговый центр, на 321,8 тыс. квадратных метров в которых функционирует около 16,5 тыс. торговых объектов. Примечательно, что в 2012 году росло и количество зарегистрированных интернет-магазинов — по его итогам оно превысило 4,7 тыс. В стране также было открыто более 410 объектов общепита и 42 точки придорожного сервиса.
Население в прошлом году активно пользовалось и бытовыми услугами, объем которых составил Br 6,5 трлн., увеличившись на 10 % по отношению к предыдущему году. При этом на господдержку этой сферы в сельской местности было направлено порядка Br 48 млрд. Вместе с тем каждый вложенный рубль уже окупился 1,5 рубля оказанных услуг.
Однако основным индикатором работы отрасли считается слаженная работа внутреннего потребительского рынка. При его наполнении по-прежнему приоритетными остаются поставки продукции отечественного производства, в том числе и свободное перемещение товаров одних регионов в другие. «Мы хотим, чтобы покупатель в Гомеле мог приобрести молочные продукты Брестчины, и наоборот», — говорит Вячеслав Драгун, отвергая тем самым то и дело циркулирующие слухи о региональном протекционизме.
Вместе с тем торговля не всегда охотно принимает на свои полки новые товары, производимые отечественной промышленностью, в том числе и по программе импортозамещения. Дабы избежать непонимания, Минторг включает эту продукцию в ассортиментные перечни товаров, которые должны присутствовать в магазинах. И, как отмечает замминистра, работа дает свои результаты.