Власти готовят новый удар по кошелькам белорусов
Белорусские власти, похоже, решили не препятствовать росту цен на ряд товарных групп и тарифов на услуги до необходимого уровня до конца этого года. К такому выводу приходят эксперты, комментируя требование Александра Лукашенко разобраться с инфляцией. Это значит, что белорусов в этом году ждет как минимум еще один курс ценовой шоковой терапии.
Почему президент взялся за инфляцию?
Борьбу с инфляцией Нацбанк и рыночники из правительства обозначили как первоочередную экономическую задачу на 2012 год. Однако главу государства запланированные на следующий год шаги по ужесточению денежно-кредитной политики не устроили. Но спустя несколько дней после головомойки, устроенной рыночникам, Лукашенко стал придерживаться их позиций. С чего вдруг?
«По всей видимости, «рыночникам» удалось убедить президента в правильности своей позиции. Они доказали, что настаивать на сохранении прежней экономической политики опасно», — считает экономист Сергей Чалый.
Эксперт не исключает, что решающим аргументом для президента стала встреча с главой Нацбанка Надеждой Ермаковой, которая объяснила, чем был вызван такой резкий скачок инфляции, какие угрозы для экономики исходят от дальнейшего роста цен и почему надо сдерживать эмиссионное кредитование.
«И президент, еще недавно выразивший недовольство по поводу такого низкого прогноза по росту ВВП (1,5%), заложенного рыночниками, теперь вдруг переключился на борьбу с инфляцией. И выглядит это так, как будто не президент согласился с точкой зрения рыночников, а он сам выдвинул требование бороться прежде всего с ростом инфляции», — отметил Сергей Чалый.
Озвученная главой государства стратегия звучит как «прекратить шальное ценообразование». При этом требование «зачистить все в ноябре-декабре», по словам экспертов, означает, что власти согласились на дальнейшую корректировку цен на ряд товаров и услуг в сторону повышения, чтобы оставшийся «хвост» инфляции не переносить на следующий год.
«Власти хотят «собрать» в этом году всю инфляцию, которую можно, чтобы в следующем не допускать резкого роста цен и держаться в рамках 18-20%», — поясняет председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
Откуда ждать неприятностей?
По словам Сергея Чалого, неисчерпанный инфляционной потенциал заложен прежде всего в товарах и услугах, контролируемых государством. Это транспортные тарифы и услуги ЖКХ, а также бензин. Именно здесь стоит ждать роста цен до конца года.
На это, кстати, намекнула и Ермакова, заявив на встрече с Лукашенко, что «если сегодня ничего не поменяется, кроме того, что должны еще по коммунальным платежам немного подкорректировать цены, то, наверное, должен остановиться рост инфляции».
Какой силы в этой связи будет удар по потребительскому бюджету, Сергей Чалый затруднился спрогнозировать. «Здесь действуют другие законы цены. И рост стоимости может быть в определенной степени произвольным. Заметьте, нам уже дурят голову. Например, транспортники, когда объясняли обоснованность роста стоимости проезда до 1300 рублей, называли одни цифры себестоимости, до 1800 рублей — другие. С ценами на услуги ЖКХ также совершенно непрозрачная ситуация. Как захотят, так и сделают», — не исключает экономист.
Вырастут и цены на товары, регулируемые государством, уверены эксперты.
«Вдогонку за реальной инфляцией государство позволило даже монополистам отрегулировать цены. Но с ноября был утвержден новый бюджет прожиточного минимума. И в течение этого месяца предприятия пересматривают свои затраты, индексируют заработные платы и налоги с зарплат. Соответственно, в декабре они опять пойдут за согласованием повышения цен и тарифов», — прогнозирует Андрей Карпунин.
Ритейлеры со своей стороны вообще не видят предпосылок для замедления инфляции как минимум в этом году. Наоборот, из-за роста цен на энергоресурсы себестоимость будет расти, заявляют они.
Росту цен будет способствовать и выбранная многими производителями стратегия «раз есть спрос, то можно и предложение поставить подороже». Плюс импортеры ряда товарных позиций, несмотря на единый курс, продолжают закладывать в цену высокие валютные риски.
«Да и с чего вдруг продукция будет дешеветь? — недоумевает директор одного крупного столичного универсама. — Таможенные пошлины не снизились, НДС тоже не упал». По его словам, все это учитывается в цене товара для конечного потребителя.
«На всемирной выставке вина в Дюссельдорфе немцы предлагали нам вино по 5 евро. И их откровенно шокировало, когда я сказал, что у нас такое вино будет стоить 15 евро. А все потому, что конечная цена с учетом таможни, налогов, наценки оказывается выше начальной на 270%. Причем, 200% забирает государство. И когда это же государство говорит — снижайте цены, даже не знаешь, что и сказать», — отметил руководитель торгового предприятия.
Не стоит, по его словам, рассчитывать, что сильно изменят общую картину с ценами ожидаемые предновогодние распродажи.
«У потребителя возникнет лишь иллюзия того, что цены падают. На самом деле в большинстве случаев распродажи — это блеф. Чаще всего фирмы вместе с магазинами договариваются о продаже со скидками 5-10 позиций, которые ничего не решают. Ну, купите вы 2-3 товарных позиции, а все остальные по нормальным ценам, посмотрите на экономию и прослезитесь. Основная цель таких распродаж — завлечь к себе покупателя».
Впрочем, Андрей Карпунин не исключает, что власти на самом деле могут не только сказать ценам «стоп», но и принять соответствующие меры. «Например, могут найти 333 аргумента, оправдывающих снижение торговых наценок. Надеюсь, что этого не произойдет, но морально к этому надо быть готовым», — полагает эксперт.
Дальнейшее изменение инфляции также будет зависеть от действий властей. Прежде всего, новый скачок инфляции может вызвать рост ставки рефинансирования. По словам Карпунина, предприятия, которые зависят от стоимости кредитных ресурсов, начнут просто закладывать в цену готовой продукции расходы на обслуживание займов. Так что властям придется много раз подумать, прежде чем принимать то или иное решение, если они и впрямь намерены обуздать инфляцию.
Андрей КОЖЕМЯКИН