Пенсионный возраст надо повышать! Не откладывая...
Но внешнее благополучие нередко бывает обманчивым.
Население Беларуси заметно стареет, сегодня наш средний возраст достиг 40 лет, а ведь еще недавно по данным переписи 1999 года, он составлял 37 лет. К тому же численность жителей страны убавляется -- за последние 10 лет она сократилась более чем на полмиллиона человек.
По расчетам специалистов, доля пенсионеров в стране к 2030 году достигнет 30 процентов. Доля населения в трудоспособном возрасте, насчитывающая сегодня 5,85 миллиона человек, сократится примерно на 1 миллион. Солидарная пенсионная система, действующая в Беларуси, означает, что пенсионеров содержат работающие граждане, отчисляя из зарплаты пенсионный налог. Уже сегодня этих отчислений начинает не хватать. Завтра пенсионная нагрузка на экономику страны станет еще больше.
В отчете рабочей группы Всемирного банка, посетившей нашу страну в 2011 году, говорится: «Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом». Схожие прогнозы делают и белорусские власти. В «Национальной программе демографической безопасности на 2011--2015 годы», которая была утверждена президентским указом, отмечается: «При существующих тенденциях к 2030 году на тысячу трудоспособных белорусов будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году -- 693 человека)». Что это означает на практике? К сожалению, только неизбежное ухудшение пенсионного обеспечения, ведь каждому работающему практически придется на свою зарплату содержать одного пенсионера. Многие ли способны (да и согласятся ли) на это?
Беларусь далеко не единственная постсоветская страна, ставшая перед проблемой спасения, иного слова и не подберешь, своих пенсионеров от нищенского существования. В Украине, Польше, странах Балтии уже много лет реализуются планы поэтапного реформирования пенсионного законодательства. В частности, «подтягивается» к 60--62 годам пенсионный возраст у женщин, внедряются элементы накопительной системы, увеличивается минимальный стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В России после пенсионной реформы 2002 года готовится проект очередного этапа реформ, который до конца этого года должен быть вынесен на обсуждение высшего законодательного органа.
По всей видимости, чреватость нынешней застойной ситуации в пенсионном обеспечении начинает осознавать и белорусское правительство. Президентским указом №136 от 18 марта 2012 года всем, кто достиг пенсионного возраста после этой даты, предоставлено право более позднего выхода на пенсию с ее ежегодным увеличением в случае продолжения трудовой деятельности. Казалось бы, первый небольшой шаг к улучшению пенсионного законодательства сделан. Однако многие эксперты высказались критически по отношению к данному нововведению, поскольку не без оснований посчитали, что введенная «льгота» не будет пользоваться популярностью среди пенсионеров, а значит, ничего по большому счету не меняет. Более того, создавая только видимость преобразований, фактически консервирует ситуацию, уводит в сторону от реальной реформы.
Сегодня представляется занятием малопродуктивным и попытка прогнозировать последствия для пенсионной системы страны реализации предложения Министерства финансов об изменении ставки налога, перечисляемого работодателем в Фонд социальной защиты населения, точнее о перераспределении налоговой нагрузки между нанимателем и работником. Как известно, согласно действующему законодательству, наниматель ежемесячно перечисляет 34 процента от фонда заработной платы, работник -- 1% своей зарплаты. Ставки, по предварительной информации, предлагается изменить на 19 и 16 процентов соответственно. Излишне говорить о том, какую реакцию работающих может вызвать это решение в случае его реализации. «Отдавать» 28 процентов зарплаты (12 процентов подоходный налог и 16 процентов в пенсионный фонд) -- к этому сегодня определенно не готовы даже самые лояльные граждане.
Расчет же Минфина на то, что такая мера позволит значительно сократить количество зарплат «в конвертах», повысить отчисления на зарплату работников и усилить их заинтересованность в формировании пенсионного фонда очевидно не оправдан, что убедительно доказывает опыт все той же России, где подобные эксперименты дважды терпели неудачу.
Но тогда какие меры могут реально продвинуть процесс, стать началом жизненно необходимой реформы? В ситуации, когда население страны меняет статус с «трудоспособное» на «нетрудоспособное» опережающими темпами и уже через несколько лет три миллиона пенсионеров могут стать неподъемным социальным балластом для страны с неустойчивой проблемной экономикой, решающее значение начинает приобретать фактор времени. Ничего не предпринимать еще год-два для белорусского правительства непростительная безалаберность. Тем более что способов решения проблемы всего несколько и они хорошо известны. Повышение пенсионного возраста. Введение условно-накопительной системы. Стимулирование более позднего выхода на пенсию. Всего три. Конечно, если иметь в виду, что повышать налоги дальше уже некуда, а об изменении параметров госбюджета для увеличения финансирования пенсионного фонда за счет сокращения других статей или об использовании доходов от приватизации -- не стоит даже вспоминать.
Повышение пенсионного возраста -- всегда вынужденный, но при этом наиболее эффективный способ укрепления пенсионных систем, принятый в большинстве стран мира, у нас с одобрения верховного руководства считается «политически неприемлемым» в силу крайней непопулярности его среди трудящихся масс. К тому же, бесспорно, весомым аргументом является невысокая продолжительность жизни, особенно среди мужчин. По всей видимости, такая точка зрения преобладает не только в «верхах» и, в принципе, не лишена смысла. Но попробуем взглянуть на факты под другим углом.
В развитых странах пенсионный возраст был поэтапно повышен (или повышается в настоящее время) до 65--67 лет. Средняя продолжительность жизни там превышает 75 лет для мужчин и 80 лет для женщин. В Беларуси мужчины живут в среднем 64,8 года, женщины -- 76,6. Разница ощутимая, особенно, как уже отмечалось, в отношении мужчин. Однако важно учитывать и другое соотношение -- количество лет, которые человек проработал, и количество лет, прожитых на пенсии. Сравните: в западных странах женщины работают 40 – 45 лет и проводят на пенсии 18--20 лет. В Беларуси работают 37--38 лет и проводят на пенсии 22--23 года. Нетрудно заметить, что данное соотношение сложилось явно в пользу наших женщин.
Мужчины -- другое дело. Казалось бы, мизерная разница между усредненным показателем продолжительности жизни и возрастом выхода на пенсию (всего около пяти лет) напрочь должна исключить всякие разговоры о возможности увеличения пенсионного возраста. Однако и здесь есть скрытые от некритичного взгляда детали. Крайне низкий средний показатель продолжительности жизни мужчин во многом является следствием высокой смертности как раз в допенсионный период (15--60 лет) и связан с рискованным поведением и, в целом, образом жизни сильной половины белорусов. Курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, пренебрежение своевременным лечением, профессиональные и другие риски -- все это привело к тому, что смертность в этом возрасте у нас в 3,5--4 раза превышает аналогичный показатель в странах Европейского Союза. Те же, кто достиг пенсионного возраста, живут в среднем еще 11--14 лет.
Исходя из сказанного, зададимся вопросом: так ли уж несправедливо прозвучит сегодня предложение о повышении пенсионного возраста, например, для женщин на 2--3 года (причем не сразу, а в течение нескольких лет), если период их пребывания на пенсии значительно превышает среднемировой показатель? И это при более раннем выходе на пенсию и сопоставимой продолжительности жизни. Более того, согласно все тем же статистическим данным, каждый четвертый белорусский пенсионер после выхода на пенсию продолжает работать. Это в среднем. А в первые пенсионные годы продолжают трудовую деятельность более половины пожилых людей. Поэтому психологического шока от постепенного увеличения пенсионного возраста на 2--3 года не испытает никто.
Здесь важно понять, что проблема пенсионного возраста уже не просто тема для досужих разговоров и неспешного обсуждения. Для наших пенсионеров -- и нынешних, и будущих -- это вопрос выживания в сложных социальных и экономических условиях, ведь дешевого газа может надолго не хватить.
Петр ГОЛОСОВ, директор Социального информационного учреждения «Второе дыхание».