«Картина маслом» не в пользу потребителя

Источник материала:  
ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ отечественные производители могут придать ему любой запах. Но пока рапсовое масло с трудом отвоевывает нишу у традиционных растительных жиров. Ушли в прошлое времена, когда в наших продовольственных магазинах был представлен только один вид растительного масла — подсолнечное. Какой только «экзотики» не производят сегодня — виноградное, льняное, тыквенное, хлопковое и множество других растительных... Впрочем, многих покупателей такое разнообразие не столько радует, сколько смущает. И, прежде всего, из-за элементарной неосведомленности. Привычный глазу цветок подсолнуха на этикетке бутылки словно обладает магической силой, и рука привычно тянется к маслу подсолнечному.

— В среднем мы ежегодно потребляем 80—90 тысяч тонн бутилированных масел. Предпочтения отечественных потребителей пока действительно отданы маслу подсолнечному, оно входит в рацион 80 процентов белорусов. В Европе же 60 процентов потребителей предпочитают рапсовое масло, — говорит председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. — Сейчас посевы рапса в нашей стране увеличены до 400 тысяч гектаров, а это дает на выходе 300 тысяч тонн масла. И за этими цифрами не только реальное импортозамещение, но и реальный экспорт, который, кстати, уже работает.

 На реконструкцию и техническое переоснащение маслодобывающих и маслоперерабатывающих организаций в Беларуси к 2015 году будет направлено свыше 521 миллиарда рублей. Это предусмотрено Программой развития производства семян масличных культур, масложировой продукции и белкового корма в республике.

В том числе кредитные средства банков составят 327 миллиардов рублей, собственные средства организаций — более 124 миллиардов, из других источников на развитие отрасли направят около 70 миллиардов рублей.

Основными направлениями развития маслодобывающих организаций будут повышение эффективности переработки семян масличных культур, ввод оборудования по углубленной переработке маслосемян, что позволит снизить стоимость масла за счет повышения его извлекаемости. Кроме того, планируется увеличить производство растительного масла и шрота для максимального удовлетворения потребности республики, а также сокращения их импорта. При этом производство семян рапса возрастет с 800 тысяч тонн в 2012 году до 1 миллиона 60 тысяч тонн в 2015-м.

В 2012—2014 годах предусматривается ввод мощностей по углубленной переработке семян масличных культур в ООО «Агропродукт» Каменецкого района, а также ЗАО «Облрапсагросервис» в поселке Городея Несвижского района.

Судя по планам создания новых мощностей по переработке в нашей республике, эта масличная культура становится для страны стратегическим сельскохозяйственным ресурсом. К 2020 году внешние закупки членами ЕС сырого рапсового масла прогнозируются на уровне одного миллиона тонн. Беларусь уже и сейчас поставляет его на энергетические цели потребителям из Германии, но прочно занять свою нишу на рынке Евросоюза пока не может.

Намерение наращивать объемы поставок подтвердили представители продовольственной компании «Беларусь—Израиль», которые посетили этим летом концерн «Белгоспищепром». Ее директор Леван Михаэле отметил, что белорусская продукция — качественная, и израильский покупатель ее принял.

— В Израиле вопрос качества — самый принципиальный. Рапсовое масло занимает у нас 80 процентов объема рынка растительных масел. Из всех постсоветских стран его можно купить только в Беларуси. И белорусская продукция, а она имеет сертификат кошерности, соответствует всем нашим требованиям, — отметил Леван Михаэле.

В ходе переговоров достигнута договоренность об экспорте в Израиль 500 тонн белорусского рапсового масла ежемесячно. Работать израильская компания продолжит с ОАО «Гомельский жировой комбинат».

Впору еще раз задуматься — если мощностей для производства отечественного рапсового масла в Беларуси хватает, нет недостатка в сырье, почему «картина маслом» на прилавках магазинов глаз все же не радует? Здесь по-прежнему преобладают растительные масла российского и украинского производства — далеко не всегда высокого качества, и цена на них в полтора-два раза выше, чем на отечественный продукт.

У директора ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Галины Кустинской есть мнение по этому поводу:

— Наше рапсовое масло распробовали в Израиле, там довольны его качеством и вкусом. Ведем речь о расширении географии экспорта. Повышения спроса со стороны отечественных потребителей пока, к сожалению, не наблюдаем. Больше инициативы в продвижении нашей продукции хотелось бы видеть со стороны работников торговли. Импортное масло продавать, конечно, выгоднее. Но не следует забывать и о потребительской выгоде.

Европейские потребители, например, уже давно убедились в полезных и лечебных свойствах рапсового масла, приравнивают его к оливковому. А белорусы все еще осторожничают, кто-то даже ассоциирует рапсовое масло с совершенно не пищевым продуктом — биодизельным топливом.

По информации концерна «Белгоспищепром», в прошлом году объемы производства растительного бутилированного масла составили в республике 23,9 тысячи тонн. Но это в большинстве своем импортный продукт, очищенный и разлитый на наших предприятиях. А вот основной масличной культуре, уже освоенной белорусскими аграриями, — рапсу, внимания уделяется куда меньше. Масла из него произведено только 2,4 тысячи тонн. Правда, есть еще 11 тысяч тонн купажированного продукта, то есть смеси рапсового с подсолнечным, оливковым, соевым, кукурузным.

Известны и такие цифры — в среднем каждый белорус в год потребляет порядка 15 килограммов растительного масла. Много? Нет, говорят специалисты, даже мало... Оказывается, в Европе эта цифра выше в три раза!

По словам Галины Кустинской, именно рапсовое масло может создать конкуренцию импортному продукту.

— И торговле, и покупателям надо обратить внимание на отечественный продукт сразу по нескольким критериям, — говорит Галина Анатольевна. — Питательная ценность его ничуть не ниже оливкового, а по своему качеству превосходит подсолнечное. Не зря почти вся Европа, где так ратуют за здоровый образ жизни, перешла на рапсовое масло. А для нас это было бы стопроцентное импортозамещение.

Увы, белорусы пока не слышат ученых и производителей, к призывам о «рапсовом патриотизме» относятся с подозрением и по привычке покупают продукт из подсолнечника. А ведь есть и еще веские аргументы. Рапсовое масло является источником жирных кислот, очень редких в традиционных наших продуктах, но необходимых организму, и витаминов. Оно нормализует состояние кожи, участвует в обмене холестерина, стимулирует иммунитет. Рапсовое масло долго сохраняет прозрачность, не приобретает неприятного запаха под воздействием воздуха, а по вкусу и питательным свойствам напоминает оливковое.

И все это — благодаря современным технологиям, которые позволяют нашим предприятиям производить продукцию, отвечающую мировым стандартам. Она прекрасно подходит для жарки, потому что не дымит. Картофель фри на нем получается ну просто идеальным! Как нельзя лучше подходит и для заправки салатов, выпечки.

Как утверждает руководитель группы по масложировой отрасли НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Валентина Бабодей, рапсовое масло производится у нас по технологии холодного прессования. Это значит, что в нем нет вредных продуктов распада жирных кислот, канцерогенов. Для его очистки используется физический способ рафинации, то есть высокотемпературная обработка при низком давлении: в масло не добавляется никаких химических веществ, как при более дешевом химическом способе очистки.

Кстати, четыре десятилетия назад жители Германии, как и современные белорусы, предпочитали подсолнечное масло. Хотя в их климатических широтах прекрасно рос рапс. Переубедить консервативных немцев удалось за 15—20 лет. Теперь в Германии из 10 бутылок растительного масла, которые продаются в супермаркетах, 8 приходятся именно на рапсовое.

На мой взгляд, чтобы завоевать народную любовь, отечественному рапсовому маслу не хватает именно разноплановой рекламы и, безусловно, благосклонности торговли.

Александр ШЕВКО, «БН»

←Гречневый сигнал

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика