Гречневый сигнал

Источник материала:  
РАЗУМНОЕ стремление сельхозпроизводителя получить богатый урожай с минимальными затратами сил и средств в нынешних экономических условиях требует существенной поправки. Важно еще и продать сельхозпродукцию с максимальной выгодой. Однако положение дел на отечественном крупяном рынке показывает, что у нас пока не работает эффективный механизм анализа, прогнозирования и планирования: какие культуры выращивать и, главное, сколько, чтобы затем выгодно реализовать их. После прошлогоднего ажиотажа по поводу нехватки гречки аграрии увеличили посевные площади с 37,8 тысячи гектаров до 41,6 тысячи. Но уже практически в начале года появилась другая проблема — сбыт продукции.

Механизаторы СПК «Заречный-Агро» Гродненского района заканчивают уборку гречихи. В 2012 году под эту культуру отведено 120 гектаров. Планируется собрать более 200 тонн зерна с урожайностью не менее 20,2 центнера с гектара против 16 центнеров в прошлом году.

НА СНИМКЕ: водитель СПК «Заречный-Агро» Геннадий МИХАЛЕВИЧ.

Потребность белорусского рынка в этом году закрыта на 100 процентов: произведено 60 тысяч тонн крупяной продукции, импортозамещающей — свыше 155 процентов. «БН» уже писала о скопившихся на складах предприятий Департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода 15 тысячах тонн невостребованных торговлей отечественных круп. Сегодня эти запасы составляют порядка 12 тысяч тонн. Это как минимум пятимесячный объем. Половина из которого — 6 тысяч тонн — гречка.

Говорит директор Департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин:

— В этом году госзаказ на крупяные культуры составляет 50 тысяч тонн. Из них 32 тысячи тонн гречихи, 12 тысяч тонн проса и 6 тысяч — кукурузы на зерно.

Уже заготовили около 5 тысяч тонн гречихи нового урожая, около 3 тысяч тонн проса. Получили 43,5 тысячи тонн продовольственного ячменя, что позволило на 100 процентов выполнить госзаказ, полностью обеспечив внутренний рынок. Более того, остатки этого зерна с прошлого года составляют 5 тысяч тонн. Продовольственного овса с учетом госзаказа и прямых договоров заготовлено 53 тысячи тонн, прошлогодний запас — 3 тысячи тонн. В октябре закончим заготовку гречихи и проса. Без сомнения, с сырьевыми ресурсами у нас проблем нет. Мы с лихвой обеспечили внутренние потребности страны.

Ежегодно между Минсельхозпродом и Минторгом заключается соглашение, в котором в зависимости от потребностей внутреннего рынка заявляется, какой и сколько крупяной продукции переработчики должны поставить в торговлю. Именно под эти объемы хлебокомбинаты заготавливают зерно и производят крупы, а торговля по утвержденному графику должна их вовремя выбрать. По соглашению с Минторгом на этот год были определены поставки крупяной продукции в объеме 60 тысяч тонн. За 7 месяцев торговля выбрала лишь 22,3 тысячи тонн. Из них гречки только 3,1 тысячи тонн — 29,8 процента от заявленного. Пшена и гороха соответственно — 650 и 1200 тонн, или 17 и 85,7 процента. И так по всем крупам. Мы неоднократно обращались в Минторг, но ситуация не меняется.

По словам руководителя Департамента, за первое полугодие произведено 45 тысяч тонн крупяной продукции — 103 процента к уровню прошлого года. Более 3 тысяч тонн реализовано на экспорт. За 7 месяцев на внутренний рынок по всем каналам (оптовые базы, склады, магазины) поставлено 35,6 тысячи тонн. Однако спрос уменьшился как минимум в два раза. Интерес «наевшегося» гречкой населения сильно упал. Это признает и торговля. «Спрос умеренный, запасы большие — потому гречку и берем слабо. Мы не можем держать товар одной позиции без движения месяцами», — признаются торговые работники.

Несомненно, ажиотаж сделал свое коварное дело. Но ведь соответствующие структуры и «аграрные специалисты при них» должны анализировать и просчитывать в том числе и подобные «катаклизмы». Ведь даже если и имел место определенный сговор на рынках наших соседей и желание посреднических структур заработать, в государстве должен быть адекватный по эффективности механизм противодействия. Причем механизм, работающий на опережение и так, чтобы рядовой потребитель не становился фактически жертвой ценовой войны. В идеале до покупателя не должны докатываться даже отголоски этих «сражений».

Что получилось: сельчане в поте лица сеяли, растили и собрали большой объем зерна той же гречихи. Предприятия Департамента по хлебопродуктам только в течение последних 4 лет направили 14,7 миллиарда рублей на модернизацию, чтобы обеспечить рынок собственной крупяной продукцией. Общий итог — мы производим больше, чем можем реализовать. К сожалению, экспортный потенциал пока не внушает больших надежд. И в России, и в Украине своей гречихи вырастили вдоволь.

Белорусские крупы лежат на складах, значит, переработчик несет убытки. Предприятия имеют рентабельность, близкую к нулю. Так производство никогда не станет бизнесом.

Конечно, в Департаменте думают о создании своих дилерских центров, об изменении схемы поставок продукции. Например, заключать договоры напрямую с конкретными крупными предприятиями торговли. Потому что, по мнению специалистов, схема, по которой поставки продукции идут в торговлю через базы Белбакалеи или Белкоопсоюза, не работает. Сегодня не создана прозрачная модель отношений между производителями, поставщиками и розницей. В Беларусь крупяные изделия ввозят около 40 импортеров, 3 компании из которых занимают 80 процентов рынка. От того, как они себя поведут, зависит цена. Поэтому белорусские крупы не очень-то выдерживают ценовую конкуренцию даже внутри своего рынка.

Конкуренция в розничной торговле обостряется. По оценкам экспертов, в ближайшие два года этот рынок будет серьезным образом переделен и монополизирован гипермаркетами и торговыми сетями, которые поглотят мелкие и средние белорусские магазины. Вот отчасти ответ на вопрос, почему отечественные крупы оказываются мало востребованными по ранее поступившим заявкам Минторга.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Фото БЕЛТА

←Село прирастает перспективами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика