Проблемные кредиты банков растут на реальных и мнимых проблемах должников
25.01.2012 08:54
—
Новости Экономики
Проблемные кредиты банков растут на реальных и мнимых проблемах должников

Перспективы долговой ямы?
Чем выше поднимает ставку рефинансирования Национальный банк и чем больше становятся ставки по банковским кредитам, тем меньше способны заемщики рассчитаться по своим долгам. В последний год в немалой степени возросла нагрузка на должников, у которых долги номинированы в валюте, да и не стоит забывать про интересы банков, которые, понимая, что недополучают свое, начали понемногу усиливать финансовую нагрузку на обслуживание кредитов. В итоге в конце минувшего года главное финучреждение страны предложило гражданам задуматься над вопросом о целесообразности получения кредитов до "лучших времен". Такая щепетильность вызвана не только заботой о населении, но и соблюдением интересов банковской системы. О какой в таком случае можно говорить финансовой безопасности?
Как сообщается в статистическом отчете Национального банка, белорусские банки закончили 2011 год почти с трехкратным ростом проблемной задолженности физических лиц в белорусских рублях. На 1 января 2012 года сумма "плохих" долгов достигла отметки Br 304,9 млрд.
Следует заметить, что белорусские банки увеличили объем кредитования физлиц в национальной валюте за 2011 год на 42,2 % (в том числе на 2,9 % в декабре). Всего граждане должны банкам Br 29,961 трлн. Вместе с тем в Нацбанке заметили и отрадную тенденцию. Накануне новогодних праздников должники, по всей видимости, решили соблюсти приличия и не переходить в новый год с ворохом долгов. В итоге в декабре показатель проблемной задолженности снизился на 2,4 %. Кроме того, остаток по валютным кредитам населения снизился до $ 242,90 млн, что на 55 % меньше, чем на начало прошлого года. В 2009 году был введен сначала временный, а потом и постоянный запрет на валютное кредитование населения в целях минимизации кредитных рисков этой категории заемщиков. Проблемная валютная задолженность на 1 января 2012 года составила $ 24,6 млн, увеличившись за январь—декабрь 2011 года на 13,4 %.
В банковском секторе пока не склонны драматизировать ситуацию, полагая, что проблемы платежеспособности граждан временные. К тому же эта категория заемщиков всегда считалась наиболее ответственной. Тем более банкиры далеко не всегда считают, что возникающие проблемы с платежеспособностью того или иного клиента обязательно связаны с его реальными финансовыми проблемами. "Нередко нежелание расплачиваться по долгам — это банальное следование моде. Некоторые заемщики рассуждают так: если в экономике кризис, давай-ка я объявлю персональный дефолт, вдруг прокатит, и долг с меня действительно спишут", — пояснили в одном из белорусских банков. При этом в кредитном учреждении привели любопытную статистику: из поступивших за последнее время трех десятков обращений граждан с просьбами пересмотреть условия кредитования ввиду их полной неплатежеспособности "правдивыми" оказались только три.
"Белорусы, действительно, дисциплинированные плательщики. В 2009 году, когда мировой финансовый кризис прошелся по банковской системе страны, проблемные кредиты граждан так и не превысили безопасные пороги. В то время, как у многих наших соседей, отдельные финучреждения "проблемными" могли назвать 30 % и более из списка своих должников", — поясняют в другом банке.
Банкиры говорят, что нежелание белорусов платить по долгам нередко бывает надуманным и в чем-то даже анекдотичным. К примеру, около года назад в число "проблемных" заемщиков попали недавние молодожены. Взятый в банке кредит на свадьбу они попросту отказались возвращать, мотивировав это тем, что их совместная семейная жизнь не заладилась. Точно так же, с прибаутками, вспоминают молодого человека, который решил сделать девушке подарок — ноутбук. Дар она благосклонно приняла, но вот в личных притязаниях дала от ворот поворот. Оскорбленный Ромео наотрез отказался возвращать деньги банку: мол, пусть по счетам платит та, кто пользуется купленным на кредит компьютером.
Утюгом и паяльником?
Конфликты, связанные с возвратом долгов, были всегда. Более того, люди и организации, которые могут не заплатить вовремя по своим долгам и не соблюдать данные обязательства, будут встречаться, пока существуют товарно-денежные отношения. До недавнего времени большинство методов воздействия на таких должников основывалось на обоюдном желании "договориться по-хорошему", тем более что рост продаж считался важнее вопросов возвращения долгов. В результате достаточный для решения подобных задач опыт в полном объеме так и не сформировался.
Разрешать конфликты должников и кредиторов во многих странах мира призваны специальные компании — коллекторские агентства. Эти структуры выкупают у банков "плохие" долги, а потом в индивидуальном порядке пытаются подобрать "ключик" к каждому проблемному клиенту. К сожалению, агентства, работающие на рынках соседних стран, опорочили "имидж" таких структур. По устойчивому убеждению большинства россиян и украинцев, забирать свои деньги к ним должен прийти двухметровый амбал, родом из "лихих 90-х", с утюгом или паяльником.
На самом деле во всем мире коллекторы — это организации, профессионально занимающиеся взысканием проблемной задолженности в рамках правового поля. Суть их работы сводится не к тому, чтобы физически воздействовать на должника или унижать его, а к тому, чтобы помочь ему разобраться с проблемами максимально удобным для всех сторон способом. Главные среди таких решений — реструктуризация долга, его пролонгация во времени, или так называемые кредитные каникулы. Эти рычаги способны перевести потенциальные проблемные кредиты в разряд нормальных.
В Беларуси о том, что закон о коллекторской деятельности будет разрабатываться, сообщали еще несколько лет назад. В прошлом году к разработке проекта подтолкнули и положения Директивы № 4. В настоящее время подготовлен проект указа главы государства, однако о судьбе этого документа в банковской среде предпочитают говорить, не называя конкретные даты. Хотя при этом банкиры не скрывают, что с удовольствием пользовались бы услугами таких организаций. Взыскание долгов не является главной задачей банков, поэтому это надо передать в компетенцию специальных организаций, считают банкиры.