Власть опять надевает шинель большевика

Источник материала:  
21.10.2012 13:54 — Новости Экономики
 
Деловое сообщество пытается переварить распоряжение Лукашенко национализировать ОАО «Коммунарка» и «Спартак». Создан опаснейший прецедент, когда государство в один момент, игнорируя все законы, может отобрать собственность у частного бизнеса. А иностранные инвесторы получили из Беларуси очередной тревожный сигнал.
 
Власть опять надевает шинель большевика12 октября на совещании по вопросам развития кондитерской отрасли Александр Лукашенко поручил ликвидировать на этих акционерных обществах наблюдательные советы и увеличить в них долю государства до 57% — на «Коммунарке» и до 60% — на «Спартаке».
 
«Коммунарка» (Минск) и «Спартак» (Гомель) — старейшие в стране кондитерские фабрики, хорошо известные на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье.
 
«Коммунарка» ведет свою историю с 1905 года, «Спартак» — с 1924. В открытые акционерные общества обе фабрики были преобразованы в 1994 году.
 
После акционирования 49% акций «Коммунарки» стало принадлежать физическим лицам, 51% — юридическим (22% составляет доля государства, 22,5 — американской компании «Мол Корпорейшн»).
 
49,6% акций «Спартака» принадлежит физлицам, 36,13% — иностранному предприятию Double Star International Ltd, 13,9% — Фонду госимущества Беларуси, 1,18% — ИП Triostar.
 
Держателем контрольных пакетов акций обеих фабрик был американский бизнесмен белорусского происхождения Марат Новиков. Теперь они становятся собственностью государства.
 
«Народное должно работать. Если пришел частник и не работает — значит, предприятие, пока оно не уничтожено, надо вернуть народу», — заявил Лукашенко на совещании в минувший четверг и обвинил Новикова в «рейдерском захвате» фабрик.
 
Спустя несколько дней, на пресс-конференции для российских СМИ 16 октября, глава государства подчеркнул, что приватизация на двух предприятиях была проведена еще до него. «Раздали акции, а потом приехали дельцы из Америки, скупили за бутылку эти акции и потихоньку начали захватывать эти предприятия», — рассказал глава государства.
 
По его информации, Марат Новиков зарегистрировал свои предприятия в Америке и России, через них покупал сырье и осуществлял продажу готовой продукции.
 
«Здесь товар производили, он продавал все через свою структуру, наценка доходила до 100%. То есть, покупал за две тысячи конфету, а продавал в Россию за четыре. Через предприятие, которое он создал в России и Америке, он выводил деньги, губил предприятие. Он наваривал деньги на поставках сырья и продаже продукции», — раскрыл Лукашенко схему бизнеса.
 
Прежние директора фабрик от занимаемых должностей отстранены. «Коммунаркой» и «Спартаком» сейчас руководят другие люди.
 
Госдоля в этих ОАО будет увеличена через дополнительную эмиссию акций, безвозмездно переданных государству. Внеочередные собрания акционеров по этому поводу должны пройти на «Спартаке» и «Коммунарке» 26 октября.
 
Юридическим основанием для инициирования концерном «Белгоспищепром» проведения допэмиссии стало решение Высшего хозяйственного суда (ВХС), который еще в августе этого года установил, что госдоля в ОАО «Коммунарка» и ОАО «Спартак» в свое время была занижена.
 
Марат Новиков, теперь уже бывший владелец контрольного пакета акций, даже «в самом плохом варианте развития событий не предполагал, что дело может закончиться таким образом».
 
«Я сожалею, потому что третья часть моей трудовой жизни вложена в эти фабрики. А, может, даже и всей. Не думаю, что будет сохранено то, что мы делали», — сказал бизнесмен в комментарии агентству «Бизнес-новости».
 
Новиков сообщил, что его доля в акционерном капитале «Спартака» на сегодня составляет 54%, в «Коммунарке» — 34%.
 
По его словам, по итогам 2012 года «Спартак» должен получить более 15 млн. долларов прибыли, «Коммунарка» — 12-13 млн. Если бы были «непорядочные и непрозрачные инвесторы, то, конечно же, этих прибылей бы не было», подчеркнул Новиков. Он также сообщил, что средняя зарплата на обеих фабриках превысила 600 долларов.
 
«Мы создали совместное предприятие. Правы или неправы, как можно, даже не указом президента, а сказать — и всё?!», — возмутился Новиков.
 
Он выразил удивление тем, что подобная ситуация произошла накануне широко разрекламированного властями VII Белорусского инвестиционного форума.
 
Впрочем, сам Лукашенко ответил на этот вопрос еще на совещании 12 октября.
 
«Мое решение однозначное, не глядя ни на каких инвесторов и инвестиционный климат, — заявил официальный лидер сразу после того, как распорядился ликвидировать наблюдательные советы. — Осуждать меня или одобрять — это уже дело вкуса. Инвестиционный климат меня, конечно, беспокоит, но не за счет государства и белорусского народа».
 
Аналитики убеждены, что история с «Коммунаркой» и «Спартаком» будет иметь негативные последствия.
 
«Всем, кто до сих пор еще сомневался, теперь стало понятно, что защита прав собственности в Беларуси понимается властями весьма своеобразно», — заявил в комментарии для БелаПАН экономист Сергей Чалый.
 
«То, что произошло, нарушает закон об акционерных обществах. По этому закону решение об упразднении наблюдательного совета может принимать только общее собрание акционеров. Очевидно, что собственность в Беларуси можно защитить либо на основании каких-то личных договоренностей, либо, как в случае с «Газпромом», при помощи межгосударственных соглашений, где четко прописаны пункты о защите инвестиций от возможных действий государства (речь идет об условиях купли-продажи «Газпрому» акций компании «Белтрансгаз» и ее дальнейшей деятельности — И.Л.)», — отметил Чалый.
 
Он напомнил, что около года назад примерно то же самое произошло с компанией «Керамин». В ОАО она также была преобразовано на волне первой волны приватизации, в первой половине 90-х годов прошлого века. Активы «Керамина» тоже были переданы государству по устному распоряжению Лукашенко.
 
По мнению Чалого, полностью частным компаниям такая судьба не грозит. Власть прибирает к рукам те предприятия, которые были приватизированы в 90-е годы и где есть доля государства.
 
Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, назвал произошедшее с ОАО «Коммунарка» и «Спартак» «безобразием, которого в экономической истории Беларуси еще не было».
 
«Юридическая основа дела по национализации кондитерских фабрик оказалась предельно простой и чрезвычайно опасной. Простой, потому что власти не особо утруждали себя поиском основания для их национализации. Опасной, потому что отныне десятки тысяч сделок можно признать недействительными, забрать имущество и активы, а при желании и посадить за решетку сотни уважаемых людей как среди чиновников, так и среди бизнесменов», — отметил Романчук.
 
«В Беларуси и до этого не было особого уважения к правам собственности, особенно к владельцам акций ОАО. Отныне же наша страна открыта для очередного большевистского передела. Ни один частный мажоритарный акционер не может чувствовать себя в безопасности», — считает эксперт.
 
Между тем бизнес-сообщество ситуацию с кондитерскими фабриками проглотило молча и ведет себя по принципу «моя хата с краю».
 
«Мы понимаем, что видим только верхушку айсберга, и что там происходило, пока никто не озвучил. В этой ситуации мы как компания воздержимся от каких-либо комментариев», — заявил журналистам 18 октября на пресс-конференции в Минске управляющий партнер по Беларуси компании «Эрнст энд Янг» Павел Лащенко.
 
Высказывая свое личное мнение как гражданин Беларуси, представитель этой авторитетной компании добавил: «Мы все понимаем, что у нас президентская республика. Мы все понимаем, что указ и декрет имеют превалирующую силу над кодексом и законом, это определено Конституцией, и в этой части что-то комментировать мне тяжело. Мы знаем, что у нас президент принимает решение, и, собственно говоря, это решение, наверное, главнейшее».
 
Если закон отдыхает, а деловые круги не рискуют возмущаться, стоит ли ожидать, что власть изменит свое отношение к частному бизнесу и его собственности?
 
 
 


Ирина ЛЕВШИНА
←На складах предприятий металлургической отрасли скопилось продукции почти на 1,7 млрд. рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика