Сколько будем платить за утилизацию авто?

Источник материала:  

Чем могло обернуться для автовладельцев введение утилизационного сбора и надолго ли белорусские автопокупатели избежали чрезмерных расходов?

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию обнажило перед странами Таможенного союза целый ряд вопросов. Одним из них стал ожидаемый рост ввоза западного автохлама. Превентивные меры необходимы – и все же предложенная официальной Москвой идея введения утилизационного сбора не в полной мере позволяет решить будущие проблемы. Так как, защищая интересы российского автопроизводителя, такие сборы бьют по кошелькам рядовых граждан Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Каковы же перспективы решения этого вопроса и что ждет белорусских автолюбителей, задумавшихся о покупке нового или смене существующего авто?

Цена вопроса

Целый ряд государственных и частных компаний принимают автотранспорт от юридических и частных лиц с целью дальнейшей утилизации. Эвакуация автомобиля обойдется в 400—500 тысяч рублей и выше. Предварительно необходимо, имея при себе паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля, обратиться в ГАИ по месту регистрации с заявлением о снятии транспортного средства с учета.

При самостоятельной сдаче авто в утиль можно обратиться с заявлением и копией документа о праве собственности на автомобиль в ЖЭС (в этом случае вывоз осуществляется коммунальными службами бесплатно для автовладельца) либо самому отогнать “железного коня” в подразделение ОАО “Белвторчермет”. Однако следует иметь в виду: здесь автомобили принимаются у населения и юрлиц без колес, стекол и обивки. Автомобиль — агрегат в сборе — принимается от населения по 1,7 млн рублей за тонну. То есть вам заплатят за сданный металлолом.

Разрешите отложить!

Во многих странах утилизация машин — процедура практически обязательная и всячески поощряемая правительством. В странах Западной Европы средний срок службы автомобиля составляет не более 15 лет, в США и Японии и того меньше. Это стимулирует покупку новых машин и экономически выгодно всем участникам рынка.

Процедура утилизации, естественно, не бесплатная. Ставки утилизационного сбора (УС) недавно определили и наши соседи: Министерство промышленности и торговли России постановило, что для самых мощных и дорогих иностранных автомобилей она составит более 600 тысяч российских рублей — больше чем 20 тысяч долларов.

Автолюбители насторожились. На недавней встрече глав правительств стран Таможенного союза в Санкт-Петербурге белорусский Премьер-министр Михаил Мясникович признал, что вопросы тарифной защиты на импортные автомобили в Беларуси и Казахстане были не простыми. Но диалог для того и существует, чтобы находить взаимоприемлемые варианты сообща. Один из них в городе на Неве и был найден: Беларусь, Казахстан и Россия отложили принятие окончательного решения вопроса о введении УС на территории всего Таможенного союза. “Принято компромиссное решение, которое в целом всех устраивает, — резюмировал глава российского правительства Дмитрий Медведев. — Наши партнеры сохраняют те меры тарифной защиты, которые действуют в настоящее время. Впоследствии мы к этому вопросу вернемся”.

Мотать на УС

Не будь введение УС в нашей стране отложенным, с 1 августа стоимость новых автомобилей выросла бы на полторы-две тысячи долларов, а подержанных — на десятки тысяч. Поэтому итог работы белорусской правительственной делегации в Санкт-Петербурге — это явный успех.

“Конечно, я весьма удовлетворена тем, что введение утилизационного сбора отложено, — сообщила “НГ” директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. — Ведь все мы стремимся к повышению благосостояния — как в масштабах страны в целом, так и каждой семьи в частности. Белорусская автомобильная ассоциация всегда выступала и продолжает выступать за приемлемый диапазон цен для наших потребителей. Альтернативой может быть разумный экологический сбор. Например, предложенный нашими коллегами из Казахстана — не более ста долларов за машину”.

Еще на один негативный аспект, который наша страна смогла избежать, обратил внимание председатель правления этой же ассоциации Сергей Михневич: учитывая, что УС является запретительным прежде всего для ввоза на территорию Таможенного союза автомобилей из Европы, при изменившихся условиях приток подержанных авто в Беларусь стал бы возможен из России.

Не сложно догадаться, что наша страна превратилась бы в “кладбище” автохлама, причем довольно быстро: к состоянию “корчвагенов”, эксплуатировавшихся на Востоке, претензий у потребителей не в пример больше, нежели к таким же подержанным, но западным “тачкам”.

“По сути, Россия пыталась навязать нам свои условия, в которых нашим дилерам весьма сложно работать, — считает руководитель одного из дилерских центров Минска. — Ни для кого не секрет, что выйти на российские заводы не так уж просто: у наших соседей и без того очереди на машины местного производства”.

Трубить сбор

Итак, в Беларуси и Казахстане пока сохраняются прежние ценовые условия, Россия же спустя полтора месяца переходит на “утиль”. Заместитель главного редактора журнала “За рулем” Игорь Моржаретто полагает, что гигантские в сравнении с западными ставки призваны компенсировать снижение пошлин при ввозе авто из-за рубежа. Однако особого ущерба для российских граждан не предвидится: импорт подержанных машин частными лицами в страну ощутимо провис еще три года назад, когда были введены заградительные пошлины.

Иное мнение у российского автоэксперта Артема Краснова, ведущего собственный автомобильный блог. “Реалити-шоу под названием “Давай позлим народ” стартовало: утилизационные коэффициенты выглядят издевательски высокими и не всегда логичными, — отмечает он. — Ни в одной стране мира на утилизацию легковой машины не тратится 614 тысяч российских рублей (20,5 тысячи долларов. — Прим. авт.), даже если у нее 3,5-литровый двигатель: в Европе максимальные сборы в период развития системы утилизации составляли порядка 300 евро, впоследствии были снижены до 70 — себестоимости самого процесса. Почему за Ford Focus 1,6 нужно платить 20 тысяч, а за такой же Focus, но с двухлитровым мотором — уже 30 тысяч? А если это автомобиль, ввезенный с немецкого завода Ford, то уже все 156 тысяч? Ведь совершенно очевидно, что стоимость их утилизации если и будет различаться, то лишь незначительно”.

Есть вопросы и с машинами б/у. “С начала осени в России можно ожидать волну фиктивных краж старого автотранспорта, — заметил “НГ” минчанин Андрей, занимавшийся много лет перегоном автомобилей из Литвы и Германии в Минск. — Владельцы “корчвагенов” начнут втихаря пилить свой автохлам в гаражах, после чего подавать в милицию заявления о его якобы угоне. Снимая с себя обязанности по уплате “утиля”.

Итак, в Беларуси пока все остается без изменений, рынок постепенно отходит от заметной настороженности в ожидании ценовых перемен. Однако нельзя исключать существующих реалий: мы строим Единое экономическое пространство, условия хозяйствования на котором предполагают унифицированность для всех. Поэтому переговоры по утилизационному сбору будут продолжены — и хочется верить, что именно взаимоприемлемое решение станет их результатом.

“Если Россия хочет ввести у себя такой сбор — пускай ее граждане платят его у себя, а белорусы пусть платят свой, — предложил один из вариантов Сергей Михневич. — Ничто не мешает наладить систему контроля изымания утилизационного сбора, который платился бы с машин, ввозимых из Беларуси. У нашей страны будет своя система утилизационного сбора, которая защитила бы национальные интересы. Если машина из России — платите доступный для наших граждан утилизационный сбор, ведь эти машины будет утилизировать Беларусь. Мне кажется, вполне возможно найти механизм, который не ущемлял бы интересы России, оставив при этом машины для белорусов доступными”.

←Поступления в бюджет от индивидуальных предпринимателей Могилевской области выросли более чем вдвое

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика