Проигрышные позиции белорусского бизнеса в Таможенном союзе
29.11.2011 09:07
—
Новости Экономики
Проигрышные позиции белорусского бизнеса в Таможенном союзе

Фото: ia-centr.ru
1.Высокие налоги
Налоговые изъятия в Беларуси составляют 80,4% от прибыли, в то время как в России – 46,5%, в Казахстане – 29,6%. При таких высоких налогах государственным предприятиям и частному бизнесу, представленному в основном малыми и средними предприятиями, будет сложно выдержать конкуренцию с российским бизнесом и тем более – с казахским.
-- Белорусские цены на отечественные товары пока несколько ниже, чем российские, но уже ненамного, -- отмечает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. -- Их повышение до уровня российских – дело нескольких месяцев. Будут расти цены на энергоносители и сырье -- все это отразится на себестоимости товара. При такой высокой налоговой нагрузке многие виды белорусской продукции станут неконкурентоспособными по сравнению с российской. Покупатель будет выбирать то, что дешевле, что ему позволяет купить его зарплата.
2. Высокий уровень протекционизма предприятиям госсектора
"Забота" государства о предприятиях и сдерживание частной инициативы привели к тому, что госпредприятия стали работать неэффективно. По данным Национального статистического комитета, около 11% предприятий Беларуси – убыточны. Сумма чистого убытка в январе-сентябре 2011 года возросла на 47% по сравнению с прошлым годом до BYB 838,6 миллиардов.
К тому же на протяжении нескольких последних лет предприятия брали кредиты в белорусских рублях и иностранной валюте и бюджетные ссуды, которые в ряде случаев использовались неэффективно. Суммарная задолженность предприятий (кредиторская задолженность плюс задолженность по кредитам и займам) на 1 октября 2011 года составляла BYB 100,641 триллионов.
Займы, кредиты, а также проценты по кредитам белорусским предприятиям придется отдавать, причем, процентная ставка очень высока – от 50%. Из каких средств?
-- Переходя на правила игры Таможенного союза, а по сути – на российские правила, мы ломаем старую модель, "обрезаем" господдержку предприятиям, -- поясняет Виктор Маргелов. – Еще пару лет назад на итоговых совещаниях руководители предприятий отчитывались, кто сколько госинвестиций "освоил". Извините, но эту государственную "халяву" кто, сколько мог, столько и тянул, и неизвестно куда использовал.
Господдержка обернулась ослаблением отечественных предприятий. На протяжении многих лет сбыт продукции обеспечивался по квотам, дотаций и кредитов давали столько, сколько нужно было.
-- Заставить их работать в условиях Таможенного союза и конкурировать с россиянами – это как наркомана послать на Олимпийские игры, -- иронизирует Виктор Маргелов.
3.Отсутствие в Беларуси крупного частного бизнеса
Крупный частный бизнес в Беларуси, вроде, и есть. Но качественно иной, чем в России. При этом доля всего частного бизнеса невелика – почти 90% реального сектора контролируется государством.
-- Частный бизнес более мобилен, поэтому он быстрее и агрессивнее реагирует на обстановку, -- считает Виктор Маргелов. -- Отечественный крупный бизнес нерасторопен и прислушивается к тому, какое мнение будет "наверху". Получается, в ущерб интересам предприятий (и, в конечном счете, экономике) крупный по сути государственный бизнес маневрирует между десятками интересов других игроков.
4. Отсутствие финансовых ресурсов
Беларусь – небогатая страна. У наших предприятий, как государственных, так и частных, нет ресурсов не только на продвижение своей продукции, но, как показала заготовительная компания 2011 года, их недостаточно даже на закупку сырья на внутреннем рынке. В частности, многие предприятия перерабатывающей промышленности не смогли в этом году по приемлемым ценам и в достаточном количестве заготовить овощи, фрукты, ягоды, грибы из-за конкуренции с российскими заготовителями, предлагавшим гораздо более высокие закупочные цены.
Рекламные бюджеты у многих предприятий или отсутствуют, или крайне ограничены. Российский бизнес продвигает свою продукцию, в том числе, на белорусском рынке, умело и агрессивно.
На что могут позариться в Беларуси россияне
Сам по себе приход в Беларусь российского бизнеса, как и любого иностранного, может даже поспособствовать развитию экономики страны, отмечают эксперты.
-- Будет очень хорошо, если здесь появится и будет развиваться иностранный бизнес с новыми рабочими местами, налогами и инвестициями, -- говорит Роман Костицын.
Угрозу, по его мнению, несут отдельные представители отдельных компаний, которые считают, что им по определению должны подарить этот рынок - без конкуренции, без соблюдения правил рыночной экономики, антимонопольного законодательства.
-- В процессе создания нормативной базы Таможенного союза мы еще не раз столкнемся с такими представителями, -- прогнозирует Костицын.
При этом эксперты "Завтра твоей страны" отмечают, что угроза белорусскому рынку присутствует, как в условиях Таможенного союза, так и без него.
-- Поглощение белорусского бизнеса российским вполне возможно, потому что белорусский бизнес слаб, а в мире всегда слабого поглощает более сильный, -- считает председатель правления Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Георгий Бадей. – Другое дело, что поглощают для того, чтобы получить прибыль, завоевать рынки. А если наш бизнес не способен приносить дивиденды, то зачем он нужен тому же российскому?
В то же время предприятия малого бизнеса в условиях Таможенного союза, напротив, могут стать сильнее на рынке, считает генеральный диpектop бизнеc-инкубатopа ЗАO "МАПЗАО" Минcкoй oблаcти Сергей Найдович.
-- Конечно, придется перестраиваться, -- говорит директор бизнес-инкубатора. -- Национальное законодательство всегда более узкое, чем союзное. По крайней мере, если наш малый бизнес соединится в своих намерениях с российским и казахским, нам проще будет отстаивать свои интересы.
Впрочем, благоприятные условия для ведения бизнеса никто белорусам дарить не собирается, уверены эксперты.
-- Почему-то российские производители лоббируют свои интересы и продвигают свои инициативы, а мы "сидим дома" и ждем, что кто-то за нас что-то сделает? Такого не бывает, -- подчеркивает Георгий Бадей.