Реальный сектор. Плыть по течению: легко, но не туда
24.08.2012 10:10
—
Новости Экономики
Реальный сектор. Плыть по течению: легко, но не туда
Партнер рубрики |
Еще в феврале прошлого года правительство в лице тогда еще нового премьера заявило, что рост экспорта, даже в параметрах, предусмотренных решениями Всебелорусского собрания, не обеспечивает выход на положительное сальдо торгового баланса. Поскольку эффективность работы экономики крайне низка и импортоемкость производства крайне высока. Анализ работы в 1-м полугодии нынешнего года показал, что ситуация продолжает усугубляться. Даже средства нефтегазовой подпитки, получаемой от России, и средства, полученные за счет спекуляций, идут на текущее потребление. При продолжающей снижаться эффективности производства и продолжающейся деградации промышленности.
Плохо, еще хуже
Уже больше года наше правительство находится в ступоре, по сути, не предпринимая никаких решительных действий по изменению тенденций развития экономики. Идем по инерции. Хотя и правительству, и независимым аналитикам, и даже большинству граждан вполне очевидно: тенденции развития для нашей экономики неблагоприятны. Как ранее отмечалось, для нашей экономики возможны лишь два сценария развития: соскальзывание в "ловушку бедности" или резкий рывок с набором объемов и повышением эффективности. Причем в "ловушку бедности" нас подталкивает не только бездарная политика правительства, но и давление и МВФ, и России.
Да, за полугодие удалось обеспечить положительное сальдо в торговле товарами. Ценой того, что экспорт нефтепродуктов занял более 50% в нашем экспорте. А с учетом возврата в бюджет России пошлин на нефтепродукты - сальдо остается отрицательным. Да, дефицит существенно сократился. Но более 40% (по данным за 5 месяцев) сокращения составил доход от продажи "растворителей-разбавителей" и "биодизеля". Тех же нефтепродуктов, но по которым возврат России пошлины в документах не предусматривался. Но уже очевидно, что либо Россия в кратчайшие сроки такие пошлины введет, либо российские компании сами начнут такой экспорт, вытеснив белорусов как ненужных посредников.
А тем временем и без того недостаточные капиталовложения в модернизацию экономики падают, деградация промышленности усиливается (отдельные относительно успешные предприятия - не в счет), растут неплатежи, снижается уровень зарплат по сравнению с российским (что стимулирует рост трудовой миграции). Уровень накоплений в стране остается отрицательным.
Ситуацию усугубляет поддержание (в основном - по требованию наших кредиторов) запредельно высокой ставки рефинансирования, которая, по сути, исключает кредиты из числа возможных источников средств для модернизации экономики. Наряду с отсутствием накоплений, отсутствием притока внешних инвестиций (как вследствие общей ситуации на мировых рынках, так и вследствие местного колорита), это создает жесткий дефицит ресурсов на модернизацию.
При сохранении существующих тенденций кадры разъедутся, предприятия деградируют до уровня мастерских. Только на молоке, БелАЗе и МТЗ экономику страны не построишь. Да и даже относительно живые предприятия у нас будут одно за другим за долги оттяпывать. (Д. Медведев уже говорил, что от продажи "Беларуськалия" Беларуси не открутиться). А потом - и пенсии будет нечем платить. Не говоря уже о зарплатах бюджетников.
Это и есть "ловушка бедности", когда в стране нет достаточной массы конкурентоспособных предприятий, и не только нет ресурсов для инвестирования, но и внешние инвестиции не идут, поскольку не могут найти себе рационального применения. Выбраться из нее очень тяжело. Попадем в нее - и включение в состав России на правах еще одного дотационного региона будет выглядеть подарком судьбы. И не похоже, что такая перспектива Беларуси кого-то в Кремле сильно расстроит.
Механизм саморазрушения
Несомненно, в правительстве осознают перспективы действия существующих трендов. Даже Минэкономики указывает на встроенные механизмы саморазрушения белорусской экономической модели. Но, похоже, правительство буквально загипнотизированно своими собственными расчетами потребности в ресурсах.
Еще в начале прошлого года правительство насчитало: для модернизации экономики в существующей структуре необходимы инвестиции в 68 млрд долларов. Как недавно озвучил Н. Снопков, срочная потребность экономики Беларуси в инвестициях составляет 17,5 млрд долларов. А поскольку никаких источников для инвестиций такого масштаба не просматривается, то руки опустились, и все просто "плывут по течению". Безвольно наблюдая, как скудные ресурсы страны хаотически тратятся то на молочные, то на хоккейные, то на другие ничего не решающие проекты.
Так может, зазря трепыхаемся и все уже предопределено? В конце концов, платить за благоглупости с "моделью" все равно придется. Вот и в комментариях к моим статьям часто мелькает мысль, что "поздно пить боржоми", что любые меры по модернизации нашей экономики просто-напросто опоздали, и ее саморазрушение зашло слишком далеко. Тем более, что реальной помощи в модернизации от наших внешних партнеров ждать не приходится: у них самих проблем достаточно. Выживать - может, и помогут. Модернизироваться - нет, современные рабочие места им и самим нужны.
Я так не думаю. Пока обанкротилась не столько экономика Беларуси, сколько белорусская "модель", система управления ею. То, что выглядело спасением в начале и середине 1990-х, является гибельным сегодня.
Есть вопросы
Да, в нынешней структуре управления экономикой правительство вообще вряд ли может сделать что-то существенное. Чтобы что-то сделать, необходимо подготовить решение (сегодня - просто некому) и иметь ресурсы для его реализации (которых нет). Предложенные на Совмине 8 августа Н. Снопковым меры по модернизации системы управления (корректировка разделения обязанностей между вертикалью и министерствами, изменение функций представителей государства на предприятиях, проч.), хотя и созвучны тем предложениям, которые рассматривались в "Реальном секторе", ничего не решают. Поскольку в его предложениях нет решения для нескольких принципиальных вопросов, составляющих сердцевину проблемы.
Вопрос 1. Для решения экономических проблем государства необходим очень значительный рост экспорта. Правительство уже давно осознало, что в имеющейся номенклатуре выпускающейся в республике продукции такие объемы выпустить невозможно: нет таких рынков сбыта. Нужно освоение новой продукции.
Но что означает освоение новой продукции?
Нужно выбрать перспективную для какого-то рынка продукцию (кто выберет?), проверить возможность ее производства по приемлемой цене (пока - некому), привязать к предприятиям выпуск продукции и производство комплектации для нее (сейчас происходит хаотично, но с элементами коррупции), найти и освоить ресурсы для освоения, организовать вход на рынок, начать работу по продвижению этой продукции и на другие рынки.
Да нет сегодня в республике структур, ни частных, ни государственных, которые могли бы профессионально выполнять эти работы. В СССР ее выполняли министерства, у нас - выполняются по наитию.
Вопрос 2. Конкурентоспособную продукцию можно выпускать, только имея современное оборудование. В противном случае производитель - просто добыча, которая ждет прихода того, кто займет его нишу на рынке. Модернизация сегодня - не блажь, а условие выживания. Централизованно провести ее заведомо невозможно: у государства нет и быть не может столько ресурсов, за 20 лет их все потратили на потребление. А поручение президента по подготовке закона о частно-государственном партнерстве, который мог бы создать юридическую базу для децентрализованного привлечения в нашу экономику частного капитала, Министерством экономики просто саботируется. Критериев отбора проектов под государственное финансирование нет, экспертизы бизнес-планов, под которые предприятиями запрашиваются ресурсы, нет, частный инвестор во взаимодействии с госпредприятием (если не законом, то - правоприменительной практикой) никак не защищен.
Ресурсов для модернизации экономики как внутри страны, так и в свете возможности их привлечения извне, в стране нет, и не предвидится.
Вопрос 3. А что модернизировать? Структура экономики, оставшаяся в наследство с советских времен, устарела безнадежно. Деградация части предприятий необратима. Части - в современной экономике просто нет места. Наша "директорская экономика" препятствует модернизации. Наше "холдингостроение" решить эти проблемы заведомо не в состоянии, поскольку представляет собой некое промежуточное управленческое решение с абсолютно непредсказуемыми перспективами. Модернизация в рамках холдингов не может заменить создание сети межотраслевых высокотехнологичных производств, которые составляют в современной экономике основу промышленной инфраструктуры. А без них конкурентоспособную экономику не построишь.
В советские времена существовала хотя бы генеральная схема размещения производительных сил, в которой пытались согласовать территориальные и отраслевые интересы. А у нас есть представление, какая структура экономики нас устроит? И кто должен эту структуру прорабатывать?
Решение этих проблем частью возможно в рамках сети инжиниринговых фирм, за создание которых я ратую с 1996 года. Однако практика работы по инжинирингу, как своя, так и знакомых фирм, показывает: инжиниринг и наша версия "директорской экономики" - несовместимы.
В Беларуси успешно работают, как минимум, несколько десятков инжиниринговых фирм. Некоторые уже наработали серьезный международный авторитет. Но все их успехи связаны с выполнением заказов для иностранных фирм. У себя в стране они стараются "не высовываться".
Практически все наши ученые и инженеры, способные на что-то, востребованы. И работают по заказам и грантам зарубежных фирм и университетов. Работая на чужие экономики. Но подавляющая часть из них работают на проектах на условиях внешнеторгового контракта (ВТК). И опыт показывает, что, в рамках ВТК, в республике пока возможно собрать потенциал для решения самых сложных задач. Других форм мобилизации такого опыта и интеллектуального потенциала в республике просто не наработано.
Интеллектуальный потенциал в республике есть. Есть и внешний спрос на инжиниринг. Но этот потенциал и наша экономика существуют как бы в разных измерениях, почти нигде не пересекаясь.
А нашему правительству, не имеющему возможности опереться на интеллектуальный потенциал, только и остается, что имитировать деятельность и отбиваться от текущих бед.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года
Плохо, еще хуже
Уже больше года наше правительство находится в ступоре, по сути, не предпринимая никаких решительных действий по изменению тенденций развития экономики. Идем по инерции. Хотя и правительству, и независимым аналитикам, и даже большинству граждан вполне очевидно: тенденции развития для нашей экономики неблагоприятны. Как ранее отмечалось, для нашей экономики возможны лишь два сценария развития: соскальзывание в "ловушку бедности" или резкий рывок с набором объемов и повышением эффективности. Причем в "ловушку бедности" нас подталкивает не только бездарная политика правительства, но и давление и МВФ, и России.
Да, за полугодие удалось обеспечить положительное сальдо в торговле товарами. Ценой того, что экспорт нефтепродуктов занял более 50% в нашем экспорте. А с учетом возврата в бюджет России пошлин на нефтепродукты - сальдо остается отрицательным. Да, дефицит существенно сократился. Но более 40% (по данным за 5 месяцев) сокращения составил доход от продажи "растворителей-разбавителей" и "биодизеля". Тех же нефтепродуктов, но по которым возврат России пошлины в документах не предусматривался. Но уже очевидно, что либо Россия в кратчайшие сроки такие пошлины введет, либо российские компании сами начнут такой экспорт, вытеснив белорусов как ненужных посредников.
А тем временем и без того недостаточные капиталовложения в модернизацию экономики падают, деградация промышленности усиливается (отдельные относительно успешные предприятия - не в счет), растут неплатежи, снижается уровень зарплат по сравнению с российским (что стимулирует рост трудовой миграции). Уровень накоплений в стране остается отрицательным.
Ситуацию усугубляет поддержание (в основном - по требованию наших кредиторов) запредельно высокой ставки рефинансирования, которая, по сути, исключает кредиты из числа возможных источников средств для модернизации экономики. Наряду с отсутствием накоплений, отсутствием притока внешних инвестиций (как вследствие общей ситуации на мировых рынках, так и вследствие местного колорита), это создает жесткий дефицит ресурсов на модернизацию.
При сохранении существующих тенденций кадры разъедутся, предприятия деградируют до уровня мастерских. Только на молоке, БелАЗе и МТЗ экономику страны не построишь. Да и даже относительно живые предприятия у нас будут одно за другим за долги оттяпывать. (Д. Медведев уже говорил, что от продажи "Беларуськалия" Беларуси не открутиться). А потом - и пенсии будет нечем платить. Не говоря уже о зарплатах бюджетников.
Это и есть "ловушка бедности", когда в стране нет достаточной массы конкурентоспособных предприятий, и не только нет ресурсов для инвестирования, но и внешние инвестиции не идут, поскольку не могут найти себе рационального применения. Выбраться из нее очень тяжело. Попадем в нее - и включение в состав России на правах еще одного дотационного региона будет выглядеть подарком судьбы. И не похоже, что такая перспектива Беларуси кого-то в Кремле сильно расстроит.
Механизм саморазрушения
Несомненно, в правительстве осознают перспективы действия существующих трендов. Даже Минэкономики указывает на встроенные механизмы саморазрушения белорусской экономической модели. Но, похоже, правительство буквально загипнотизированно своими собственными расчетами потребности в ресурсах.
Еще в начале прошлого года правительство насчитало: для модернизации экономики в существующей структуре необходимы инвестиции в 68 млрд долларов. Как недавно озвучил Н. Снопков, срочная потребность экономики Беларуси в инвестициях составляет 17,5 млрд долларов. А поскольку никаких источников для инвестиций такого масштаба не просматривается, то руки опустились, и все просто "плывут по течению". Безвольно наблюдая, как скудные ресурсы страны хаотически тратятся то на молочные, то на хоккейные, то на другие ничего не решающие проекты.
Так может, зазря трепыхаемся и все уже предопределено? В конце концов, платить за благоглупости с "моделью" все равно придется. Вот и в комментариях к моим статьям часто мелькает мысль, что "поздно пить боржоми", что любые меры по модернизации нашей экономики просто-напросто опоздали, и ее саморазрушение зашло слишком далеко. Тем более, что реальной помощи в модернизации от наших внешних партнеров ждать не приходится: у них самих проблем достаточно. Выживать - может, и помогут. Модернизироваться - нет, современные рабочие места им и самим нужны.
Я так не думаю. Пока обанкротилась не столько экономика Беларуси, сколько белорусская "модель", система управления ею. То, что выглядело спасением в начале и середине 1990-х, является гибельным сегодня.
Есть вопросы
Да, в нынешней структуре управления экономикой правительство вообще вряд ли может сделать что-то существенное. Чтобы что-то сделать, необходимо подготовить решение (сегодня - просто некому) и иметь ресурсы для его реализации (которых нет). Предложенные на Совмине 8 августа Н. Снопковым меры по модернизации системы управления (корректировка разделения обязанностей между вертикалью и министерствами, изменение функций представителей государства на предприятиях, проч.), хотя и созвучны тем предложениям, которые рассматривались в "Реальном секторе", ничего не решают. Поскольку в его предложениях нет решения для нескольких принципиальных вопросов, составляющих сердцевину проблемы.
Вопрос 1. Для решения экономических проблем государства необходим очень значительный рост экспорта. Правительство уже давно осознало, что в имеющейся номенклатуре выпускающейся в республике продукции такие объемы выпустить невозможно: нет таких рынков сбыта. Нужно освоение новой продукции.
Но что означает освоение новой продукции?
Нужно выбрать перспективную для какого-то рынка продукцию (кто выберет?), проверить возможность ее производства по приемлемой цене (пока - некому), привязать к предприятиям выпуск продукции и производство комплектации для нее (сейчас происходит хаотично, но с элементами коррупции), найти и освоить ресурсы для освоения, организовать вход на рынок, начать работу по продвижению этой продукции и на другие рынки.
Да нет сегодня в республике структур, ни частных, ни государственных, которые могли бы профессионально выполнять эти работы. В СССР ее выполняли министерства, у нас - выполняются по наитию.
Вопрос 2. Конкурентоспособную продукцию можно выпускать, только имея современное оборудование. В противном случае производитель - просто добыча, которая ждет прихода того, кто займет его нишу на рынке. Модернизация сегодня - не блажь, а условие выживания. Централизованно провести ее заведомо невозможно: у государства нет и быть не может столько ресурсов, за 20 лет их все потратили на потребление. А поручение президента по подготовке закона о частно-государственном партнерстве, который мог бы создать юридическую базу для децентрализованного привлечения в нашу экономику частного капитала, Министерством экономики просто саботируется. Критериев отбора проектов под государственное финансирование нет, экспертизы бизнес-планов, под которые предприятиями запрашиваются ресурсы, нет, частный инвестор во взаимодействии с госпредприятием (если не законом, то - правоприменительной практикой) никак не защищен.
Ресурсов для модернизации экономики как внутри страны, так и в свете возможности их привлечения извне, в стране нет, и не предвидится.
Вопрос 3. А что модернизировать? Структура экономики, оставшаяся в наследство с советских времен, устарела безнадежно. Деградация части предприятий необратима. Части - в современной экономике просто нет места. Наша "директорская экономика" препятствует модернизации. Наше "холдингостроение" решить эти проблемы заведомо не в состоянии, поскольку представляет собой некое промежуточное управленческое решение с абсолютно непредсказуемыми перспективами. Модернизация в рамках холдингов не может заменить создание сети межотраслевых высокотехнологичных производств, которые составляют в современной экономике основу промышленной инфраструктуры. А без них конкурентоспособную экономику не построишь.
В советские времена существовала хотя бы генеральная схема размещения производительных сил, в которой пытались согласовать территориальные и отраслевые интересы. А у нас есть представление, какая структура экономики нас устроит? И кто должен эту структуру прорабатывать?
Решение этих проблем частью возможно в рамках сети инжиниринговых фирм, за создание которых я ратую с 1996 года. Однако практика работы по инжинирингу, как своя, так и знакомых фирм, показывает: инжиниринг и наша версия "директорской экономики" - несовместимы.
В Беларуси успешно работают, как минимум, несколько десятков инжиниринговых фирм. Некоторые уже наработали серьезный международный авторитет. Но все их успехи связаны с выполнением заказов для иностранных фирм. У себя в стране они стараются "не высовываться".
Практически все наши ученые и инженеры, способные на что-то, востребованы. И работают по заказам и грантам зарубежных фирм и университетов. Работая на чужие экономики. Но подавляющая часть из них работают на проектах на условиях внешнеторгового контракта (ВТК). И опыт показывает, что, в рамках ВТК, в республике пока возможно собрать потенциал для решения самых сложных задач. Других форм мобилизации такого опыта и интеллектуального потенциала в республике просто не наработано.
Интеллектуальный потенциал в республике есть. Есть и внешний спрос на инжиниринг. Но этот потенциал и наша экономика существуют как бы в разных измерениях, почти нигде не пересекаясь.
А нашему правительству, не имеющему возможности опереться на интеллектуальный потенциал, только и остается, что имитировать деятельность и отбиваться от текущих бед.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года