Цены и курс. Делаем прогнозы

Источник материала:  
Цены и курс. Делаем прогнозы

Завышенный “черный” обменный курс остался в прошлом. Рыночная цена доллара на второй день торгов упала с 8,6 до 8,5 тысяч Br

Импортеры идут на снижение

По сравнению с первым днем торгов на специальной сессии биржи доллар подешевел на 100 рублей. Вслед за этим обменники многих банков тоже немного сбросили цену продажи инвалюты.

Если следовать экономической логике, то цены на товары, так либо иначе имеющие в цене импортную составляющую, тоже могут подешеветь. Как же обстоят дела на практике?

В последние месяцы импортеры закладывали в стоимость своих товаров совершенно произвольный курс — обычно выше рыночного, чтобы подстраховаться от всевозможных скачков валютных котировок в дальнейшем. Теперь же у них появились более четкие ориентиры в стоимости  доллара. К примеру, в сети магазинов бытовой техники “Электросила” корреспонденту “НГ” признались, что уже на следующей неделе цены на весь ассортимент продукции сети могут измениться в сторону понижения. Ценники планируют уменьшить как минимум на 10 процентов, а то и больше.

А вот в компании “Виталюр”, импортирующей на белорусский рынок свежемороженую рыбу, заняли выжидательную позицию и считают, что преждевременно вести речь о снижении цен после второго дня торгов на бирже. “Все будет зависеть от того, по какой цене в дальнейшем мы будем покупать на бирже валюту. Если по такой, как сегодня, то не исключено, что цены понизятся”, — обнадежили нас там.

Дешевле не бывает?

Представители белорусских молочных и мясокомбинатов признались, что рыночный курс доллара хоть и прибавит стабильности работе предприятий, но существенно на стоимости продукции не отразится. “Все цены как на социально значимую продукцию, так и на не входящий в этот перечень ассортимент мы сейчас согласовываем на уровне области. Без их согласия повысить цены мы не можем, а понизить — нет предпосылок”, — признались на одном мясоперерабатывающем предприятии. Поэтому торговать в России для них по-прежнему выгоднее, чем в Беларуси.

Такого же мнения придерживаются и на молокозаводах. “В то время как закупочные цены для хозяйств поднялись на 40 процентов, стоимость на нашу молочную продукции возросла всего на 10 процентов. Куда ее еще понижать?” — недоумевал директор одного из молокоперерабатывающих предприятий. Позитив он увидел  лишь в том, что теперь появилась возможность большую часть своей валютной выручки продавать на бирже не за 5 тысяч рублей, а по рыночному курсу.

Кстати, Министерство экономики опубликовало 14 сентября постановление, согласно которому установило на ряд социально значимых товаров в “целях временного сдерживания цен” предельные торговые надбавки еще на 90 дней.

Билет — по курсу Нацбанка

Спрос на легковые автомобили после 1 июля значительно упал. Тем не менее за два последующих месяца в страну через таможню ввезли около 5 тысяч легковых машин и микроавтобусов. Могут ли потенциальные покупатели рассчитывать, что в связи со снижением обменного курса новые автомобили подешевеют?

“Прежде автодилеры использовали разные курсы пересчета стоимости машины в рубли. Это зависело от того, по какому курсу каждый из них приобрел инвалюту”, — пояснила “НГ” директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанович.

В дальнейшем же, если валюту можно будет приобрести дешевле, чем сегодня, дилеры в рублевом эквиваленте могут сбросить цену. По словам Людмилы Шабанович, автосалоны внимательно отслеживают ситуацию с формированием цен.

Для снижения цен есть и еще одно хорошее основание. Как сообщил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк, все таможенные пошлины, ставки по которым номинированы в иностранной валюте, по-прежнему в рублевом эквиваленте можно вносить исходя из официального курса Национального банка, по которому, например, евро стоит не 12 тысяч, как в обменниках, а менее чем 8 тысяч.

По курсу Нацбанка продолжают работать и страховые организации Беларуси. Официального курса придерживаются и на Белорусской железной дороге, когда рассчитывают стоимость проезда в международном сообщении. Цена таких билетов, как пояснили в пассажирской службе управления БЖД, определяется не Министерством экономики или другим госорганом Беларуси, а на основании международных договоренностей между администрациями железных дорог разных стран. При этом стоимость проезда зависит не от доллара или евро, а от обменного курса белорусского рубля по отношению к швейцарскому франку (сейчас это около 6 тысяч рублей).

Алена ПОКАЛО, Руслан АНАНЬЕВ, “НГ”

←МТБанк: новые возможности для финансирования малого бизнеса - замена оборудования и иные энергоэффективные проекты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика