Сокращать поддержку – себе дороже

Источник материала:  
В НАУЧНЫХ экономических кругах привычный разговор о поддержке и защите национального производителя все чаще сменяется рассуждениями о реалиях вступления Беларуси в ВТО. В сложившихся условиях, когда Россия уже приняла такое решение и готовится нынешним летом стать полноправным ее членом, эта перспектива видится не только близкой, но и не обратимой. Насколько она будет радужной для белорусского агропрома, можно судить, проанализировав опыт наших партнеров по Союзному государству.

Семеро с сошкой, один с ложкой

Расхожий аргумент в пользу присоединения к ВТО: либерализация импорта более дешевых продуктов питания позитивно скажется на уровне потребительских цен на продовольствие и, соответственно, жизни белорусского населения. Однако, как утверждают эксперты, на практике напротив может произойти их общее удорожание: импорт продовольствия будет ограничиваться защитными мерами, а отечественные производители компенсируют сокращение внутренней поддержки аграрного сектора ростом цен на свою продукцию.

Учитывая высокую долю расходов на продовольственные товары в потребительских расходах белорусского населения, следует ожидать «компенсирующего» сокращения потребления продукции и услуг других отраслей.

Для самого же аграрного сектора вступление страны в ВТО чревато вполне предсказуемыми последствиями. Переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства являются одним из основных условий присоединения к ВТО. Мы должны будем строго придерживаться определенных рамок в международной торговле сельхозпродукцией и использовать оговоренный с организацией механизм государственной поддержки аграриев и субсидирования экспорта. Таким образом, вступление в ВТО затрагивает интересы Беларуси как импортера, производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции.

Переговорный процесс России со странами — членами ВТО показал, что главный спорный вопрос — условия поддержки российских производителей, а точнее — объемы сокращения этой поддержки. Данный камень преткновения ожидает и нашу страну.

А ведь, взяв на себя вытекающие из вступления в ВТО обязательства по сокращению поддержки сельскохозяйственных производителей, Беларусь в обозримой перспективе лишит себя права расширения ее объемов даже по мере роста потребностей производства и населения с одной стороны и возможностей бюджета — с другой. Сам по себе факт добровольного отказа от подобного действенного механизма развития агрокомплекса представляется достаточно странным и спорным, имея в виду не только внутренние потребности страны, но и мировую продовольственную ситуацию.

Если оценивать аграрный сектор с точки зрения долгосрочных стратегических перспектив, инвестиции в производство продовольствия обоснованы увеличением мирового населения, так как по данным US Census Bureau человечество ежегодно прирастает на 80 миллионов душ и с такими темпами за сорок лет увеличится на 38 процентов, или 2,6 миллиарда человек. В абсолютных величинах рост населения составит от 6,8 в 2010 до 9,4 миллиарда в 2050 году. На столько же возрастут и продовольственные запросы. А значит, сельчанам и переработчикам Беларуси есть смысл наращивать объемы производства.

Однако со вступлением в ВТО производителям отечественных продуктов питания станет сложнее конкурировать с зарубежными поставщиками на внутреннем и внешнем рынках. Специалисты Минэкономразвития России, к примеру, уже посчитали, что их совокупные потери по этой причине могут составить 3,3 триллиона рублей.

Как отмечает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка РФ Виктория Берлай, после вступления в ВТО доля импорта увеличится, потому что будут снижены импортные пошлины. Это станет ударом для российских переработчиков. Выгоду получают в данном случае импортеры сырьевых ресурсов и экспортеры потребительских товаров из развитых стран Европы и Северной Америки, а также развивающихся стран Азии и Южной Америки. Россия при этом рискует аккредитоваться в мировом сообществе в качестве «сырьевого придатка».

Такая же участь, видимо, ждет и Беларусь. Не секрет, что она находится в заведомо худших условиях. Интегрированная характеристика обеспеченности сельскохозяйственных растений теплом и влагой у нас заметно ниже, чем у развитых в аграрном отношении стран той же Европы. Да и с дороговизной энергоресурсов постоянные проблемы.

Все «прелести» ВТО мы можем почувствовать уже в ближайшее время благодаря тому, что Россия станет полноправным членом этой организации. Сегодня в РФ 90 процентов импортных молочных продуктов — товары из Беларуси и Украины, и лишь 10 процентов — из дальнего зарубежья. Не секрет, что эти цифры будут изменяться в обратной прогрессии.

Без меня меня женили?..

Складывающейся ситуацией после вступления страны в ВТО серьезно озабочены российские аграрии. Высказывания их немногословны, но серьезно аргументированы.

Александр ТИТОВ, директор КФХ «Титово»:

— Мы с коллегами-фермерами узнали, что очередной раз «без меня меня женили», и особо не огорчились. Господдержкой нас и без ВТО не баловали, а «кредиты сосать и лизинги лизать» отроду не приучены. Живем своим трудом и умом, а самодостаточность придает уверенности в том, что, пока земля-матушка родит, не пропадем. Дают достойную цену за зерно — продаем, а не дают — закрываем закрома на замок и ждем, как в том анекдоте: лучше 15 минут подождать, чем 2 часа упрашивать. Проверенные в деле аналитики экипировали нас ценовыми прогнозами на несколько лет вперед. Так что принимаем решения с открытыми глазами. Если увидим, что по пшенице и кукурузе достойных цен не стоит ждать, сократим площади под эти культуры, засеем клин экзотикой типа сорго, будем «веники вязать» и цены на зерно ожидать.

Андрей ДАНИЛЕНКО, председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко»:

— Вступление РФ во Всемирную торговую организацию может привести к сокращению внутреннего производства молочной продукции. У нас разные условия с иностранными производителями. Вопрос в том, как их сделать равными. Если не будет экономической целесообразности работать, нам придется закрывать производство. Основная проблема состоит в низкой рентабельности молочной продукции в России, а также в том, что после вступления в ВТО есть риск поступления на внутренний рынок более дешевой продукции. Конкурировать с ней без помощи государства отечественные производители не смогут.

Виктор СЕМЕНОВ, основатель группы сельхозкомпаний «Белая Дача», экс-министр сельского хозяйства России, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК:

— Со вступлением в ВТО нас, однозначно, ожидают испытания. Будут вызовы, иногда непредсказуемые. Но я бы не сказал, что ситуация убийственная. Мы должны принять эти вызовы в надежде на то, что государственные структуры, приняв явно несвоевременное решение о вступлении России в ВТО, не будут прятаться, а вместе с бизнесом попытаются преодолеть возникающие барьеры. Заявления высших чиновников дают надежду на то, что вроде бы государство готово к поддержке, ручному управлению хотя бы на первый период особенно чувствительными секторами экономики. Обидно только, что сейчас будут выделяться деньги не на поддержку сельского хозяйства, а, по сути, на смягчение импортных ударов. Если они, конечно, будут выделяться, как обещает правительство. Деньги налогоплательщиков будут расходоваться на то, на что могли бы не использоваться, будь мы умнее.

Посчитали, прослезились

Потратив почти два десятилетия на согласование условий присоединения к ВТО и наконец-таки в конце прошлого года подписав соглашение о вступлении в торговую организацию, Россия теперь страдает от новой напасти: нужно что-то срочно делать с отраслями, которые государство активно защищало от импорта все последние годы.

Минсельхоз РФ подготовил для правительства план поддержки сельского хозяйства после вступления в ВТО. Министерство предлагает компенсировать снижение импортных пошлин, на которое согласилась пойти Россия, дорогостоящей поддержкой отдельных отраслей. Цена предлагаемых мероприятий выше, чем у всего нацпроекта по поддержке сельского хозяйства, реализованного в предыдущие шесть лет. За 2006—2011 годы на нее было потрачено 563,5 миллиарда рублей (примерно по 94 миллиарда рублей в год). Одновременно государство активно использовало тарифные меры, ставя всевозможные преграды импортному продовольствию. Усиленная помощь дала свои результаты: выросло производство мяса, птицы, зерна.

Но теперь, чтобы российская продукция могла конкурировать с импортной, государству ежегодно необходимо тратить на поддержку сельского хозяйства еще больше — от 96 до 111 миллиардов рублей, и так вплоть до 2020 года, либо смириться с тем, что страну заполонит импортное продовольствие.

Сами сельхозпроизводители, представленные в Российском союзе промышленников и предпринимателей, предлагают пойти еще дальше и вспомнить практику 90-х, когда государство, чтобы стабилизировать финансовое состояние сельского хозяйства, списало часть долгов.

В частности, они просят компенсировать за счет государства до 100 процентов затрат предприятий АПК на строительство, ремонт и модернизацию капитальных объектов, приобретение сельхозтехники, животных и земель под посевы по кредитным договорам, заключенным с 1 января 2006 года. Кроме того, предлагают списать за счет государства ранее не списанную задолженность по кредитам, а также пени и штрафы по просроченным договорам лизинга. По их мнению, целесообразно продлить до 2020 года и нулевую ставку налога на прибыль для сельхозпроизводителей, возместить затраты на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных полевых работ, а также затраты на газ, электричество и воду. Весь комплекс мер, предлагаемых РСПП, обойдется государству в 400 миллиардов рублей до 2018 года, что соответствует разрешенному ВТО уровню господдержки.

Как видим, в ближайшие 6—8 лет правительству России необходимо найти около одного триллиона рублей, чтобы компенсировать потери аграриев от вступления в ВТО. А ведь они далеко не единственные, кто обещает разорение и упадок от собственной неспособности конкурировать с импортом.

Беларуси важно учесть ошибки других

Между тем для Беларуси, после вступления России в ВТО, альтернативы нет. Нам еще предстоит пройти сложный этап согласований и защиты своих позиций в переговорах с руководством ВТО и странами — членами организации. Прежде всего, нам необходимо сохранить за собой право применять механизм внутреннего регулирования, направленный на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей и предусматривающий такие составляющие, как лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация. Своевременно должен также быть проведен глубокий анализ последствий присоединения к ВТО для развития агропромышленного сектора экономики страны, разработан комплекс первоочередных мер по его адаптации к условиям членства во Всемирной торговой организации.

Не менее важно будет оказать поддержку отечественному сельхозпроизводителю через стимулирование спроса. С этой целью, по примеру России, целесообразно, видимо, создать Агентство по продвижению белорусской продукции на внешние рынки, наделив  его полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников ВТО.

Беларусь достаточно сильная держава, чтобы быть членом любого международного клуба и при этом не пострадать. Но произойдет это при условии, что мы учтем российский опыт и не станем дважды наступать на те же грабли.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

←Сколько будем платить за утилизацию авто?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика