Памятка немецкого инвестора
Имеющиеся предпосылки делают Беларусь потенциально интересным местом для инвестиций, однако имеются существенные риски, требующие учета. Такой вывод содержится в письменной презентации «Условия ведения бизнеса в Беларуси: текущие тенденции», сделанной Немецкой экономической группой в Беларуси в рамках 5-го Дня немецкой экономики.
«Ежедневник» приводит данной текст презентации целиком, чтобы дать понять, как оценивают зарубежные специалисты ситуацию в нашей стране и на какую инвестиционную активность белорусы реально могут рассчитывать.
Основные показатели
ВВП (2010): 54,7 млрд USD
Население: 9,48 млн. человек
ВВП на душу населения (2010): 5 771 USD
Для сравнения: Россия – 10 437 USD, Украина – 3 013 USD
Доля промышленного производства в ВВП: 26,7%; сельскохозяйственного производства в ВВП: 7,4%
Важнейшие торговые партнеры (товары и услуги):
- экспорт: ЕС%, Российская Федерация 39%
- импорт: ЕС 22%, Российская Федерация 52%
Рейтинги: Moodys: В3/негативный (Украина: В2/стабильный)
Standard&Poors: В-/негативный (В+/стабильный)
Экономический рост
В 2005-2008 годах высокие темпы роста экономики были обусловлены благоприятной внешней обстановкой и значительными дотациями РФ по ценам на энергоносители.
В 2009 году в Беларуси была относительно неплохая реакция на мировой кризис (в т.ч. программа МВФ); поэтому обошлось без резкого падения ВВП, как это произошло в регионе в целом.
В 2010 году крайне экспансивная денежно-фискальная политика в год президентских выборов поддерживает рост экономики.
В 2011 году из-за валютного кризиса вероятно ощутимое снижение темпов роста экономики.
Оценка: высокие темпы роста в прошлом, но в будущем не избежать их ощутимого спада.
Фискальная политика
На первый взгляд, фискальная политика консервативна. То есть существуют малые дефициты, а отчасти даже профицит. Однако обширные, мнимо фискальные меры , например, дотируемые кредиты государственным предприятиям совершенно непрозрачны. Кроме того, долг государства находится преимущественно в USD, из-за чего существуют высокие риски, связанные с обменным курсом. Поэтому девальвация (-ции) 2011 года значительно увеличили объем задолженности. Важной задачей является стабилизация.
Оценка: неоднозначная, риски растут.
Инфляция
До 2010 года темпы роста инфляции колебались на уровне 10%. В 2011 году валютный кризис запустил спираль девальвации и инфляции. Инфляция свыше 60% - отрицательный мировой рекорд. Поэтому важно быстро взять под контроль процесс инфляции путем ужесточения денежной политики: Нацбанк повысил ставку рефинансирования до 30%; ужесточение фи скальной политики и политики в области доходов; сокращение выдачи кредитов. В противном случае возникает опасность дальнейшей макроэкономической дестабилизации.
Оценка: отрицательная, основной вызов для экономической политики.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
В 2005-2006 годах Беларусь являлась «closed stop» (закрытой зоной).
В 2007-2008 годах наблюдался прирост на фоне «открытия» страны для иностранных инвесторов. Но затем вновь в период мирового финансового кризиса наблюдался спад.
В 2011-2012 годах прогнозировать развитие ситуации очень сложно. Наблюдается тесная связь с избирательно проводимой приватизацией.
Оценка: потенциал пока не исчерпан
Официальный обменный курс и валютные резервы
Традиционно в Беларуси существует привязка к доллару США
В январе 2009 была проведена девальвация по требованию МВФ как следствие мирового финансового кризиса. С начала 2011 года в Беларуси начался масштабный валютный кризис. Девальвация на 36% в мае не решила проблем. Административные ограничения ведут к формированию черного рынка.
С середины сентября в Беларуси возникает «двойной курс». Официальный обменный курс (приблизительно 5580 USD/BYR) для определенных сделок; свободный обменный курс (приблизительно 7800 USD/BYR).
Отрицательный момент: малые резервы (4,5 млрд USD, покрытие импорта примерно на 6 недель).
Оценка: говорить о завершении кризиса слишком рано
Сальдо счета текущих операций
До 2010 года происходил стремительный рост сальдо счета текущих операций до проблемного уровня. Такая ситуация наряду со сложностями финансирования (например, малый объем ПИИ) – значимая причина текущего валютного кризиса. Остается надеяться, что проведенная девальвация и дальнейшее ужесточение денежной и фискальной политики снизят дефицит торгового баланса. Однако риск заключается в том, что высокая инфляция вновь подорвет возросшую конкурентоспособность.
Оценка: отрицательная, хотя последняя девальвация, вероятно, даст положительный эффект.
Внешний долг
Значительный рост внешнего долга отражает большой дефицит текущего счета. Существенный фактор роста – госдолг либо долг, обеспеченный государством. Девальвация заметно повысила отношение задолженности к ВВП.
Отрицательный момент: большой объем краткосрочных внешних долговых обязательств, превышающих 30%. Это является фактором риска при сегодняшней неустойчивости глобальных финансовых рынков.
Оценка: тенденция негативная, рост долга необходимо взять под контроль.
Сравнение кризисов 2009 и 2011 гг.
Во время глобального финансового кризиса 2008-2009 годов проблемы Беларуси были вызваны преимущественно внешними факторами. Среди них можно выделить два основных направления: падение поступлений от экспорта (снижение экспортных цен и объемов основных экспортируемых товаров) и внезапное прекращение притока капитала.
Стоит отметить быструю реакцию ответственных лиц по запуску программы stand-by с МВФ, ее относительно планомерную реализацию до завершения программы в марте 2010 года. Ее основные акценты были сделаны на ужесточение фискальной и денежной политики, девальвацию, структурные реформы.
В результате отрицательные эффекты для Беларуси были слабее, чем в регионе.
Оценка: в целом правильная реакция на кризис. Обращение к МВФ помогло ограничить отрицательное влияние мирового финансового кризиса.
В отличие от кризиса 2009 года текущий валютный кризис произошел по внутренним причинам, в частности, из-за крайне экспансивной денежно-фискальной политики перед выборами-2010. Эта политика обострила существовавший дисбаланс по внешним операциям (отрицательное сальдо текущего счета).
Вместе с тем, до сих пор нет последовательной программы по преодолению кризиса. Предпринимаются в основном одиночные меры, отчасти противоречивые и основанные на административном воздействии.
Поддержка со стороны внешних доноров оказалась меньшей, чем ожидалась.
В результате устойчивой стабилизации ожидать не приходится. Проводимая экономическая политика малоубедительна.
Оценка: по сравнению с кризисом 2009 года пока качество кризисного менеджмента значительно хуже.
Условия для инвестиций
Деловой и инвестиционный климат
С 2008 года предпринимаются меры по снижению зарегулированности экономики, в т.ч. упрощение в сфере ценообразования и лицензирования, сокращение числа налогов, Уплачиваемых предприятиями, облегчение процедуры регистрации предприятий.
Рейтинг Doing Bisiness 2011 Всемирного банка: 65-е место (2008 год – 115 место)
Положительно оцененные индикаторы: Регистрация собственности (6 место), регистрация предприятий (7), обеспечение исполнения контрактов (12).
Отрицательно оцененные индикаторы: Налогообложение (183-е, предпоследнее место), международная торговля (128), защита (прав) инвесторов (109).
Проблемные моменты: реформы до сих пор были скорее точечными. Ориентация на формальное выполнение критериев рейтинга, для достижения цели - «войти в тридцатку лучших», привела к тому, что основополагающие слабые места затронуты не были. До сих пор приток ПИИ разочаровывает. То есть улучшение инвестиционного климата не отразилось в появлении новых проектов зарубежных инвесторов.
Принятая в декабре 2010 года Директива №4 стала каталогом мер по дальнейшему снижению зарегулированности. Некоторые из них начали реализовываться из-за валютного кризиса. Однако непостоянство политики формирования экономического порядка вселяет неуверенность в инвесторов.
Оценка: очень неоднозначная.
Общие условия ведения бизнеса
Преимущества Беларуси: низкая заработная плата при высоком уровне профессионального образования, географическая близость к внутреннему рынку ЕС, хорошие условия доступа на рынок РФ (Таможенный союз), оставшаяся в относительно хорошем состоянии транспортная инфраструктура и промышленная база.
Недостатки Беларуси: несмотря на упомянутое улучшение инвестиционного климата, остается по-прежнему значительным вмешательство государства в хозяйственные процессы: высокие ставки налогов и затраты времени на их уплату, а также серьезные бюрократические барьеры. В ближайшем будущем не ожидается существенного прогресса в экономической (ВТО) и политической (ЕС) интеграции.
Существуют риски из-за сильной зависимости от конъюнктуры в России.
Цены на импортируемые энергоносители по-прежнему ниже мирового уровня, что может заключать в себе риски будущих затрат.
Выводы
Макроэкономическая ситуация
После положительного развития в 2005-2008 годах и сравнительно «мягкого» кризиса в 2009 году, в 2010 году были заданы неправильные ориентиры экономической политики. Их последствия – масштабный валютный кризис, который пока не удается контролировать в полной мере.
Стабилизация ситуации возможна только при решительных действиях ответственных органов; спад в 2012 году кажется неизбежным
Условия для инвестиций
Произошло частичное улучшение инвестиционного и делового климата, однако в данной сфере необходимо по-прежнему еще очень много сделать.
Имеющиеся в принципе предпосылки делают Беларусь потенциально интересным местом для инвестиций, однако имеются существенные риски, требующие учета.
Информация по делу:
Немецкая экономическая группа в Беларуси работает с 2003 года. Она ведет диалог по вопросам экономической политики с настроенными на проведение реформ представителями белорусского правительства. Финансирование группы осуществляется Федеральным министерством экономики и технологий в рамках программы Федерального правительства Германии.